1. Психолого-педагогические основы использования русских культурных традиций в воспитании дошкольников……………………………………...9
1.1.Характерные особенности русских культурных традиций и менталитета русского человека как основа народной педагогики……………………………9
1.2. Культурные традиции как средство воспитания дошкольников…………18
1.3. Русский фольклор как основное средство воспитания ребенка в народной педагогике……………………………………………………………………….....35
Выводы по главе 1………………………………………………………………...42
2. Организация учебно-воспитательного процесса в детском саду
на основе русских культурных традиций………………………………………44
2.1. Изучение уровня знаний культурных традиций у дошкольников……….4 4
2.2 Система воспитания детей среднего дошкольного возраста на основе русских культурных традиций……………………………………………………...54
2.3. Выявление эффективности проведенной работы по воспитанию детей на основе русских культурных традиций……………………………………….....60
2.1. Изучение уровня знаний культурных традиций у дошкольников
Представленное в первой главе описание проблемы формирования культурных традиций у детей дошкольного возраста на основе народного фольклора позволило нам перейти к диагностическому комплексному исследованию, цель которого выявить уровень знаний детей о культурных традициях своего народа, как важном компоненте воспитания. При разработке комплексной диагностики мы опирались на выделенные критерии воспитанности детей дошкольного возраста на основе культурных традиций
Для исследования нами была выбрана средняя группа детского сада № 297 «Ивушка» Центрального района г. Волгограда. Мы начали свой эксперимент с выявления уже имеющихся у детей особенностей характера, поведения, обстоятельного изучения того, что сам говорит и думает о себе дошкольник, каков уровень его притязаний и самооценки, что говорят и думают о нем его товарищи, воспитатели, родители и другие окружающие люди, а также как он проявляет себя в различных видах деятельности и общении. Для того чтобы определить уровень знаний культурных традиций, как важного компонента воспитания, нам необходимо выяснить уровень развития национального самосознания, национальные идеалы.
Уровни воспитанности в духе национальной традиции определялись по степени выраженности компонентов культурной принадлежности детей среднего дошкольного возраста
В целях проверки ориентации на национальные идеалы проводился опрос с предложенными вариантами, где детям задавался вопрос: «Выбрать три самых достойных на ваш взгляд героев русских народных или зарубежных сказок: Иван – царевич, Василиса Премудрая, Красавица, Илья Муромец, Русалочка, Белоснежка и объясните, почему вы их выбрали».
Сформированность понятия «национальный идеал» оценивалась следующим образом:
Высокий уровень – когда дети выбирают из предложенных вариантов трех героев русских сказок, и свой выбор объясняют тем, что Илья Муромец – это защитник русской земли, он сильный и борется с врагами; Василиса Премудрая – добрая, умная, мудрая, сообразительная, работящая; Иван – царевич – целеустремленный, честный, простой, отважный, смелый.
Средний уровень – когда дети выбирают из предложенных вариантов двух героев русских сказок и одного из зарубежных.
Низкий уровень – когда дети ориентируются на героев зарубежных сказок, выбирая не более одного героя русских народных сказок, и выделяют ориентирами не нравственные качества личности, а физическую силу, красоту или голос, т. е. визуальное отношение при их выборе. Например, Русалочка – стройная, красивая; Красавица – красивая, веселая, хорошо поет; Белоснежка – нежная, прекрасная, интересная, с красивыми глазами
Заключение
В ходе опытно-экспериментальной работы необходимо было решить ряд задач.
В результате решения первой задачи, мы пришли к следующему выводу: очень важно в воспитании личности опираться на культурные традиции , которые передаются через поколения. Также необходимо учитывать опыт педагогов-классиков (К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский) при нравственном воспитании детей дошкольного возраста, которые в своей педагогической деятельности используют народную педагогику.
Решая вторую задачу, мы выявили характерные особенности культурных традиций и менталитета русского человека, как основных компонентов воспитания в народной педагогике.
Культурные традиции – это элемент общественной жизни, которые имеют свою специфику, обусловленную конкретно-историческими и этносоциальными условиями. В семье складываются важнейшие культурные традиции, которые влияют на духовно-эстетическое воспитание ребенка. Педагогическая среда обеспечивает условие для свободного возрастания «человека в человеке», раскрытие его духовного, интеллектуального и физического потенциала личности на основе богатого наследия русской культуры. Таким образом, в использовании народной педагогики в воспитании есть идеи возрождения духовности, нравственности и культурных традиций русского народа.
В результате решения третьей задачи было выявлено, что является эффективным средством воспитания в народной педагогике, так как содержит огромный воспитательно-образовательный потенциал.
Решая четвертую задачу, мы разработали систему работы, направленную на всестороннее воспитание детей среднего дошкольного возраста с использованием народного фольклора, как выражение культурных традиций.
Для организации формирующей работы мы провели диагностическое исследование уровня знаний и культурных традиций у детей среднего дошкольного возраста. Для этого мы провели опрос с целью выявления знаний о национальном идеале, задания для выявления уровня национального самосознания и тест на знание русских культурных традиций.
После этого провели формирующий эксперимент в виде системы поэтапной работы с использованием народного фольклора, а за ним контрольный срез и выявили, что у детей данной группы уровень знаний культурных традиций повысился.
На основе полученных результатов можно сделать вывод о том, что задачи, гипотеза нашей работы подтверждена.
Рекомендации воспитателю - при воспитании русских культурных традиций, при нравственном воспитании у детей дошкольного возраста на основе народного фольклора: