Содержание
Введение…………………………………………………………………………....3
Глава 1. Теоретическое исследование особенностей общения со сверстниками детей с комплексными нарушениями развития………………………………….6
Вывод по главе 1………………………………………………………………….22
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей развития общения со сверстниками детей с комплексными нарушениями развития………..…..…..23
2.1. Особенности общения детей с комплексными нарушениями развития в условиях интерната……………………………………………………………….23
2.2. Диагностика развития общения со сверстниками детей с комплексными нарушениями развития …………………………………………………………..27
Вывод по главе 2………………………………………………………………….39
Заключение………………………………………………………………………..40
Список использованной литературы………………………………………….....42
2.1. Особенности общения детей с комплексными нарушениями развития в условиях интерната
Экспериментальное исследование особенностей развития общения со сверстниками детей с комплексными нарушениями развития было проведено на базе Волго-Донского интерната для умственно отсталых детей (г. Волгоград).
В Волго-Донской интернат для умственно отсталых детей принимаются дети - инвалиды от 4 до 18 лет с отклонениями в умственном развитии, нуждающиеся по состоянию здоровья в постороннем уходе, бытовом обслуживании, медицинской помощи, социальной и трудовой реабилитации, обучении и воспитании и находящиеся в иной трудной жизненной ситуации.
На сегодняшний день в интернате постоянно проживают 117 детей, страдающих душевными расстройствами, скомплектовано семь групп.
Исследование специфики развития общения со сверстниками детей было проведено в первой группе, в которую вошли дети с 4 до 7 лет (10 человек).
Первоначальные наблюдения за детьми позволили выявить следующее: с некоторых детей наряду с той или иной степенью умственной отсталости наблюдается нарушение слуха (2 человека), нарушение речи (практически все дети), детский церебральный паралич (1 ребенок).
У некоторых детей отсутствует речь (2 человека), имеются многочисленные речевые нарушения, некоторые плохо передвигаются или же у них нарушена крупная и мелкая моторика, отсутствуют навыки самообслуживания. При этом дети мало общаются между собой, редко участвуют в совместных играх, а в игре не пользуются речью.
Общая картина наблюдения представлена в таблице.
Таблица 1. Общая картина воспитанников интерната
Имя и возраст ребенка | Физическое развитие | Речь | Общение | Владение бытовыми навыками | Игровая деятельность | Психическое состояние |
Ира К., 7 лет | Умственная отсталость, средняя степень.
| Речь отсутствует, отдельное мычание | Не испытывает потребности в общении, не вступает в контакт со сверстниками | Владеет бытовыми навыками (может одеться, поесть, убрать посуду) | Наблюдает за игрой детей, действия с предметами -манипулятивные | Замкнута, не идет на контакт, иногда агрессив на |
Ваня Ж. , 6 лет | Умственная отсталость, легкая степень, многочисленные речевые нарушения, ДЦП
| Многочисленные нарушения, речь практически невнятна | Тянется к общению, однако не может вступить в контакт, а лишь наблюдает | Слабо развиты навыки, одевается при помощи взрослого | Играет сам с собой, при этом недолго. Действия с предметами - манипулятивные | Спокоен, не обидчив, но если забрать игрушку, начинает плакать. |
Петя М., 5 лет | Умственная отсталость, легкая степень, нарушение речи, неразвита мелкая моторика, движения быстрые, резкие, может бесконечно бегать, что-то хватать и бросать
| Не произно сит отдельных звуков | Контакты со сверстниками редкие, в основном в игровой деятельности | Владеет некоторыми бытовыми навыками.
| В игре агрессивен, бегает по комнате, мешает другим детям, забирает игрушки, карандаши, ломает постройки, рвет рисунки | Неусидчив, агрессиивен, обидчив, частые перемены настроения |
Саша Г. 5 лет | Умственная отсталость, средняя степень, нарушение речи, плохо слышит
| Говорит плохо, невнятно. | Общается практически только со взрослыми, речь заменяет жестами (тянет за рукав) | Владеет навыками бытового характера, однако неловок, медлителен | Не играет, но любит смотреть, как играют другие. | Частые смены настрое ния, обидчи вый |
Вера С. 4 года. | Умственная отсталость, средняя степень
| Речь отсутствует,иногда невнятно мычит. | Движения не скоорденированные | Не умеет | Не прояв ляет интереса к игруш кам | Апатичное состояние |
Маша М., 5 лет | Умственная отсталость, легкая степень, нарушение речи, нарушения слуха
| Задержка речевого развития | Любит когда с ней играют, тенется к общению | Слабо владеет бытовыми навыками | Берет игрушки, но не играет | Необщительна, замкнута |
Игорь З., 7 лет | Умственная отсталость, легкая степень, нарушение речи
| Говорит быстро, проглатывает слова, недоразвитие речи | Часто общается с другими детьми, сам вступает в контакт. | Хорошо владеет навыками бытового обслуживания | Может организовать игру, однако игры однообразные | Частые перемены настроения, бывает враждебен и замкнут |
Оля П., 4 года | Умственная отсталость, легкая степень, | Речь слабо развита | В общении пассивна, любит когда с ней разговаривают и играют | Не владеет навыками самообслуживания | Не умеет сама играть, но любит наблюдать за игрой, старшие девочки часто играют с ней
| Спокойная, ласковая девочка, добрая, не обидчивая |
Анюта Л. 6 лет | Умственная отсталость, легкая степень. | Речь развита, однако словарный запас беден | Выступает инициатором в общении | Владеет навыками самообслуживания, может сама одеться, заправить кровать. | Игры бытового характера (с куклами), в процессе игры пользуется речью, иногда играет с другими детьми | Часто плачет, срывается на крик, вспышки гнева |
Вася З., 6 лет | Умственная отсталость, легкая степень, нарушение речи
| Общее недоразвитие речи | Общителен, легко идет на контакт. | Владеет навыками бытового обслуживания | Легко вступает в игру | Спокоен, общителен, не враждебен |
Наблюдение за детьми показало, что большинство детей дошкольного возраста не вступают в общение со сверстниками, лишь некоторые испытывают потребность в общении, выступают его инициатором.
Общение детей чаще всего происходит в игре, однако многие дети совсем не умеют играть, некоторые однообразно манипулируют игрушками не зависимо от их функционального назначения. Так один ребенок мог совершенно одинаково длительно стучать кубиком или уткой или машинкой, в зависимости от того, что ему попадало под руку.