Закаливающие процедуры с детьми до года

Название предмета: педагогика
Категория: реферат

Введение

Повышение устойчивости человека к различным неблаго­приятным факторам окружающей среды -  главная основная задача современной медицины. В этом именно и заключается её про­филактическая направленность.

Научная профилактика в педиатрии своими корнями ухо­дит в далекую историю народной медицины. В России с древ­них времен детей приучали к холоду, к физическому труду. Народная мудрость усматривала в этом главный, а может быть и единственный по тем временам, источник здоровья. Русские врачи XVIII века Н. М. Амбодик, С. Г. Зыбелин, А. И. Полунин уже тогда отмечали необходимость использо­вания природных факторов для укрепления здоровья детского организма.

Выдающиеся детские врачи Н. Ф. Филатов, А. А. Кисель, Г. Н. Сперанский видели в закаливании дет­ского организма неисчерпаемый источник здоровья детей. Ещё в 1910 г. Г. Н. Сперанский публикует первую в России книгу о закаливании детей. Научная разработка проблемы закаливания стала возмож­ной лишь благодаря физиологическим исследованиям.

Рост числа часто болеющих детей, особенно в возрасте до 3 лет, в нашей стране за последние годы делает эту проблему закаливания особенно актуальной.

Понятие и принципы закаливания

Закаливание - это система процедур, способствующая повышению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды, выработке условнорефлекторных реакций терморегуляции с целью её совершенствования. Другими словами, закаливание - это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлены на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию, а также совершенствование защитных приспособительных реакций.

Закаливание организма — это формирование и совершен­ствование функциональных систем, направленных на повыше­ние иммунитета организма, что в конечном итоге приводит к снижению «простудных» заболеваний. Причем закаливание детей дает двойной положительный результат — снижение их заболеваемости и повышение полезной занятости родите­лей на производстве, что имеет не только социальное, но и су­щественное экономическое значение. Можно без преувеличения сказать, что научно обоснован­ные методы закаливания являются неисчерпаемыми источни­ками приумножения здоровья детей различного возраста[1].

У незакалённого организма даже непродолжительное охлаждение нарушает процессы теплорегуляции, что ведёт к превышению процессов теплоотдачи над процессами теплопродукции, а это сопровождается прогрессивным понижением температуры тела. В этом случае активизируется жизнедеятельность так называемых условно патогенных микроорганизмов и, как следствие, возникает заболевание.

Закалённый человек легко переносит не только жару и холод, но и резкие перемены внешней температуры, которые способны ослабить защитные силы организма. Он становится менее восприимчив к различного рода заболеваниям: гриппу, катару верхних дыхательных путей, пневмониям. Кроме того, закаливание не только повышает работоспособность и физическую выносливость организма, но и нормализует состояние эмоциональной сферы, позволяя человеку стать более сдержанным и уравновешенным.

Закаливающие мероприятия бывают общие и специальные. Общие включают правильный режим дня, рациональное питание, занятия физкультурой. К специальным закаливающим процедурам относятся закаливания воздухом (воздушные ванны), солнцем (солнечные ванны) и водой (водные процедуры).

Использование закаливающих процедур с целью укрепления здоровья будет благотворно только в том случае, если соблюдаются основные принципы закаливания, выработанные многолетней практикой и подкреплённые научными исследованиями[2].

Основные принципы закаливания

Систематичность

Закаливание организма должно проводиться изо дня в день и в течение всего года независимо от погодных условий и без длительных перерывов. Лучше всего если использование закаливающих процедур будет чётко закреплено в режиме дня, что позволит со временем выработать определённую стереотипную реакцию на применяемый раздражитель.

Постепенность

Закаливание принесёт положительный результат лишь в том случае, если сила и длительность действия закаливающий процедур будут наращиваться постепенно. Переход к более жесткому температурному режиму должен осуществляться постепенно, с учётом состояния организма и характером его ответных реакций.Особенно это важно учитывать при закаливании детей и пожилых людей, а также тех, кто страдает хроническими заболеваниями сердца, лёгких и желудочно-кишечного тракта.

Последовательность

Этот принцип не менее важен, чем постепенность изменения силы раздражающего фактора. Для начала следует применять щадящие процедуры обтирание или ножные ванны, а уже затем переходить к обливанию и душу, соблюдая при этом принцип постепенности снижения температуры воды.

Учёт индивидуальных особенностей человека и состояния его здоровья

Поскольку закаливание оказывает на организм весьма сильное воздействие, то прежде чем приступать к закаливающим процедурам, следует обратиться к врачу. Более того, при любом виде закаливания необходимы постоянный самоконтроль и врачебный контроль за состоянием здоровья. Особенно это учитывать при закаливании детей и тех, кто страдает хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Комплексность

Выбор закаливающих процедур зависит от ряда объективных условий: времени года, состояния здоровья, климатических и географических условий места жительства. И тем не менее, более эффективным является объединение разнообразных закаливающих процедур, отражающих весь комплекс естественных сил природы. При этом следует учитывать микроклимат помещения, в котором привык находиться человек, и теплозащитные свойства его одежды, создающие микроклимат около тела.

 

[1] Празников В.П. Закаливание детей дошкольного возраста.—Л.: Медицина, 1991г.С.6

 

[2] Празников В.П. Закаливание детей дошкольного возраста.—Л.: Медицина, 1991г. С. 12


Дата: 8/5/2017г.
Уникальность текста: 35
Всего содержится листов: 17
Использовался основной шрифт: 14
Эта работа была продана за: 300


Скачать эту работу (для ознакомительных целей): скачать

Нужна работа, написанная специально для тебя? Жми:

Заказать реферат по предмету педагогика


(так же сможешь заказать любую другую работу)


Поделитесь этой статьей со своими друзьями:



Мои похожие работы:

9 - Контрольная работа по психологии
10 - Экологический подход к использованию природных ресурсов в быту
35 - Использование загадки в работе по ознакомлению с окружающим у дошкольников с ЗПР
67 - Психологические особенности агрессивности у подростков
54 - Развитие навыков сотрудничества дошкольников в процессе игры
116 - Психолого-педагогический практикум по детской психологии




|2017 - 2018 © copyright| |Пользовательское соглашение|