Содержание
Введение…………………………………………………………..…3
1. Понятие и особенности семинарского занятия………….….4
2. Методика проведения семинарских занятий…………….…8
3. Порядок подготовки к семинару…………………………….13
Заключение…………………………………………………….…....15
Список использованной литературы……………………………...16
Введение
Важной составной частью учебного процесса в вузе являются семинарские и практические занятия.
Семинарские занятия проводятся главным образом по общественным наукам и другим дисциплинам, требующим научно-теоретического обобщения литературных источников, и помогают студентам глубже усвоить учебный материал, приобрести навыки творческой работы над документами и первоисточниками.
Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по данной дисциплине.
Целью проведения семинарских занятий является как закрепление теоретических и организационных основ аудиторской деятельности, так и развитие навыков самостоятельного практического применения полученных знаний.
1. Понятие и методика проведения семинарского занятия
Семинар (Семинарское занятие) - это практическое занятие по гуманитарной дисциплине. Состоит оно в обсуждении нескольких вопросов, касающихся материала, данного на лекции.
Семинарские занятия возникли давно, с появлением первых университетов. На семинарах слушатели участвовали в диспутах, которые помогали выработать умение доказывать, убеждать. Содержание споров и диалогов нередко отличалось схоластичностью, но даже в этом случае обучающее их воздействие имело место[1].
Первоначально такого рода занятия использовались при изучении гуманитарных наук, но с конца 19 века они стали широко использоваться и в процессе изучения естественных наук.
Семинарские занятия играют важную роль как в теоретической подготовке, так и в практической. Цель семинарского занятия - способствовать углубленному усвоению учащимися наиболее сложных вопросов учебного курса, побудить их к коллективному творческому обсуждению, овладению научными методами анализа явлений и проблем, активизировать самостоятельное изучение первоисточников, научной и методической литературы, формировать навыки самообразования.
Семинар - одна из форм учебных занятий. Непременное требование к нему - активное участие каждого учащегося.
На семинарах предполагается более высокая степень конкретизации учебного материала, чем это имеет место на лекции. Они отличаются и тем, что требуют от учеников серьезной самостоятельной работы с дополнительной литературой: чтение нового источника, сравнение материалов, выбор интересных фактов. Особенности имеет и руководство учителя учебной деятельностью учащихся на семинаре: оно сводится к разъяснению цели и плана занятия, выдаче заданий, проведению консультаций. При составлении заданий первостепенное значение приобретает дифференциация. На семинарах обычно делают мировоззренческие выводы; их ценность в том, что они опираются на большое число фактов - тех, о которых говорили на занятии ученики, поэтому выводы убедительны и усваиваются сознательно. На семинарах нетрудно связать изучаемый материал с последними достижениями науки и техники, и это придает интерес. Семинар - коллективная работа учащихся или студентов, опирающаяся на работу индивидуальную, т.е. каждого ученика.
Семинарское занятие в старших классах проводят в течение 45 мин, отведя на него один урок. При этом каждый ученик получает объективную оценку своим знаниям, умению их преподнести, а также своей деятельности в ходе занятия. Предпочитают на семинар выносить вопросы из одного раздела курса.
План семинара, его тему, список литературы и дату объявляю заранее, в начале изучения раздела. Как показала практика, в план занятия целесообразно включать не более трех пунктов (вопросов): это способствует лучшей систематизации материала.
Первый формулируют таким образом, чтобы, излагая его на семинаре, школьники всесторонне и полно осветили основы теории.
Второй вопрос ставят так, чтобы, раскрывая его, учащиеся вели речь об экспериментальной проверке фактов и гипотез, показали знание устройства и действия учебного оборудования, навыки обращения с ним.
Третий пункт обычно посвящают рассмотрению практического применения знаний из данного раздела и подробному описанию полезных и вредных для человека и окружающей природы явлений и технологий.
Прежде чем приступить к изучению темы, необходимо прокомментировать основные вопросы плана семинара. Такой подход преподавателя помогает студентам быстро находить нужный материал к каждому из вопросов, не задерживаясь на второстепенном.
Начиная подготовку к семинарскому занятию, необходимо прежде всего указать студентам страницы в конспекте лекций, разделы учебников и учебных пособий, чтобы они получили общее представление о месте и значении темы в изучаемом курсе. Затем следует рекомендовать им поработать с дополнительной литературой, сделать записи по рекомендованным источникам.
Записи имеют первостепенное значение для самостоятельной работы студентов. Они помогают понять построение изучаемой книги, выделить основные положения, проследить их логику и тем самым проникнуть в творческую лабораторию автора.
Ведение записей способствует превращению чтения в активный процесс, мобилизует, наряду со зрительной, и моторную память. Следует помнить: у студента, систематически ведущего записи, создается свой индивидуальный фонд подсобных материалов для быстрого повторения прочитанного, для мобилизации накопленных знаний. Особенно важны и полезны записи тогда, когда в них находят отражение мысли, возникшие при самостоятельной работе[2].
Нередко среди начинающих преподавателей можно встретить людей, полагающих, будто записи - дело простое, требующее, в основном, усилий рук, а не головы. Это сугубо ошибочное представление. Полноценные записи отражают не только содержание прочитанного, но и результат мыслительной деятельности студента.
Важно развивать у студентов умение сопоставлять источники, продумывать изучаемый материал.
Большое значение имеет совершенствование навыков конспектирования у студентов.
Преподаватель может рекомендовать студентам следующие основные формы записи: план (простой и развернутый), выписки, тезисы.
Ввиду трудоемкости подготовки к семинару преподавателю следует предложить студентам алгоритм действий, рекомендовать еще раз внимательно прочитать записи лекций и уже готовый конспект по теме семинара, тщательно продумать свое устное выступление.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам, использовать знание художественной литературы и искусства, факты и наблюдения современной жизни и т. д.
Вокруг такого выступления могут разгореться споры, дискуссии, к участию в которых должен стремиться каждый. Преподавателю необходимо внимательно и критически слушать, подмечать особенное в суждениях студентов, улавливать недостатки и ошибки, корректировать их знания, и, если нужно, выступить в роли рефери. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную выступающим студентом.
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.
[1] Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития/ В.И. Андреев– 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий. 2000.С.575
[2] Урок: посещение и анализ./ Составитель А.Е. Богоявленская – Тверь: областной ИУУ, 1993.С.19