Предметно-содержательная характеристика непосредственно-эмоционального общения младенца с близкими взрослыми

Название предмета: педагогика
Категория: реферат

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

  1. Особенности непосредственно-эмоционального общения младенца со взрослыми…………………………………………………………………..4
  2. Организация общения ребенка со взрослыми……………………………8

Заключение…………………………………………………………………...15

Список использованной литературы………………………………………..16

 

 

Введение

Младенчество - совершенно особый возраст, непохожий на все остальные. Младенец не умеет ходить, говорить, думать и, конечно же, он ещё не умеет играть. Вместе с тем младенец живёт полноценной, хотя и весьма своеобразной внутренней жизнью, которая отнюдь не сводится к удовлетворению физиологических потребностей. Главное своеобразие младенческого возраста заключается в том, что все интересы, радости и трудности ребёнка связаны с близкими взрослыми и происходят в общении с ним.

Именно в эмоциональном, непосредственном общении со взрослым происходит развитие ребёнка, закладываются основы его личности. Поэтому на первом году жизни главное для ребёнка - это достаточное по количеству и адекватное по качеству общение со взрослым.

Поэтому в основу воспитания младенца должна ложиться правильная организация общения.

 

 

1. Особенности непосредственно-эмоционального общения младенца со взрослыми

В отечественной психологии традиционно упор делался на эмоциональные переживания ребенка во взаимодействиях со взрослым. Мать первоначально рассматривалась как источник стимуляции, обеспечивающий удовлетворение потребности во впечатлениях. В первые недели жизни поведение матери (проявление положительных эмоций во взаимодействии с ребенком) обеспечивает возникновение на основе потребности во впечатлениях потребности в общении (в форме эмоционального взаимодействия).

М.И.Лисина и ее последователи считают потребность в общении самостоятельной потребностью, но возникающей также в течении периода новорожденности на основе активного воздействия взрослого. Проявляя свое эмоциональное отношение, взрослый формирует у ребенка потребность в эмоциональном взаимодействии, которое является содержанием первой формы общения - ситуативно-личностной. Эмоциональная депривация ребенка в этом возрасте ведет к задержке и искажениям развития не только общения, но и всей эмоцианально-личностной сферы. Основное внимание уделяется структуре и содержанию эмоциональной сферы ребенка, хотя не отрицается влияние его эмоционального состояния на развитие познавательной сферы. Роль эмоциаонального общения в предупреждении и терапии депривационных последствий (госпитализм и его более мягкие формы) состоит не только в развитии самого общения и всех остальных форм деятельности (которые являются основным предметом исследования), но и в формировании и поддержании стабильного, благополучного (а точнее - эмоционально-положительного) состояния ребенка[1].

Исходным и генетически первичным является существование взрослого в сознании ребенка как субъекта общения, уникальной и целостной личности. В этом возрасте отношения «Я – другой» слиты в сознании ребенка. Взрослый лишен для ребенка какой-либо прагматической и функциональной определенности. Обращение ко взрослому побуждается только потребностью сначала выразить свое отношение, а затем воспринять его отношение. У ребенка еще не сформированы представления о том, как должен вести себя взрослый по отношению к нему, и, следовательно, он принимает взрослого во всех его проявлениях.

Социальная ситуация общей жизни ребенка с матерью приводит к возникновению нового типа деятельности, непосредственного эмоционального общения ребенка и матери. Как показали исследования Д.Б.Эльконина и М.И.Лисиной, специфическая особенность этого типа деятельности состоит в том, что предмет этой деятельности - другой человек.

Общение в этот период должно носить эмоционально-положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально-положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья. Л.С.Выготский и его последователи считают, что источник развития лежит не внутри, а вне ребенка, в продуктах материальной и духовной культуры, которая раскрывается ребенку взрослым в процессе общения и специально организованной совместной деятельности. Вот почему, начало психической жизни состоит в формировании у ребенка специфически человеческой потребности в общении[2].

Исследования М. И. Лисиной и ее сотрудников убедительно показали существование у младенцев особой деятельности общения, носящего непосредственно-эмоциональную форму. Комплекс оживления, возникающий на третьем месяце жизни и ранее рассматривавшийся как простая реакция на взрослого (наиболее яркий и комплексный раздражитель), в действительности является сложным по составу действием, имеющим задачу общения со взрослыми и осуществляемым особыми средствами. Важно отметить, что это действие возникает задолго до того, как ребенок начинает манипулировать с предметами, до формирования акта хватания. После формирования этого акта и манипулятивной деятельности, осуществляемой со взрослыми, действия общения не растворяются в совместной деятельности, не сливаются с практическим взаимодействием со взрослыми, а сохраняют свое особое содержание и средства. Эти и другие исследования показали, что дефицит эмоционального общения (как, вероятно, и его избыток) оказывает решающее влияние на психическое развитие в этот период[3].

Как отмечает Д. Б. Эльконин, непосредственно-эмоциональное общение со взрослым представляет собой ведущую деятельность младенца, на фоне и внутри которой формируются ориентировочные и сенсомоторно-манипулятивные действия.

Многочисленные исследования отношений ребенка и взрослого на первом году жизни (Н.Л Фигурин, М.П.Денисова, М.Ю. Кистяковская, М. Бюлер, Ф.И.Фрадкина и др) показывают, что в этот период устанавливается наиболее тесная связь ребенка с ухаживающим за ним взрослыми, что взрослые становятся центральным моментом любой ситуации, в которую попадает ребенок, что связь эта на протяжении младенчества не ослабляется, а наоборот, усиливается и приобретает новые, более активные формы.

Исследования показали, что дефицит общения в этот период сказываются отрицательно. Многие исследователи отмечали, что отрыв ребенка от матери в первые годы жизни вызывают значительные нарушения в психическом развитии ребенка, что накладывает неизгладимый отпечаток на всю его жизнь.

Во втором полугодии начинает формироваться другой аспект отношения ребенка, когда взрослый существует в его сознании как конкретное существо, которое можно познавать, оценивать и использовать для своих нужд. Второе полугодие можно предположительно рассматривать как исходный период жизни ребенка, в котором начинают закладываться и проявляться элементы избирательно-доверительных отношений к другим людям. В этом возрасте взрослый уже рассматривается ребенком в качестве средства удовлетворения потребностей и познавательной активности. Ребенок начинает различать взрослых и содержание их воздействий. Он воспринимает взрослого не непосредственно, а через свои собственные ожидания, следовательно, у ребенка складываются внешние и внутренние ориентиры, без которых доверие невозможно.

По данным М. И. Лисиной к концу 1-го года жизни непосредственное эмоциональное общение ребенка с взрослыми сменяется новой качественно-своеобразной формой, развертывающийся в совместной деятельности и опосредованной манипуляции с предметами. Непосредственное эмоциональное общение "ребенок - взрослый" сменяются опосредованным "ребенок - действия с предметом - взрослый".

М. И. Лисина пишет: "Ребенок стремится также и к особым личностным контактам с взрослым, добивается его внимания и одобрения. Дети ищут оценки взрослых их успехов в выполнении игровых и предметных действий и отказываются от ласки незнакомого взрослого, которая никак не связанна с их деятельностью. Если же взрослый выражает свое положительное отношение к ребенку по ходу дела, то его оценка вызывает у ребенка интенсивные радостные переживания... Следовательно, будучи вплетенным, в практическое взаимодействие с взрослым, личностное общение у ребенка раннего возраста не сливается с этим взаимодействием, а представляет собой новую форму "личностного контакта с другим человеком".

 

 

[1] Запорожец А.В., Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников.М., 1974. С.43

[2] Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. т.4, М., Педагогика, 1984. С.56

 

[3] Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., Педагогика,1986. С.57


Дата: 9/5/2017г.
Уникальность текста: 24
Всего содержится листов: 15
Использовался основной шрифт: 14
Эта работа была продана за: 250


Скачать эту работу (для ознакомительных целей): скачать

Нужна работа, написанная специально для тебя? Жми:

Заказать реферат по предмету педагогика


(так же сможешь заказать любую другую работу)


Поделитесь этой статьей со своими друзьями:



Мои похожие работы:

32 - Педагогические условия взаимодействия детского сада с семьей
24 - Особенности анализа сновидений по З. Фрейду
26 - Роль физической культуры в жизни студента




|2017 - 2018 © copyright| |Пользовательское соглашение|