Психометрия: сущность и практическое значение

Название предмета: психология
Категория: курсовая работа (теория)

 

Введение……………………………………………………………………….…3

Глава 1. Понятие, сущность и задачи психометрии…………………………...5

    1. История развития психометрии………………………………………….5
  1. Понятие и задачи психометрии………………………………………….10

Глава 2. Практическое значение психометрии……………………………..…17

2.1. Понятие и виды психометрических тестов…………………………….....17

2.2. Практическое использование психометрических тестов………………...20

Заключение……………………………………………………………………….23

Список использованной литературы……………………………………….…..25

Введение

Психодиагностика - область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Психодиагностика - раздел психологического знания, формирующегося на стыке фундаментальных областей психологии с практическими запросами жизни.

Основные принципы и математизированная технология создания стандартизированных измерительных психодиагностических методик разрабатываются в психометрике.

Психометрия - раздел психологии, изучающий теоретические и методологические проблемы психологических измерений.

Для диагностики интеллектуального развития, специальных способностей и профессионально важных психологических качеств людей, их личностных качеств и мотивационной сферы требуется широкий арсенал психодиагностических методик.

Без знания психометрических правил современный специалист (не только исследователь, но и практик) не может корректно применять разнообразные измерительные методы в психологии. Низкая надежность единичных измерительных проб в психологии (наличие высокого уровня случайных колебаний измеряемого свойства и помех) обусловила объективную необходимость многократного повторения измерительных проб и статистического анализа повторяющихся наблюдений, т.е. возникло тесное объединение психометрии с прикладной математической статистикой.

Объект данного исследования – психометрия.

Предмет исследования – процесс развития психометрии.

Цель данного исследования – изучение сущности и практического значения психометрии.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить историю развития психометрии;
  2. Изучить понятие и задачи психометрии;
  3. Рассмотреть понятие и виды психометрических тестов;

4. Выявить особенности практического использования психометрических тестов.

Глава 1. Понятие, сущность и задачи психометрии

  1. История развития психометрии

Психометрия (от греч. metron — мера) — первоначально: измерение временных характеристик психических процессов.

Понятие ""психометрии"" впервые было использовано в первой половине ХVII в. немецким философом Х. Вольфом.

Первым, кто заговорил об измерении в психологии был немец Вольф, который считал, «что можно измерить величину удовольствия осознаваемым нами совершенством, а величину внимания - продолжительностью аргументации, которую мы в состоянии проследить».

В том же веке эта идея психометрии смутно высказывалась философами, естествоиспытателями, математиками, хотя и не повлекла за собой непосредственных измерений. Эстонский психолог К.Рамуль собрал ряд интересных фактов, свидетельствующих об исследованиях еще в XVIII веке, которые явно подходят под категорию экспериментально-психологических. В качестве примера одной из первых и притом практических проблем психологического измерения можно привести проблему «личного уравнения» (ее начало - 1796г.).

Идущее из XVIII века мнение о том, что измерение - важнейшая, если не единственная цель любой науки, было лейтмотивом начала экспериментальной психологии и того периода, когда она действительно стала складываться в особую область научного исследования. Организатор одной из первых психологических лабораторий Ф.Гальтон писал тогда: «Психометрия – значит искусство охватывать измерением и числом операции ума, как например, определение времени реакций у разных лиц... Пока феномены какой-нибудь области знания не будут подчинены измерению и числу, они не могут приобрести статус и достоинство науки»[1].

Одним из первых измерений в психологии было измерение времени реакции. Поэтому первоначально под психометрией понималось измерение временных характеристик психических процессов. Впоследствии, по мере развития психологического эксперимента, строящегося по образцу и подобию естественных наук, к психометрии начинают относить все то, что связано с количественным определением психических явлений. При таком понимании, весьма распространенном и сегодня, психометрия включает в себя весь спектр психологических измерений – от психофизических до личностных.

В психологии измерение явлений есть процесс, который состоит в определении степени, в которой объект или совокупность объектов обладают определенной характеристикой. Если измерение касается свойства или характеристики, присущих человеку, то естественно, что данное свойство может быть присуще ему в различной степени. Таким образом, измерение есть способ размещения характеристик индивидуума или группы индивидуумов на континууме (шкале) относительно одной из его характеристик. Измерение является преимущественно количественным процессом и состоит в приписывании числовых величин явлениям, объектам. Правила, с помощью которых числовые величины приписываются событиям, определяют полезность измерения. Например, если приписать 0 любому лицу, нормальному психологически, а 1 любому лицу с психологическими нарушениями, то после обследования некоторой выборки можно подсчитать количество людей, которое входит в каждую из этих категорий. Тем не менее рассматриваемый способ измерения позволяет выразить всего лишь зависимость типа "все" или "ничего", но не позволяет описать степень нормальности, ее продолжительность и т. д. Для этого необходимо использовать шкалу с большим числом градаций, например, шкалу от 1 до 10, на которой следует расположить данные, полученные в дифференцированном эксперименте[2].

Каждое измерение должно быть связано с чисто описательной процедурой и никогда не должно являться всего лишь суждением об измеряемой величине, то есть оценкой. Измерение, в отличие от оценки, есть описательное суждение об эмпирическом факте. Психология стала научной, когда строгое наблюдение, базирующееся на измерении, заменило произвольную оценку. На первых этапах развития психология обратилась к физическим методам, и таким образом зародилась одна из первых областей психологии – психофизика. Значение исследования зависит как от уровня применяемых методов измерения, так и от плана самого исследования. Необходимо проверить, соответствует ли метод, выбранный для исследования, предмету исследования и обеспечивает ли он соответствующее измерение рассматриваемых переменных.

 

[1] Роговин М.С. Психологическое исследование: Учеб. пособие. - Ярославль, 1979.С.22

[2] Гусев А.Н., Измайлов Ч.А., Михалевская М.Б. Измерение в психологии: общий психологический практикум. - М.: Смысл, 1997. С.23


Дата: 10/5/2017г.
Уникальность текста: 35
Всего содержится листов: 26
Использовался основной шрифт: 14
Эта работа была продана за: 1000


Скачать эту работу (для ознакомительных целей): скачать

Нужна работа, написанная специально для тебя? Жми:

Заказать Курсовую работу (теорию) по предмету психология


(так же сможешь заказать любую другую работу)


Поделитесь этой статьей со своими друзьями:



Мои похожие работы:

31 - Развитие творческих способностей младших школьников на уроках рисования
78 - Методы воспитания, характеристика
101 - Влияние художественной литературы на нравственное воспитание старших дошкольников
66 - Структура программы А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика»
98 - Развитие социально-нравственного поведения старших дошкольников в процессе игры
1 - Освоение функций воспитателя дошкольного образовательного учреждения




|2017 - 2018 © copyright| |Пользовательское соглашение|