Особенности сервисной деятельности МОУ ДОУ № 270

Название предмета: педагогика
Категория: курсовая работа (с практикой)

Глава 1. Особенности сервисной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Сфера услуг – это совокупность отраслей, подотраслей и видов деятельности, функциональное назначение которых в сфере общественного производства выражается в производстве и реализации материальных и нематериальных (духовных) услуг для населения. Индустрия  сервиса включает предприятия различных сфер, оказывающих услуги.

К индустрии сервиса относится и государственный сектор с его судами, биржами труда, больницами, ссудными кассами, военными службами, полицией, пожарной охраной, почтой, органами регулирования и школами, и частный неком­мерческий сектор с его музеями, благотворительными организациями, цер­ковью, колледжами, фондами и больницами. К индустрии сервиса  относится и добрая часть коммерческого сектора с его авиакомпаниями, банками, бюро компьютерного обслуживания, отелями, страховыми компаниями, юриди­ческими фирмами, консультативными фирмами по вопросам управления, частнопрактикующими врачами, кинофирмами, фирмами по ремонту сан­технического оборудования и фирмами-торговцами недвижимостью.

Маркетинг сервисной деятельности – это творческая управленческая деятельность, задача которого заключается в развитии рынка товаров, услуг и рабочей силы, путем оценки потребностей покупателей (клиентов), а также проведение практических мероприятий для удовлетворения этих потребностей[1].

С помощью процесса управления маркетингом координируются  возможности производства и распределения товаров и услуг, и определяется, что и как нужно делать, что необходимо предпринять, чтобы продать товар или услугу конечному потребителю (клиенту) определенную выгоду.

Маркетинг услуг – это те действия, благодаря которым услуги фирм доходят до клиентов.

Услуги – это экономическая деятельность, непосредственно удовлетворяющая личные потребности членов общества, домашних хозяйств, потребности разного рода предприятий, объединений, организаций, общественные потребности или потребности общества в целом, не воплощенные в материально-вещественной форме.

Если раньше услуга и признавалась товаром особого рода (хотя и эта точка зрения разделялась не всеми), но отношение к ней было как к товару «второго сорта», второстепенному по значимости. В настоящее время экономические реалии опровергают такую позицию: оказалось, что услуга — эконо­мически значимый товар, который может обеспечить (и обес­печивает!) существенные доходы; это товар, спрос на который характеризуется глобальной тенденцией устойчивого роста (коррелированной с развитием цивилизации и возрастанием общественного благосостояния); и, наконец (что важно для российских условий), это относительно «неосвоенный» товар (по крайней мере в тех объемах и том качестве, которые предъявляются современным спросом) и в этом смысле он яв­ляется перспективным, так как открывает потенциальные воз­можности для освоения новых сфер деятельности, внедрения на соответствующие сегменты рынка и т.д.

Вторая особенность современной трактовки понятия услу­ги состоит в том, что услуга может быть не только самостоя­тельным товаром, но и образовывать составную часть товара.

С точки зрения практических действий фирмы маркетинг услуг – это процесс, призванный помочь другим оценивать услуги.

Главная цель и назначение маркетинга услуг – помочь клиенту по достоинству оценить организацию и  ее услуги.

Маркетинг услуг сильно осложняется тем, что фирма продает клиенту НЕЧТО, не имеющее конкретной материальной формы; продает обещание сделать что-то, имеющее ценность для клиента.

В маркетинге услуг следует учитывать три момента.

Маркетинг в сфере услуг применяется сравнительно недавно. Маркетинг сам ничего не создает, поэтому его эффективность трудно оценивается. Самый сложный аспект маркетинга услуг – создание благоприятных условий для оказания услуг.  Услуги всегда связаны с человеком (клиентом) и видом деятельности. Специфика маркетинга услуг в этой связи связана:

а) с изучением поведения клиентов, их пожеланий, запросов;

б) с разработкой специфических приемов для достижения сбалансированности спроса и предложения;

в) с изучением методов воздействия на клиентов.     

Среди пяти основных концепций маркетинга (производственной, товарной, сбытовой, маркетинговой и социальной) в сфере услуг должна доминировать концепция социального маркетинга. Она утверждает, что предприятие, в данном случае – гостиничный комплекс, должно предопределять нужды, желания и интересы своего целевого рынка и удовлетворять их более эффективно, чем конкуренты, причем так, чтобы поддерживать или повышать уровень благосостояния потребителей и общества в целом.

Сущностная характеристика маркетинга услуг должна рассматриваться через содержание его целевой целей, принципов, задач и функций. Основными целями маркетинга услуг являются:

Маркетинг образовательных услуг имеет свои особенности только в сфере практического применения, а все основные принципы в нем не отличаются от маркетинга на любом рынке товаров или услуг.

Товаром на рынке образовательных услуг являются знания, умения и навыки, предлагаемые субъектами этого рынка (вузами, частными преподавателями, училищами, колледжами и т.п.). Сделки между предлагающими услуги учреждениями сферы образования и их потребителями осуществляются посредством обмена. Очевидно, что в настоящее время сделки осуществляются следующим образом: продавец образовательной услуги обучает чему-либо потребителя и подкрепляет полученное образование дипломом, свидетельством, аттестатом, а потребитель вносит плату за обучение, либо за него это делает кто-то еще, например, государство.

Общеобразовательные учреждения оказывают ОУ, различные по уровню общего образования: начальное - 3-4 года, основное - 5-6 лет, среднее (полное) - 10-11 (12) лет. В последнее время их услуги стали в большей массе различаться и содержательно, прежде всего по глубине профилирования образования: профилирование классов, углубленное изучение предметов, дополнительное образование, дифференцированное обучение[2].

Образовательные учреждения выступают в роли субъектов, формирующих предложение, оказывающих и продающих образовательные услуги.

С точки зрения рыночной экономики современное ДОУ можно рассматривать как фирму по предоставлению комплекса услуг населению в области воспитания и обучения, деятельность которой определяется социальным заказом, ориентирующимся на потребности, ожидания региона и города с определенными ценностными установками.

Цель маркетинга в ДОУ - обеспечить его ориентацию на удовлетворение групповых и индивидуальных запросов населения в образовательных услугах; достижение согласия между производителями образовательных услуг (ДОУ), посредниками (педагогами) и потребителями (родителями), т.о. маркетинг напрямую связан с реализацией образовательных услуг.

Услуга, по определению Филиппа Котлера, - это любые мероприятия и выгода, которую одна сторона может предложить другой; они в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо. От товара услуги отличаются следующими чертами: не материальностью, не сохраняемостью, непостоянством качества, неотделимостью от субъекта и т.д.

Рынок образовательных услуг - это сфера взаимодействия образовательных учреждений государственной, частной, коллективной форм собственности или лиц, индивидуально ведущих образовательную деятельность с той частью населения, которая предпочла вместо государственного негосударственное образование или решила получить дополнительное негосударственное образование[3].

С точки зрения маркетинга в функции образовательного учреждения входит:

- оказание обучающимся образовательных услуг, передача желаемых и необходимых знаний, умений и навыков (как по содержанию и объему, так и по ассортименту и качеству);

- производство и оказание сопутствующих образовательных услуг, а также оказание воздействий, формирующих личность;

- оказание информационно-посреднических услуг потенциальным и реальным обучающимся и др.

Образовательные услуги в ДОУ имеют ряд особенностей, отличающих их от другого рода услуг:

  1. Образовательная услуга производится и потребляется одновременно;
  2. Производитель услуги (ДОУ) через педагогических работников выступает ее сбытчиком и посредником;
  3. Образовательная услуга требует активного участия самого потребителя;
  4. Производство   и   потребление   образовательных   услуг   —   длительный процесс, его результат отсрочен во времени. Поэтому и ДОУ и заказчику трудно оценить эффективность образовательной услуги в целом. Вместе с тем этот процесс можно подразделить на разные элементы, ограниченные во    времени    и    поддающиеся    качественно-количественной    оценке, позволяющей контролировать и регулировать эффективность услуги в целом;
  5. Субъектом выбора услуг являются не обучающиеся, а их родители т.е. заказчик    и    клиент    не    являются    одним    лицом,    что    определяет дополнительные   сложности   в   анализе   потребностей   и   предпочтений потребителя, в прогнозировании результата образовательных услуг.

Маркетинг ориентирован на спрос (социальный заказ), который является основным объектом управленческого изучения и воздействия. Поэтому мы рассматриваем маркетинговое исследование как составной компонент информационного управления образованием не только в ДОУ, но и в городе, оно связано с принятием решений по всем аспектам развития образования.

Маркетинговые    исследования    стали    основой    для формирования   стратегии   оперативного   планирования   и   решения   насущных проблем дошкольных учреждений. Задачами исследования могут являться:

Объектами исследования выступают:

1)        Образовательная среда микрорайона;

  1. Семьи детей;
  2. Резервы ДОУ в образовательной деятельности.

Внешний анализ необходим для критического и объективного взгляда на деятельность ДОУ.

Внутренний анализ должен ответить на следующие вопросы:

ДОУ, действуя на основе маркетинга и объединяя свои усилия, осуществляя разумную кооперацию деятельности, может оказывать значительное влияние на развитие рынка образовательных услуг, на содержание и качество образования.

На каждом этапе планирования деятельности ДОУ маркетинговое исследование оказывает содействие в поиске и решении проблемы, выполняя информационно - аналитическое обеспечение на основе описательной, аналитической и прогностической функции.

 

 

[1] Кулибанов В. В. Маркетинг: сервисная деятельность. С-П., Питер, 2000. С.21

[2] Баранник М.А. Маркетинг образовательных услуг: базовые понятия, 1999 г.С.23

[3] Пищулин С. Современные методы маркетинга в области образования: динамика, перспективы», 2000 г.С.56

 

[4] Фалюшина Л.И. Бизнес-план. Реформирование системы общественного дошкольного воспитания и создания новых рабочих мест.// Обруч. № 6, 1997г.С.34


Дата: 7/5/2017г.
Уникальность текста: 25
Всего содержится листов: 14
Использовался основной шрифт: 14
Эта работа была продана за: 200


Скачать эту работу (для ознакомительных целей): скачать

Нужна работа, написанная специально для тебя? Жми:

Заказать Курсовую работу (с практикой) по предмету педагогика


(так же сможешь заказать любую другую работу)


Поделитесь этой статьей со своими друзьями:



Мои похожие работы:

23 - Воспитание у детей старшего дошкольного возраста чувства гражданственности
7 - Практикум по психологии
112 - Эмоциональные и поведенческие особенности детей дошкольного возраста с отклоняющимся поведением




|2017 - 2018 © copyright| |Пользовательское соглашение|