Проблемы воспитывающего обучения в истории педагогики

Название предмета: педагогика
Категория: реферат

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3

  1. Становление представлений о воспитывающем обучении......………..4
  2. Развитие идеи воспитывающего обучения……………………………..12

Заключение……………………………………………………………………....16

Список использованной литературы………………………………………..…17

Введение

Обращение к истории, углубленное внимание к прошлому - одна из характерных черт любой переломной эпохи. В истории лежат корни многих современных проблем и ключи к их решению.

Среди многочисленных проблем отечественной педагогики современного периода особую актуальность приобретает проблема дальнейшего развития идеи воспитывающего обучения как необходимое условие совершенствования образовательной теории и практики.

За последнее десятилетие, как отмечают аналитики, образование, в том числе и школьное, во многом утратило свою воспитательную составляющую (Д.Г. Левитес, А.А. Леонтьев и др.). Преодоление данной тенденции видится в усилении воспитательных начал в образовательной практике школы. Необходимость усиления воспитательных начал делает актуальным обращение к опыту воспитывающего обучения, особенно к опыту педагогов второй половины XIX столетия, когда задачи нравственного, патриотического, эстетического, физического и другого воспитания удавалось достаточно успешно решать в сочетании с собственно образовательными задачами.

Становление представлений о воспитывающем обучении

Идея воспитывающего обучения восходит своими корнями к античной педагогике.

В античном мире идеалом считался человек-гражданин, осознающий свою ответственность перед государством. Основной тенденцией образовательной практики этого периода была «интеллектуализация» нравственного и гражданского идеала. В то же время античные мыслители (Сократ, Платон, Аристотель) угадывали и осознавали необходимость цельности образования, признавали важность «надлежащего воспитания» в обучении. Платон, например, считал обязательным для детей господствующего класса воспитание и обучение в специальных государственных учреждениях, где не только обучали, но и из каждого ребенка воспитывали отважного воина, гражданина, философа. Причем считалось, что у личности не может быть никаких интересов, кроме как интересов государственных. Такой утилитарно-общественный взгляд на человека (преимущественно с точки зрения полезности его как средства для государства) мешал античным философам «постигнуть принцип истинного воспитания» и дать психолого-педагогическое обоснование процессу взаимного влияния воспитания и обучения в образовательной практике[1].

Новый взгляд на проблему взаимодействия воспитания и обучения в образовательном процессе возник в раннем христианстве. Христианская идеология отказалась от утилитарного взгляда на человека, признала ценность самой личности как образа и подобия Божьего. Это послужило основой для переосмысления взаимоотношения воспитания и обучения. Согласно христианской идеологии, не утилизация знаний (личная или в интересах общества), а их возвышение сообщает духовным силам человека огромный «размах».

Если античность с ее идеалами человека-гражданина понимало дух человека как мыслительную способность, интеллект, то христианство, видевшее в человеке способное к самоограничению, смирению, взаимопомощи и «духовной независимости от «властей века сего» существо, понимало под духом все духовные силы и способности: ум, чувство и волю в их единстве и «неразделенности». Наравне с интеллектом в христианстве стоят чувство и воля, тогда как у Платона они были «ниже разума». Однако для «хотения» нужно знание того, что можно хотеть, чего можно желать. Следовательно, воля «стоит в связи со знанием» и знание зависит от воли.

Христианство признавало право «единичной личности», т.е. право человека быть индивидуальной и самостоятельной личностью; национальность признавалась особенностью человеческого строя, все люди - равными между собой, «естественные разности» не оказывают никакого влияния на оценку человека как личности. У всех дохристианских народов задача воспитания обуславливалась национальностью, а христианское воспитание стало общечеловеческим. Целью образования для всех сословий и полов в христианстве стало религиозно-нравственное усовершенствование личности человека.

Педагоги раннего христианства не признавали античную образованностью за жизненный идеал, но вместе с тем они признавали ее педагогическую (т.е. воспитательную) значимость, рассматривая как подготовительный этап развития культуры человека. Василий Великий (330 -379), Августин Блаженный (354 - 430) и другие христианские богословы понимали, что при обучении действуют «все силы духа, а не один ум». Христианское образование предполагало воздействие на развитие всей «неразделенной души дитяти», а обучение носило воспитывающий характер за счет отбора литературы, способной «учить добру и облагораживать душу».

Воспитательной основой в христианском обучении была религия, а главным учебным предметом - закон Божий. Основными воспитательными средствами являлись пример, наставление, напоминание, предостережение, приучение и опасения (или страх, полный любви к Богу) оскорбить Бога недостойными делами. Н. Кибардин отмечал, что первый опыт воспитывающего обучения можно найти в сочинениях Августина Блаженного («Исповедь», «О катехизации необразованных»), подчеркивающего значимость исторической основы преподавания. Главными методами обучения Августин Блаженный считал повествование и беседу, особое значение придавал наглядности. Решающим условием формирования религиозных убеждений он считал систематический перевод знаний (в данном случае о христианской религии) в деятельность человека. Такое же содержание позже вкладывалось в понятие «воспитывающее обучение» И.Ф. Fep-бартом, К.Д. Ушинским, В.Я. Стоюниным, П.Ф. Каптеревым и др. От педагога Августин требовал умения «понуждать», т.е. заставить сделать что-либо полезное, и дисциплинировать детей. Повиновение в процессе обучения в педагогике раннего христианства считалось благонравным навыком, которой помогает дойти до понимания изучаемого материала, что особенно необходимо для формирования идейной направленности обучения.

Утверждая приоритет воспитания личности в духе христианских идеалов и ценностей над изучением светских наук, идеологи раннего христианства в «зародыше» заложило основы воспитывающего обучения. Выдвинутый христианской педагогикой подход был верен не только в психологическом смысле (знания осваиваются умом, но приобретение знания требует усилия воли; чувства пронизывают всю психическую деятельность обучающегося; то, чего человеку хочется, приобретается легче и т.д.), но и оказался актуальным в условиях Римской империи того времени.

Характер образования в средние века определял церковно-религиозный строй жизни того времени. Пользуясь богатыми средствами, властью и влиянием, церковь подчинила образование своим интересам и целям. Даже рыцарское воспитание - эта совершенно светская форма духовной культуры, как отмечает П.Соколов, - была под влиянием «церков-но-образовательного строя». Идеалом человека как такового церковная культура считала аскетизм. Отношение к человеку было сугубо утилитарным, а сам он рассматривался как средство к осуществлению теократии. Основу образования средних веков составляла схоластика. Обучение культивировало память, догматическую логику ума, но никак не характер, не самодеятельность ученика. Обучение было обособлено от воспитания как такового.

 

[1] Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших времен до наших дней: В 2 т. СПб., 2000.С.21


Дата: 9/5/2017г.
Уникальность текста: 25
Всего содержится листов: 17
Использовался основной шрифт: 14
Эта работа была продана за: 250


Скачать эту работу (для ознакомительных целей): скачать

Нужна работа, написанная специально для тебя? Жми:

Заказать реферат по предмету педагогика


(так же сможешь заказать любую другую работу)


Поделитесь этой статьей со своими друзьями:



Мои похожие работы:

94 - Обучение решению задач в начальной школе на уроке математике
32 - Педагогические условия взаимодействия детского сада с семьей
9 - Контрольная работа по психологии




|2017 - 2018 © copyright| |Пользовательское соглашение|