Использование моделей при формировании временных представлений у дошкольников

Название предмета: педагогика
Категория: дипломная работа

Содержание

  1. Особенности восприятия времени детьми……………………………3
  2. Использование моделей как одно из средств понимания временной последовательности детьми дошкольного возраста…………………9
  3. Формирование временных представлений у дошкольников с использованием моделей………………………………………………13
  4. Выводы и предложения………………………………………………..22

Список использованной литературы……………………………………..24

Приложения………………………………………………………………...25

  1. Использование моделей как одно из средств понимания временной последовательности детьми дошкольного возраста

Моделирование характеризуется как исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей; использование моделей для определения или уточнения характеристик и рационализации способов построения вновь конструируемых объектов[1].

Моделирование предполагает прежде всего оперирование сущностными характеристиками замещаемого объекта, зафиксированными в какой-либо форме (знаковой, образной) с целью получения новой информации об этом объекте.

Модель – от лат. – мера, образец, норма – в логике и методологии науки – аналог (схема, структура, знаковая система) определенного фрагмента природной или социальной реальности, порождения человеческой культуры, концептуально-теоретического обоснования и т.п. – оригинала модели. Модель выступает средством объяснения, предсказания и эвристики.

В психологических работах перечисляются функции, которые способно выполнять моделирование, становясь компонентом той или иной деятельности: функция абстрагирования, операциональная функция, функция симультанизации восприятия (Н. Г. Салмина), функции фиксации знаний, обозначения, планирования (Л. И. Айдарова), построения идеализированной предметности и, наконец, эвристическая функция (В. В. Давыдов, А. У. Варданян, Л. М. Фридман и другие). Осуществление всех этих функций предполагает и определенную специфику операционного состава моделирующей деятельности.

Родившийся ребенок попадает не только в реальный, вещно-определенный мир, в котором каждый элемент является именно этим, а не каким-либо другим, но одновременно и в мир условностей, знаков, символов. Будучи втянутым активным освоением мира в обе эти действительности, ребенок поставлен перед объективной необходимостью в разных формах своей жизнедеятельности строить средства их познания. В совместном бытии со взрослым ребенок учится понимать знаки, оперировать знаковыми системами, использовать их в собственной деятельности.

Под знаково-символической деятельностью понимают сложное, системное, многоуровневое, иерархически организованное образование, позволяющее моделировать и преобразовывать во внутреннем плане сознания субъекта объективный мир; процессы конструирования идеализированной предметности и оперирования в ней знаковыми средствами.

На сложный, системный характер знаково-символической деятельности указывает разнообразие процессов, в которых она находит свое воплощение: замещение, кодирование, моделирование, схематизация, обобщение и т. д.

С помощью знаковых систем строятся модели, первые конструкты идеализированной предметности, строится образ мира, а сам ребенок для себя также становится предметом анализа[2].

Л.А.Венгер главными средствами познания ребенком окружающего мира полагал эталонную и модельную формы опосредствования, рассматривая их в качестве особой формы познавательной деятельности дошкольников.

По мнению Д. Б. Эльконина, сущность всякого моделирования, состоит в воссоздании объекта в другом, не натуральном материале, в результате чего в объекте выделяются такие стороны, которые становятся предметом специального рассмотрения, специальной ориентировки.

По мнению Д. Б. Эльконина, все типы деятельности ребенка дошкольного возраста, за исключением самообслуживания, носят моделирующий характер. Д. Б. Эльконин подчеркивал, что игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операциональнотехническая сторона минимальна, сокращены операции, условны предметы. Однако игра дает возможность такой ориентации во внешнем, зримом мире, которой никакая другая деятельность дать не может.

С помощью моделирования объективный мир получает своего знаково-символического двойника, в отношении которого ребенок в большей степени свободен, чем в оперировании реальными вещами. Механизм, с помощью которого внешние действия замещения и моделирования переносятся во внутреннюю форму, описан еще Л. С. Выготским — это механизм интериоризации.

В основе моделирования лежит замещение — возможность переноса значения с одного объекта на другой, возможность репрезентировать одно через другое. Модели — это формы особых абстракций, в которых существенные отношения объекта закреплены в наглядно-воспринимаемых и представляемых связях и отношениях вещественных или знакомых элементов. Это своеобразное единство единичного и общего, при котором на первый план выдвинуто общее, существенное.

Моделирование играет огромную роль в развитии временных представлений дошкольников.

Одним из важных условий продуктивности учебной деятельности является правильная ориентировка в текущем времени.

Своевременное и адекватное формирование понятий о времени у ребенка чрезвычайно важно. В школе, в частности, оно составляет необходимую предпосылку развития причинно-следственного и теоретического мышления, а также условие, обеспечивающее познавательную деятельность в целом.

Как уже отмечено, время не имеет наглядных форм, с ним нельзя совершать действия. Для восприятия времени у человека нет специального анализатора. Время познается опосредованно, через движение и ритм жизненных процессов или с помощью специального прибора. У взрослого человека- это результат деятельности ряда анализаторов, действующих в системе. У ребенка такой слаженности в работе анализаторов нет. Восприятие времени легко искажается субъективными факторами: заполненностью временного промежутка, его значимостью для субъекта, состоянием самого человека (ожидание, увлеченность).

Знакомство со временем может начаться только с усвоения обозначений и мер времени, выработанных людьми. Усвоение таких обозначений дается нелегко, так как они носят условный и относительный характер. То, что было «завтра», становится после ночи «сегодня», а через сутки - «вчера». Эта текучесть времени, его незримость крайне затрудняет его вычленение и познание.

Освоение времени осуществляется через практическую деятельность детей. Поэтому детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность различных видов деятельности. В ходе деятельности на ребенка воздействует сложный комплекс раздражителей, в котором временные отношения играют второстепенную роль. Поэтому в ходе специального обучения нужно организовать соответствующую деятельность, направленную на измерение времени при помощи приборов, демонстрирующих те или иные промежутки времени и их взаимосвязь, то есть время должно быть предметом специального внимания детей. В ходе такой деятельности создаются условия для формирования более четких представлений о времени.

 

[1] Смирнов Е.И. Технология наглядно-модельного обучения математике. Ярославль, 1998. С.29

[2] Фридман Л. М. Наглядность и моделирование в обучении. М., 1984.С.56


Дата: 7/5/2017г.
Уникальность текста: 25
Всего содержится листов: 20
Использовался основной шрифт: 14
Эта работа была продана за: 200


Скачать эту работу (для ознакомительных целей): скачать

Нужна работа, написанная специально для тебя? Жми:

Заказать дипломную работу по предмету педагогика


(так же сможешь заказать любую другую работу)


Поделитесь этой статьей со своими друзьями:



Мои похожие работы:

18 - Формирование экологических представлений о неживой природе у старших дошкольников в процессе прогулок и экскурсий




|2017 - 2018 © copyright| |Пользовательское соглашение|