Использование русских культурных традиций в воспитании дошкольников

Название предмета: педагогика
Категория: курсовая работа (с практикой)

1. Психолого-педагогические основы использования русских культурных традиций в воспитании дошкольников……………………………………...9

1.1.Характерные особенности русских культурных традиций и менталитета русского человека как основа народной педагогики……………………………9

1.2. Культурные традиции как средство воспитания дошкольников…………18

1.3. Русский фольклор как основное средство воспитания ребенка в народной педагогике……………………………………………………………………….....35

Выводы по главе 1………………………………………………………………...42

2. Организация учебно-воспитательного процесса в детском саду

на основе русских культурных традиций………………………………………44

2.1. Изучение уровня знаний культурных традиций у дошкольников……….4 4

2.2 Система воспитания детей среднего дошкольного возраста на основе русских культурных традиций……………………………………………………...54

2.3. Выявление эффективности проведенной работы по воспитанию детей на основе русских культурных традиций……………………………………….....60

2.1. Изучение уровня знаний культурных традиций у дошкольников

Представленное в первой главе описание проблемы формирования культурных традиций у детей дошкольного возраста на основе народного фольклора позволило нам перейти к диагностическому комплексному исследованию, цель которого выявить уровень знаний детей о культурных традициях своего народа, как важном компоненте воспитания. При разработке комплексной диагностики мы опирались на выделенные критерии воспитанности детей дошкольного возраста на основе культурных традиций

  1. опрос с целью выявления знаний национального идеала;
  2. задания для выявления уровня национального самосознания;
  3. тест на знание русских культурных традиций.

Для исследования нами была выбрана средняя группа детского сада № 297 «Ивушка» Центрального района г. Волгограда. Мы начали свой эксперимент с выявления уже имеющихся у детей особенностей характера, поведения, обстоятельного изучения того, что сам говорит и думает о себе дошкольник, каков уровень его притязаний и самооценки, что говорят и думают о нем его товарищи, воспитатели, родители и другие окружающие люди, а также как он проявляет себя в различных видах деятельности и общении. Для того чтобы определить уровень знаний культурных традиций, как важного компонента воспитания, нам необходимо выяснить уровень развития национального самосознания, национальные идеалы.

Уровни воспитанности в духе национальной традиции определялись по степени выраженности компонентов культурной принадлежности детей среднего дошкольного возраста

В целях проверки ориентации на национальные идеалы проводился опрос с предложенными вариантами, где детям задавался вопрос: «Выбрать три самых достойных на ваш взгляд героев русских народных или зарубежных сказок: Иван – царевич, Василиса Премудрая, Красавица, Илья Муромец, Русалочка, Белоснежка и объясните, почему вы их выбрали».

Сформированность понятия «национальный идеал» оценивалась следующим образом:

Высокий уровень – когда дети выбирают из предложенных вариантов трех героев русских сказок, и свой выбор объясняют тем, что Илья Муромец – это защитник русской земли, он сильный и борется с врагами; Василиса Премудрая – добрая, умная, мудрая, сообразительная, работящая; Иван – царевич – целеустремленный, честный, простой, отважный, смелый.

Средний уровень – когда дети выбирают из предложенных вариантов двух героев русских сказок и одного из зарубежных.

Низкий уровень – когда дети ориентируются на героев зарубежных сказок, выбирая не более одного героя русских народных сказок, и выделяют ориентирами не нравственные качества личности, а физическую силу, красоту или голос, т. е. визуальное отношение при их выборе. Например, Русалочка – стройная, красивая; Красавица – красивая, веселая, хорошо поет; Белоснежка – нежная, прекрасная, интересная, с красивыми глазами

Заключение

В ходе опытно-экспериментальной работы  необходимо было решить ряд задач.

 В результате решения первой задачи, мы пришли к следующему выводу: очень важно   в воспитании личности опираться на культурные традиции , которые передаются через поколения. Также необходимо учитывать опыт педагогов-классиков (К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский) при нравственном воспитании  детей дошкольного возраста,  которые в своей педагогической деятельности используют народную педагогику.

Решая  вторую задачу, мы выявили характерные особенности культурных традиций и менталитета русского человека, как основных компонентов воспитания в народной педагогике.

Культурные традиции – это элемент общественной жизни, которые имеют свою специфику, обусловленную конкретно-историческими и этносоциальными условиями. В семье складываются важнейшие культурные традиции, которые влияют на духовно-эстетическое воспитание ребенка. Педагогическая среда  обеспечивает условие для свободного возрастания «человека в человеке», раскрытие его духовного, интеллектуального и физического потенциала личности на основе богатого наследия русской культуры. Таким образом, в использовании народной педагогики  в воспитании есть идеи возрождения духовности, нравственности и культурных традиций русского народа.

В результате решения третьей задачи было выявлено, что является эффективным средством воспитания в народной педагогике, так как содержит огромный воспитательно-образовательный потенциал.

Решая четвертую задачу, мы разработали систему работы, направленную на всестороннее воспитание детей среднего дошкольного возраста с использованием народного фольклора, как выражение культурных традиций.

Для организации формирующей работы мы провели диагностическое исследование уровня знаний и культурных традиций у детей среднего дошкольного возраста. Для этого мы провели опрос с целью выявления знаний о национальном идеале, задания для выявления уровня национального самосознания и тест на знание русских культурных традиций.

После этого провели формирующий эксперимент   в виде системы поэтапной работы с использованием народного фольклора, а за ним контрольный срез и выявили, что у детей данной группы уровень знаний культурных традиций повысился.

На основе полученных результатов можно сделать вывод о том, что задачи, гипотеза нашей работы подтверждена.

Рекомендации  воспитателю - при воспитании русских культурных традиций, при нравственном воспитании у детей дошкольного возраста на основе народного фольклора:

 


Дата: 7/5/2017г.
Уникальность текста: 45
Всего содержится листов: 70
Использовался основной шрифт: 14
Эта работа была продана за: 2300


Скачать эту работу (для ознакомительных целей): скачать

Нужна работа, написанная специально для тебя? Жми:

Заказать Курсовую работу (с практикой) по предмету педагогика


(так же сможешь заказать любую другую работу)


Поделитесь этой статьей со своими друзьями:



Мои похожие работы:

11 - Исследование акцентуаций характера у подростков
83 - Психологический практикум




|2017 - 2018 © copyright| |Пользовательское соглашение|