Глава 1. Теоретическое исследование проблемы подготовки будущих воспитателей к личностно-ориентированной педагогической деятельности…6
1.1. Сущность личностно-ориентированной педагогической деятельности….6
1.2. Особенности профессиональной подготовки воспитателей………..…….12
Вывод по 1 главе………………………………………………………………….20
Глава 2. Исследование особенностей подготовки будущих воспитателей к личностно-ориентированной педагогической деятельности в педагогическом колледже………………………………………………………….……………….21
2.1. Анализ подготовки будущих воспитателей в педагогическом колледже..21
2.2. Диагностика готовности будущих воспитателей к личностно-ориентированной педагогической деятельности….…………………………...27
Вывод по 2 главе…………………………………………………........................31
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованной литературы…..……………………………………….34
Приложение……………………………………………………………………...36
2.1. Анализ подготовки будущих воспитателей в педагогическом колледже
С целью анализа особенностей подготовки будущих воспитателей в педагогическом колледже были изучены особенности учебно-воспитательного процесса колледжа, специфика организации учебных занятий.
Анализ документации, планов учебно-воспитательной работы, посещение занятий, позволило сделать вывод о том, учебно-воспитательный процесс в колледже направлен на развитие у учащихся различных профессиональных умений и навыков.
Формой организации образовательного процесса в данном учреждении является занятие. Именно здесь концентрируются усилия и творческий потенциал педагога для решения задач развития, обучения и воспитания. Здесь происходит процесс взаимодействия и взаимовлияния педагога и студентов. Результатом такого содружества является усвоение учащимися знаний, передаваемых педагогом, формирование умений и навыков, развитие их творческих способностей.
В колледже используются и современные методы обучения: дискуссии (групповые дискуссии, анализ и моделирование ситуаций, разбор случаев из практики и др.); игровые методы (дидактические, сюжетные, ролевые, деловые игры, игровая психотерапия и др.); тренинги.
Учебный процесс колледжа построен с использованием новейших технологий обучения, занятия проводятся в виде деловых игр, решения практических ситуаций. Организация учебных занятий осуществляется в виде совместной творческой деятельности преподавателя и студентов, в ходе которой учитываются и реализуются познавательные интересы каждой личности. Студенты колледжа принимают активное участие в конференциях, олимпиадах, конкурсах, семинарах.
Формированию у студентов нестандартных приемов деятельности способствуют и широко применяемые в колледже творческие образовательные методики: видеотренинги, компьютерные тесты, диалоговые формы изложения материала и т.п. Кроме того, одной из важнейших задач колледжа является осуществление индивидуального подхода как в обучении, так и во внеаудиторных занятиях.
Важным условием подготовки специалистов в колледже является формирование содержания обучения на основе деятельностного подхода, предполагающего всестороннее раскрытие будущей педагогической деятельности специалиста в содержании учебных дисциплин и видах практики.
Одним из условий развития профессиональных способностей студентов является реализация принципа проблемного обучения. При этом создание и разрешение проблемных ситуаций должна осуществляться в соответствии с логикой проблемного обучения по схеме: выявление противоречия (создание проблемной ситуации) формулирование проблемы - выдвижение гипотез - поиск способов решения проблемы - решение проблемы - проверка правильности решения - формулирование выводов - применение знаний как по образцу, так и в незнакомых условиях.
Не менее важным условием развития профессиональных способностей студентов является учет принципа мотивации. При этом цель деятельности педагога, направляемой данным принципом, заключается в развитии мотивационной сферы, в формировании у студентов системы фундаментальных потребностей и связанных с ними мотиваций - интеллектуальной потребностью, потребностями в познании, в достижении, в познавательном общении, потребностями в учении, в труде. Принцип мотивации заключается в том, чтобы ориентировать педагогов на формирование целостной мотивационной сферы; должным образом структурировать педагогическую деятельность; побуждать студентов к активной жизнедеятельности, творчеству.
Коллектив колледжа находится в постоянном поиске и внедрении новых моделей методической работы, чтобы дать выпускникам не только широкое образование, но и научить самостоятельно приобретать и постоянно углублять свои знания, формировать стойкие и познавательные мотивы и умение быстро ориентироваться в стремительном потоке научной информации.
В организации развивающей деятельности студентов обязанностью педагога становится и развитие их профессиональных способностей. Для этого педагог должен умело использовать специальные формы активного социально-психологического обучения, их ситуативные сочетания.
Работа со студентами педагогического колледжа основывается на базовых ценностях личностно ориентированного образования, которые заключаются в признании самоценности личности каждого учащегося и нацеленности обучения на раскрытие и развитие его индивидуальности. Такая система исходит из «приоритета индивидуальности, самоценности, самобытности личности как активного носителя субъектного опыта».
Наиболее приоритетным в колледже признается создание личносто-ориентированной ситуации в обучении. Это особая педагогическая среда, обусловленная ценностными и когнитивными факторами. При этом учитывается, что личностно ориентированное обучение продуцирует психологическую свободу обучающегося, а также вырабатывает иную систему ценностей. При этом создается ситуация, при которой обучающийся может рассчитать свои силы и действия, а также развить собственные творческие ресурсы. Как показывает опыт, студент может осознанно решать задачи по самопознанию, самодиагностированию, саморазвитию уже на второй ступени многоуровневой системы образования. Кроме того, происходит превращение знаний в личностно значимые знания.
В личностно ориентированном образовании основное внимание уделяется не столько результату, сколько процессу усвоения учащимися знаний, умений и навыков, в ходе которого они открывают для себя технологию поиска новых знаний и усвоения новых навыков, обретают личный опыт использования уже имеющихся знаний и умений для решения педагогических проблем.
В колледже созданы условия, при которых учащиеся в рамках своей компетенции имеют возможность сделать свободный и ответственный выбор, принять самостоятельное решение и тем самым активно влиять на то, что и как они изучают, то есть стать реальными субъектами процесса обучения.
Особое внимание уделяется обучению студентов умению планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать ее результаты. Исходя из задачи развития личности как активного и осмысленного деятеля, педагоги уделяют большое внимание рефлексивному развитию студентов, формированию у них умения самостоятельно организовывать и анализировать свою деятельность.
Таким образом, создаются условия, при которых у студентов формируется рефлексия своей деятельности.
Основой личностно ориентированного образования можно считать учебную ситуацию.
Конструирование учебной ситуации в педагогическом колледже осуществляется с использованием трех типов базовых технологий:
1) представление элементов содержания образования в виде разноуровневых личностно ориентированных задач (технология задачного подхода);
2) усвоение содержания в условиях диалога как особой дидакто-коммуникативной среды, обеспечивающей субъективно-смысловое общение, рефлексию, самореализацию личности (технология учебного диалога);
3) имитации социально-ролевых и протранственно-временных условий, обеспечивающих реализацию личностных функций в ситуациях внутренней конфликтности, коллизийности, состязания (технология имитационных игр).
Триада "задача-диалог-игра" образует базовый технологический комплекс личностно ориентированного обучения в педагогическом колледже.
I Задачи трех типов:
1) предметные, включающие фактический материал с косвенным указанием на его связь с гуманитарно-ценностной сферой;
2) конструктивные, направленные на поиск способов приобщения учащихся к данной области культуры, что связано с переводом содержания изучаемого материала из предметной формы в деятельностно-коммуникативную;
3) личностно ориентированные, связанные с выявлением ценностно-смыслового компонента материала.
II Введение в ситуацию диалога предполагает использование таких элементов технологии:
1) диагностика готовности учащихся к диалоговому общению -
базовых знаний, коммуникативного опыта, установки на самоизложение и восприятие иных точек зрения;
2) поиск опорных мотивов, т.е. тех волнующих учащихся вопросов и проблем, благодаря которым может эффективно формироваться собственный смысл изучаемого материала;
3) переработка учебного материала в систему проблемно- конфликтных вопросов и задач;
4) продумывание различных вариантов развития сюжетных линий диалога;
5) проектирование способов взаимодействия участников дискуссии, их возможных ролей и условий их принятия учащимися;
6) гипотетическое выявление зон импровизации, т.е. таких ситуаций диалога, для которых трудно заранее предусмотреть поведение его участников.
III Элементы имитационно-игровых ситуаций: игровые цели и правила, предметная сфера и методическое обеспечение игры, комплект ролей, сценарий как своего рода способ генерирования событий.
Концепция личностно-ориентированной педагогики требует особой подготовки молодого специалиста, включающей развитие его способностей на личностно ориентированный замысел, готовности к трансформации первоначального проекта, умения принимать ответственность за него и, конечно, «вкладывание» своего личностного потенциала, которое будет первым шагом будущего воспитателя к педагогическому мастерству.