Формирование пространственных представлений у детей среднего возраста через организацию дидактических игр

Название предмета: педагогика
Категория: курсовая работа (с практикой)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Теоретическая часть………………………..……………………………...…..6

    1. Особенности пространственных представлений у детей среднего возраста….....................................................................................................6
    2. Анализ программных задач по разделу «Ориентировка в пространстве» на основе типовой и альтернативных программ………………………..9
    3. Методика обучения детей ориентировке в пространстве……………...11
    4. Использование дидактических игр и упражнений в обучении детей пространственным ориентировкам……………………………………...21
    5. Выводы…………………………………………………………………….28

2. Практическая часть…………………………………………………………...29

2.1. Диагностика уровня развития пространственных представлений в средней группе………………..……………………………………………….....29

2.2. Проведение формирующего эксперимента………......................................32

2.3. Проведение контрольного эксперимента………………………….………38

2.4. Выводы……...……………………………………………………………….40

Заключение……………………………………………………………………….41

Список использованной литературы………………………………………..….43

Приложение………………………………………………………………………45

2.1. Диагностика уровня развития пространственных представлений в средней группе

На базе ДОУ № 278 г. Волгограда проводился эксперимент по изучению особенностей формирования пространственных представлений у детей среднего возраста.

На первом этапе (констатирующем) был определен уровень развития пространственных представлений детей среднего возраста, на втором этапе (формирующем) был составлен комплекс дидактических игр, способствующие развитию пространственных представлений у дошкольников, на третьем этапе (контрольном) был дан анализ их эффективности.

На первом этапе (констатирующем) была проведена диагностика развития пространственной ориентации у детей среднего возраста.

Для диагностики развития пространственных представлений детей возраста были использованы следующие задания.

Задание 1. Цель – исследование понимания ребенком «лево – право». Ребенку мы предлагали выполнить следующие действия:

1. Покажи левую руку;

2. Покажи правую руку;

3. Возьмись левой рукой за левую коленку;

4. Возьмись правой рукой за левой ухо;

5. Возьмись левой рукой за правую щеку;

Задание 2. Цель – исследование умения определения пространственного расположения предметов относительно себя.

Детям предлагают определить расположение игрушек, представленных на картинке (Приложение 1):

1. Скажи, где стоит клоун?

2. Где сидит мишка?

3. Что стоит справа от ракеты?

4. Сто стоит слева от самолета?

5. Что стоит между елочкой и ежиком?

Задание 3. Цель – исследования понимания ребенком предлогов, служащих для обозначения пространства. Оборудование: стакан, коробка спичечная, карандаш.

Мы предлагали ребенку выполнить следующие действия:

1. Положи карандаш на коробку;

2. Положи карандаш за коробку;

3. Поставь стакан между коробкой и карандашом;

4. Поставь карандаш в стакан;

5. Положи коробку перед стаканом;

Анализ результатов развития пространственных представлений у средних дошкольников представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Развитие пространственных представлений у средних дошкольников.

Имя ребенка

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Вывод

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Лилия С.

+

-

+

-

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

Высокий уровень

Семен Д.

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

-

+

+

-

Высокий уровень

Алевтина И.

+

-

+

-

+

-

+

+

-

+

+

-

+

-

+

Средний уровень

Андрей В.

-

+

+

-

+

-

+

+

-

+

-

-

-

+

+

Средний уровень

Ярослав К.

-

+

-

+

+

-

+

-

+

-

-

+

-

+

+

Средний уровень

Илья М.

+

+

+

-

+

+

-

+

+

+

-

-

-

-

+

Средний уровень

Вика Д.

+

-

-

+

-

+

+

-

-

+

+

+

-

+

+

Средний уровень

Игорь М.

-

+

-

+

-

-

+

-

-

-

-

+

-

-

-

Низкий уровень

Аня К.

-

-

+

-

-

-

-

+

-

+

-

-

-

-

-

Низкий уровень

Маша С.

-

+

-

-

-

+

-

-

+

-

-

-

-

+

-

Низкий уровень

 

В результате исследования были выявлены следующие группы детей:

- дети с высоким уровнем развития пространственных представлений (20%). Эти дети легко называли части тела, могли выполнить действия с предметами в пространстве и прокомментировать свои действия;

- дети со средним уровнем развития пространственных представлений (50%) в целом неплохо определяли части своего тела, ориентировались в пространстве, однако не могли определить «лево-право» и словесно обозначить свои действия;

- дети с низким уровнем развития пространственных представлений (30%) с трудом могли назвать части тела, не определяли «лево-право», не могли словесно описать свое положение в пространстве, не могли выполнить действий с предметами согласно указаний.


Дата: 10/5/2017г.
Уникальность текста: 40
Всего содержится листов: 50
Использовался основной шрифт: 14
Эта работа была продана за: 1500


Скачать эту работу (для ознакомительных целей): скачать

Нужна работа, написанная специально для тебя? Жми:

Заказать Курсовую работу (с практикой) по предмету педагогика


(так же сможешь заказать любую другую работу)


Поделитесь этой статьей со своими друзьями:



Мои похожие работы:

141 - Проблемы воспитывающего обучения в истории педагогики




|2017 - 2024 © copyright| |Пользовательское соглашение|