Использование моделирования в развитии математических представлений у детей дошкольного возраста

Название предмета: педагогика
Категория: реферат

Содержание

  1. Специфика и возможности использования моделирования в обучении дошкольников
  2. Виды моделей и требования к ним
  3. Роль моделирования в развитии познания детей дошкольного возраста
  4. Основные проблемы внедрения моделей и моделирования в педагогический процесс детского сада

Список использованной литературы

  1. Специфика и возможности использования моделирования в обучении дошкольников

Специфика обучения дошкольников математике такова, что от действия с реальными множествами ребенок приходит к манипулированию сверхабстраткными для него понятиями: число, множество, количество, натуральный ряд. Их абстрактное содержание фиксируется знаками и символами. Но даже маленькие дети могут увидеть за символами реальные объекты, понять схемы.

Формирование элементарных математических представлений можно рассматривать как вид символической деятельности. Такие ее виды, как замещение, кодирование, схематизация и моделирование простейших математических объектов, свойств, отношений, зависимостей, алгоритмов уже используются в процессе обучения дошкольников математике[1].

Замещение, кодирование, схематизация и моделирование можно использовать как средство решения самых разнообразных математических задач.

Моделирование характеризуется как исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей; использование моделей для определения или уточнения характеристик и рационализации способов построения вновь конструируемых объектов.

Моделирование предполагает прежде всего оперирование сущностными характеристиками замещаемого объекта, зафиксированными в какой-либо форме (знаковой, образной) с целью получения новой информации об этом объекте.

Родившийся ребенок попадает не только в реальный, вещно-определенный мир, в котором каждый элемент является именно этим, а не каким-либо другим, но одновременно и в мир условностей, знаков. Будучи втянутым активным освоением мира в обе эти действительности, ребенок поставлен перед объективной необходимостью в разных формах своей жизнедеятельности строить средства их познания. В совместном бытии со взрослым ребенок учится понимать знаки, оперировать знаковыми системами.

Под знаково-символической деятельностью понимают сложное, многоуровневое, иерархически организованное образование, позволяющее моделировать и преобразовывать во внутреннем плане сознания субъекта объективный мир; процессы конструирования идеализированной предметности и оперирования в ней знаковыми средствами.

На сложный, системный характер знаково-символической деятельности указывает разнообразие процессов, в которых она находит свое воплощение: замещение, кодирование, моделирование, схематизация, обобщение и т. д.

С помощью знаковых систем строятся модели, первые конструкты идеализированной предметности, строится образ мира, а сам ребенок для себя также становится предметом анализа.

По мнению Д. Б. Эльконина, сущность всякого моделирования, состоит в воссоздании объекта в другом, не натуральном материале, в результате чего в объекте выделяются такие стороны, которые становятся предметом специального рассмотрения, специальной ориентировки.[2]

По мнению Д. Б. Эльконина, все типы деятельности ребенка дошкольного возраста, за исключением самообслуживания, носят моделирующий характер. Д. Б. Эльконин подчеркивал, что игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операциональнотехническая сторона минимальна, сокращены операции, условны предметы. Однако игра дает возможность такой ориентации во внешнем, зримом мире, которой никакая другая деятельность дать не может.

С помощью моделирования объективный мир получает своего знаково-символического двойника, в отношении которого ребенок в большей степени свободен, чем в оперировании реальными вещами. Механизм, с помощью которого внешние действия замещения и моделирования переносятся во внутреннюю форму, описан еще Л. С. Выготским — это механизм интериоризации.

В основе моделирования лежит замещение — возможность переноса значения с одного объекта на другой, возможность репрезентировать одно через другое.

Моделирование - представление объекта с помощью другого материала, позволяющее ребенку лучше ориентироваться в свойствах исходного объекта.

Математика представляет богатейший материал для разработок всевозможных моделей, схем, чертежей. Среди примеров таких моделей можно выделить модель, предложенную Р. Л. Непомнящей и Л. П. Клюевой.

Р. Л. Непомнящая и Л. П. Клюева предлагают знакомить детей с моделью, помогающей усвоить обобщенное понятие арифметического действия (сложение и вычитание), как отношение части и целого. Например, полкруга плюс полкруга равно круг. Эта модель записи арифметических действий способствует переходу от восприятия конкретных связей и отношений между частями и целым множеством к модели изображения связей и отношений арифметических действий с помощью условных и математических знаков. Модель записи является промежуточным звеном при переходе от графического изображения отношений между множествами к числовому равенству.

Как отмечает Р. Л. Непомнящая, наиболее сложные задания связаны с чтением графических изображений пространственных отношений и их моделированием в виде рисунка, чертежа, схемы и т.д. Такие упражнения выполняются на занятиях и в повседневной жизни в игровой форме, например: обставить кукле комнату как на рисунке, разведчикам найти спрятанный пакет, пользуясь картой, путешествие на игрушечном автомобиле в соответствии с указанным маршрутом и т.д. От использования готовых схем можно переходить к самостоятельному их составлению. Схематическое изображение соотносится с реальной пространственной ситуацией. Анализируя ее, ребенок произвольно трансформирует трехмерное пространство в двухмерное. На основе словесного описания, используя предметные и пространственные ориентиры, можно составлять планы-схемы пути из детского сада домой, в школу, в ближайший магазин и т.д.

 

[1] Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: Учеб. Пособие для студентов пед.ин-тов по спец. №2110 «Педагогика и психология» (дошк.)»/Р. Л. Березина, З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая и др.; под ред. А. А. Столяра. - -М. Просвещение. 1988 г. С.98

[2] Смирнов Е.И. Технология наглядно-модельного обучения математике. Ярославль, 1998. С.31


Дата: 7/5/2017г.
Уникальность текста: 20
Всего содержится листов: 14
Использовался основной шрифт: 14
Эта работа была продана за: 200


Скачать эту работу (для ознакомительных целей): скачать

Нужна работа, написанная специально для тебя? Жми:

Заказать реферат по предмету педагогика


(так же сможешь заказать любую другую работу)


Поделитесь этой статьей со своими друзьями:



Мои похожие работы:

84 - Воспитание эмоциональной отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве на уроках ИЗО в начальной школе
61 - Мои принципы работы
27 - Понятие и способы развития координации
18 - Формирование экологических представлений о неживой природе у старших дошкольников в процессе прогулок и экскурсий
8 - Психологическое консультирование




|2017 - 2018 © copyright| |Пользовательское соглашение|