Тенденции развития образовательной системы России

Название предмета: педагогика
Категория: курсовая работа (с практикой)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Понятие и особенности системы образования в России…………....5

    1. Понятие образования и системы образования………………………….5
    2. Особенности развития и проблемы образования в России……….….11

Глава 2. Перспективы развития образования в России..……………............15

2.1. Проблема гуманизации образования……………………………………..15

2.2. Цели и задачи модернизации образования………………………………19

Заключение……………………………………………………………………..29

Список использованной литературы………………………………………….31

Введение

Нормальное функционирование любого современного общества невозможно без полноценной системы образования. Образование давно уже стало одним из первостепенных факторов экономического развития, важным инструментом политики любого государства.

Институт образования относительно самостоятелен и вместе с тем оказывает сильное, если не решающее воздействие на развитие общества. Образование выходит на первое место по числу занятых преподавателей и учащихся, студентов, в сравнении с народным хозяйством. XX век в первую очередь называют веком образования. Оно интегрирует вокруг себя другие общественные системы (экономику, науку, культуру, экологию), предопределяя не только перспективы развития общества, но и деятельность каждого отдельного человека. По большом счету, в цивилизованном обществе, если исключить крайности протекционизма, судьба человека, его биография и карьера зависят от двух основных факторов — здоровья и качества полученного образования.

Образование как система — это уникальный социальный институт, призванный развивать и преумножать человеческий капитал, формируя идеи, социально-значимые идеалы, мировоззренческие позиции, надежды, конструирующие как будущее общество в целом, так и судьбу отдельных людей. В условиях движения человечества к информационному обществу значение науки и образования будет все более возрастать.

В настоящее время все больше говорят о кризисе образования в мире.

Образовательный кризис имеет не количественный, а качественный характер и его сущность состоит в том, что научно-техническая революция вызвала беспрецедентный скачок в развитии и изменении социальных условий. Системы образования также развивались и изменялись быстрее, чем когда-либо, но они все же слишком медленно, особенно в качественном отношении, приспосабливались к стремительному темпу событий. Возникший в результате этого разрыв между образованием и условиями жизни общества, разрыв, принимающий самые различные формы, и составляет суть мирового кризиса образования. «Для того, чтобы преодолеть кризис, по-видимому, необходима серьезная взаимная адаптация общества и образования. Без этого все увеличивающийся разрыв между ними, — писал Ф.Кумбс, — обязательно сокрушит основу образования, а в некоторых странах — основу самого общества»[1].

Последнее десятилетие минувшего века характеризовалось глубокими переменами как в социально-экономических условиях развития отечественной системы образования, так и в ее правовых основах. Известно, сколь серьезное воздействие на все стороны жизни образовательных учреждений оказало становление гражданского общества и рыночной экономики.

Сегодня в России остро стоит вопрос о необходимости реформирования образования.

Объект данного исследования – система образования России.

Предмет исследования – процесс развития системы образования.

Цель данного исследования – изучение тенденций развития образовательной системы России.

Согласно цели поставлены следующие задачи:

1. Определить понятие образования и системы образования;

2. Изучить особенности развития и проблемы образования в России;

3. Изучить проблемы гуманизации образования;

4. Выявить цели и задачи модернизации образования.

 

Глава 1. Понятие и особенности системы образования в России

  1. Понятие образования и системы образования

Понятие образования - весьма сложное и многоаспектное. В самом общем определении образование - это процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов. Образованным человеком можно назвать такого, который владеет общими идеями, принципами и методами, определяющими общий подход к рассмотрению многообразных фактов и явлений, располагает высоким уровнем развитых способностей, умением применять изученное к возможно большему числу частных случаев; кто приобрел много знаний и, кроме того, привык быстро и верно соображать, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление.

Следовательно, в понятие образования включены не только знания, навыки и умения как результат обучения, но и умения критически мыслить, творить, оценивать с нравственных позиций все происходящее вокруг как процесс бесконечно развертывающийся в деятельности и общении человека с ему же подобными. Достигается это путем включения человека в важнейшие виды деятельности. Тем самым под образованием человека (в процессуальном плане) понимается следующее.

Образование - это общественное организуемый и нормируемый процесс (и его результат) постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане становление личности в соответствии в генетической программой и социализацией личности.

В своем структурном срезе, образование, как, впрочем, и обучение представляет собой триединый процесс, характеризующийся такими его сторонами, как усвоение опыта, воспитание качеств поведения, физическое и умственное развитие. Тем самым образование детерминировано определенными представлениями о социальных функциях человека.

Образование как социальный институт - сложная система, включающая разные элементы и связи между ними: подсистемы, управление, организацию, кадры и т.д. и характеризующаяся целью, содержанием, структурированными учебными программами и планами, в которых учитываются предыдущие уровни образования и прогнозируются последующие[2].

Образование как система может рассматриваться в трех измерениях: социальный масштаб (образование в мире, определенной стране и т.д.), ступень образования (дошкольное, школьное, высшее), профиль образования - общее, специальное (математическое, гуманитарное, естественно-научное и т.д.), профессиональное, дополнительное.

Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность. Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами.

Признаками института образования являются:

1. установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость

2. символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни

3. утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы

4. кодекс устный и письменный - правили учащихся

5. идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении

Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс как вид социокультурной деятельности.

Система образования структурирована и по иным принципам, она включает ряд звеньев: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам[3].

Что касается дошкольного образования, то педагогика исходит из того, что основы воспитанности человека, его трудолюбия, многие другие нравственные качества закладываются еще в раннем детстве.

В целом значение дошкольного воспитания недооценивается. Слишком часто упускается из виду, что это чрезвычайно важная ступень в жизни человека, на которой закладывается первооснова личностных качеств человека. И суть не в количественных показателях «охвата» детей или удовлетворения желаний родителей.

Детские сады, ясли, комбинаты - не просто средство «присмотра» за детьми, здесь происходит их умственное, нравственное и физическое развитие. С переходом к обучению детей с 6 лет детские сады столкнулись с новыми для себя проблемами - организацией деятельности подготовительных групп, чтобы дети могли нормально входить в школьный ритм жизни, иметь навыки самообслуживания.

С точки зрения педагогики особую значимость приобретает анализ ориентированности общества на поддержку дошкольных форм образования, на готовность родителей прибегать к их помощи для подготовки детей к труду и рациональной организации своей общественной и личной жизни. Для познания специфики этой формы образования особо значима позиция и ценностные ориентации тех людей, которые занимаются с детьми - воспитателей, обслуживающего персонала, - а также их готовности, понимания и стремления выполнить возлагаемые на них обязанности и надежды.

В отличие от дошкольного образования и воспитания, которое охватывает не каждого ребенка (в 1992 г. в детсадах находился только каждый второй ребенок), средняя общеобразовательная школа нацелена на подготовку к жизни всего без исключения подрастающего поколения. В условиях советского периода, начиная с 60-х годов, осуществилась реализация принципа всеобщности полного среднего образования с целью обеспечения молодежи «равного старта» при вступлении в самостоятельную трудовую жизнь.

 

[1] Кумбс Ф. Кризис образования в современном мире. М.,1998.С. 15

[2] Нечаев В.Я. Социология образования.- М.: МГУ, 1992.С. 31

[3] Лукашевич Н.П. Социология образования. М., 1997. С. 43


Дата: 9/5/2017г.
Уникальность текста: 35
Всего содержится листов: 30
Использовался основной шрифт: 14
Эта работа была продана за: 1500


Скачать эту работу (для ознакомительных целей): скачать

Нужна работа, написанная специально для тебя? Жми:

Заказать Курсовую работу (с практикой) по предмету педагогика


(так же сможешь заказать любую другую работу)


Поделитесь этой статьей со своими друзьями:



Мои похожие работы:

39 - Деловая игра как метод формирования профессиональной мотивации будущих воспитателей
42 - Дидактическая кукла как средство развития речи детей дошкольного вораста
41 - Контрольная работа по психологии (спор)
121 - Обучение и воспитание детей с проблемами в развитии. Дети с ЗПР
13 - Развитие волевого поведения детей
33 - Преодоление страхов у детей старшего дошкольного возраста
64 - Задачи и специфика дошкольного образования




|2017 - 2018 © copyright| |Пользовательское соглашение|