Развитие познавательных интересов в процессе изучения педагогических дисциплин

Название предмета: педагогика
Категория: курсовая работа (с практикой)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретическое исследование проблемы развития познавательного интереса у студентов ………………………………….……..…………………..6

1.1. Понятие познавательного интереса………………………….…………….6

1.2. Особенности развития познавательных интересов студентов при изучении педагогических дисциплин..………………………………………..11

Вывод по главе 1…….…………………………………………………………..17

Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей развития познавательных интересов у студентов педагогического колледжа…...…...18

2.1. Диагностика развития познавательных интересов у студентов.…….......18

2.2. Методы и приемы развития познавательных интересов у студентов на занятиях по педагогике………………………………………………………....26

Вывод по главе 2………………………………………………………………...32

Заключение………………………………………………………………………33

Список использованной литературы…..………………………………………35

2.1. Диагностика развития познавательных интересов у студентов

Исследование особенностей развития познавательных интересов было проведено на базе Волгоградского педагогического колледжа.

В исследовании приняли участие 20 студентов первого курса. Метод исследования: анкетирование.

Анализ результатов исследования представим по следующим направлениям.

1. Мотивы поступления в учебное заведение

Мотивы поступления в учебное заведение и выбора своей специальности – один из основных показателей формирующегося отношения к профессии. Это и важнейшая качественная характеристика студентов. Данные исследования мотивов представим в идее таблицы:

Таблица 1.

Мотивы поступления студентов в колледж (в % к числу опрошенных)

Мотивы поступления

Кол-во ответов

%

1. Интересовала специальность

6

30%

2. Посоветовали родители

3

15%

3. Посоветовали друзья

2

10%

4. Чувствовал призвание

5

25%

5. Нужен документ о профобразовании

1

5%

6. Другого выхода не было

1

5%

7. Мне было все равно

2

10%

 

2. Отношение к учёбе

На вопрос – «Интересно ли Вам учиться?» были получены следующие ответы (общая выборка):

Учусь с интересом – 45 %

Трудно сказать - 50%

Учиться не интересно – 5 %

Итак, значительной части студентов учиться интересно. Совсем немного тех, кого учёба откровенно тяготит. Но самой многочисленной группой остаются «инертные» студенты, которые не питают особого интереса к учению, но и не испытывают к учёбе негативного отношения.

Следовательно, развитие познавательной активности у инертной части студентов остаётся важнейшим резервом колледжа для повышения качества обучения.

Проанализируем связь между мотивацией профессионального выбора и познавательным интересом студентов (см. таблицу 2). Как видим, студенты, которые сознательно и самостоятельно выбрали колледж, учатся с большим интересом. В 3-ьей группе по сравнению с 1-ой почти в три раза меньше молодых людей, которым учиться интересно. Зато среди них в пять раз больше тех, кому учиться не интересно.

Таблица 2.

Познавательный интерес у студентов с различной мотивацией поступления в колледж (в % к числу студентов с данной мотивацией)

 

Мотивы поступления в колледж

Интерес к учению

Интересовала специальность

Посоветовали родители

Было все равно

Учатся с интересом

50

40

20

Трудно сказать

45

50

70

Учиться не интересно

5

10

10

 

Это говорит о том, что меняется социальная психология современного абитуриента. Следовательно, сегодня предъявляются повышенные требования к системе приёма, отбора вновь поступающих студентов. Педагогический коллектив колледжа планирует при организации нового приёма большее внимание уделять учету социально-психологических факторов (в первую очередь, наличию интереса к будущей профессии). Насколько студентам трудно учиться в колледже?

Не слишком легко, но и без особых трудностей - 70%

Учеба дается с трудом - 10 %.

Проведенный опрос позволили выяснить, стремятся ли сами студенты к высоким учебным результатам, какие усилия они прикладывают для этого.

Стараюсь по мере сил – 60%

Успеваемость меня не волнует - 10%.

Из этих данных следует, что только небольшая часть студентов по-настоящему напрягается в учебной деятельности. Большинство существенно не напрягается, стараясь по мере сил. Хотя полностью равнодушных к результатам учёбы совсем немного.

Часть обучаемых отличается равнодушным отношением к учебной деятельности, соответственно не обращаются к преподавателю с вопросами, с просьбой о дополнительном разъяснении неусвоенного учебного материала, как следствие образуются значительные пробелы в знаниях, которые данная категория студентов не в состоянии самостоятельно восполнить и они попадают в группу труднообучаемых.

Наблюдения показывают, что для преодоления данной ситуации преподавателям приходится в последнее время больше затрачивать времени и сил на работу со студентами (дополнительные занятия со слабо успевающими, индивидуальная работа со студентами, имеющими академическую задолженность и т.д.)

3. Успеваемость

Каким образом студенты сами оценивают свою успеваемость по основным учебным дисциплинам? На вопрос – «Какие оценки Вы получаете на экзаменах (во время сессий)?», были получены следующие ответы:

В основном пятерки - 5%

Самые разные, в том числе и тройки – 60%

Успех в учении – это прежде всего эффективное средство самоутверждения студентов, важный фактор положительного отношения к предмету, учению в целом и формированию познавательных интересов.

Исследования выявило большое количество труднообучаемых, образовательный маршрут которых, как правило, достаточно короткий: после первого года обучения они оказываются отчисленными из числа студентов.

4. Стимулы учебной деятельности

Весьма ответственным моментом анализа служит выяснение значимых стимулов учебной деятельности студентов. Для участников опроса наиболее стимулирующее значение имеют следующие факторы:

Рассказ преподавателя, подробное объяснение - 60%

Использование преподавателем наглядности (схем, рисунков, образцов, макетов) - 30%

Возможность самому работать практически - 30%

Тщательная проверка выполненных работ, заданий - 25%

Стремление быть среди лучших студентов - 15%

Наличие нужных учебников, пособий, методичек - 15%

Высокие требования на экзаменах и зачётах - 15%

Ещё раз убеждаемся, что педагогическое мастерство преподавателя, его владение словом выступает важнейшим стимулирующим фактором для студентов. Мастерство преподавания эффективнее прямолинейной требовательности и строгости.


Дата: 9/5/2017г.
Уникальность текста: 45
Всего содержится листов: 37
Использовался основной шрифт: 14
Эта работа была продана за: 2000


Скачать эту работу (для ознакомительных целей): скачать

Нужна работа, написанная специально для тебя? Жми:

Заказать Курсовую работу (с практикой) по предмету педагогика


(так же сможешь заказать любую другую работу)


Поделитесь этой статьей со своими друзьями:



Мои похожие работы:

16 - Эссе "Игровые технологии в работе с дошкольниками"
21 - Обучение младших дошкольников выразительному чтению стихотворений




|2017 - 2018 © copyright| |Пользовательское соглашение|