Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретическая часть………………………..……………………………...…..6
2. Практическая часть…………………………………………………………...29
2.1. Диагностика уровня развития пространственных представлений в средней группе………………..……………………………………………….....29
2.2. Проведение формирующего эксперимента………......................................32
2.3. Проведение контрольного эксперимента………………………….………38
2.4. Выводы……...……………………………………………………………….40
Заключение……………………………………………………………………….41
Список использованной литературы………………………………………..….43
Приложение………………………………………………………………………45
2.1. Диагностика уровня развития пространственных представлений в средней группе
На базе ДОУ № 278 г. Волгограда проводился эксперимент по изучению особенностей формирования пространственных представлений у детей среднего возраста.
На первом этапе (констатирующем) был определен уровень развития пространственных представлений детей среднего возраста, на втором этапе (формирующем) был составлен комплекс дидактических игр, способствующие развитию пространственных представлений у дошкольников, на третьем этапе (контрольном) был дан анализ их эффективности.
На первом этапе (констатирующем) была проведена диагностика развития пространственной ориентации у детей среднего возраста.
Для диагностики развития пространственных представлений детей возраста были использованы следующие задания.
Задание 1. Цель – исследование понимания ребенком «лево – право». Ребенку мы предлагали выполнить следующие действия:
1. Покажи левую руку;
2. Покажи правую руку;
3. Возьмись левой рукой за левую коленку;
4. Возьмись правой рукой за левой ухо;
5. Возьмись левой рукой за правую щеку;
Задание 2. Цель – исследование умения определения пространственного расположения предметов относительно себя.
Детям предлагают определить расположение игрушек, представленных на картинке (Приложение 1):
1. Скажи, где стоит клоун?
2. Где сидит мишка?
3. Что стоит справа от ракеты?
4. Сто стоит слева от самолета?
5. Что стоит между елочкой и ежиком?
Задание 3. Цель – исследования понимания ребенком предлогов, служащих для обозначения пространства. Оборудование: стакан, коробка спичечная, карандаш.
Мы предлагали ребенку выполнить следующие действия:
1. Положи карандаш на коробку;
2. Положи карандаш за коробку;
3. Поставь стакан между коробкой и карандашом;
4. Поставь карандаш в стакан;
5. Положи коробку перед стаканом;
Имя ребенка | Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 | Вывод | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
Лилия С. | + | - | + | - | + | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + | Высокий уровень |
Семен Д. | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + | + | - | + | + | - | Высокий уровень |
Алевтина И. | + | - | + | - | + | - | + | + | - | + | + | - | + | - | + | Средний уровень |
Андрей В. | - | + | + | - | + | - | + | + | - | + | - | - | - | + | + | Средний уровень |
Ярослав К. | - | + | - | + | + | - | + | - | + | - | - | + | - | + | + | Средний уровень |
Илья М. | + | + | + | - | + | + | - | + | + | + | - | - | - | - | + | Средний уровень |
Вика Д. | + | - | - | + | - | + | + | - | - | + | + | + | - | + | + | Средний уровень |
Игорь М. | - | + | - | + | - | - | + | - | - | - | - | + | - | - | - | Низкий уровень |
Аня К. | - | - | + | - | - | - | - | + | - | + | - | - | - | - | - | Низкий уровень |
Маша С. | - | + | - | - | - | + | - | - | + | - | - | - | - | + | - | Низкий уровень |
В результате исследования были выявлены следующие группы детей:
- дети с высоким уровнем развития пространственных представлений (20%). Эти дети легко называли части тела, могли выполнить действия с предметами в пространстве и прокомментировать свои действия;
- дети со средним уровнем развития пространственных представлений (50%) в целом неплохо определяли части своего тела, ориентировались в пространстве, однако не могли определить «лево-право» и словесно обозначить свои действия;
- дети с низким уровнем развития пространственных представлений (30%) с трудом могли назвать части тела, не определяли «лево-право», не могли словесно описать свое положение в пространстве, не могли выполнить действий с предметами согласно указаний.