Психофизиология как наука о нейронных механизмах психических процессов и состояний

Название предмета: психология
Категория: курсовая работа (теория)

Содержание

Введение…………………………………………………………………..…..3

Глава 1. Понятие психофизиологии………………………………………..5

Глава 2. Предмет, задачи и структура психофизиологии…………………11

Глава 3. Методы психофизиологии………………………………………...16

Заключение…………………………………………………………………..29

Список использованной литературы……………………………………….31

 

Введение

Психофизиология – научная дисциплина, изучающая физиологические основы психической деятельности и поведения, возникла на стыке психологии и физиологии в результате необходимости объяснить психические явления с помощью физиологических процессов и механизмов.

Современная психофизиология базируется на достижениях как естественных, так и гуманитарных дисциплин.

Предметом изучения являются физиологические механизмы, лежащие в основе психических процессов и состояний (восприятия, внимания, научения, памяти, эмоций, речи, мышления, темперамента, сознания). Это пограничная область психологии, которая изучает роль всей совокупности билогических свойств, и прежде всего свойств нервной системы, в детерминации психической деятельности и устойчивых индивидуально-психологических различий.

Главная задача психофизиологии - причинное объяснение психических явлений путем раскрытия лежащих в их основе нейрофизиологических механизмов.

Огромный вклад в развитие психофизиологии внесли А. Эдриан, У. Мак Каллах, У. Питс, А.Р. Лурия, П.К. Анохин, И.П. Павлов, Н.А. Бернштейн, В.Б. Швырков, Ю.И. Александров, Н.Н. Данилова, Д.И. Дубровинский, Е.П.Ильин и др.

Заслуга А.Р.Лурии заключается в определении предмета психофизиологии, Л.С.Выготский первым выступал за необходимость исследования соотношения психического, П.К.Анохиным были сформулированы принципы системности и саморегуляции, Н.А.Бернштейном разработана теория функциональных систем.

Цель данного исследования – изучение психофизиологии как науки о нейронных механизмах психических процессов и состояний.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Определить понятие психофизиологии;
  2. Исследовать предмет, задачи и структуру психофизиологии;

3. Изучить методы, используемые в психофизиологии.

 

 

Глава 1. Понятие психофизиологии

Психофизиология (психологическая физиология) — научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии, предметом ее изучения являются физиологические основы психической деятельности и поведения человека.

Термин "психофизиология" был предложен в начале XIX века французским философом Н.Массиасом и первоначально использовался для обозначения широкого круга исследований психики, опиравшихся на точные объективные физиологические методы (определение сенсорных порогов, времени реакции и т.д.)[1].

Становление психофизиологии как одной из ветвей нейронауки связано с успехами, достигнутыми в области изучения нейронной активности. В 20-х годах в Англии (Кембридж) сложилась сильная школа электрофизиологов во главе с А. Эдрианом. Она внесла большой вклад в изучение электрической активности нейронов и в общую теорию ЭЭГ. Значительное влияние на развитие психофизиологии оказала теория нервных сетей, сформулированная У. Мак Каллахом и У. Питсом. Ее экспериментальное обоснование было представлено в их публикации совместно с Дж. Летвиным, X. Матураной под названием «Что говорит глаз мозгу лягушки» (1959).

Психофизиология — естественно-научная ветвь психологического знания, поэтому необходимо определить ее положение по отношению к другим дисциплинам той же ориентации:

- физиологической психологии;

- физиологии высшей нервной деятельности;

- нейропсихологии.

Наиболее близка к психофизиологии — физиологическая психология, наука, возникшая в конце XIX века как раздел экспериментальной психологии. Термин "физиологическая психология" был введен В. Вундтом для обозначения психологических исследований, заимствующих методы и результаты исследований у физиологии человека. В настоящее время физиологическая психология понимается как отрасль психологической науки, изучающая физиологические механизмы психической деятельности от низших до высших уровней ее организации. Таким образом, задачи психофизиологии и физиологической психологии практически совпадают, и в настоящее время различия между ними носят в основном терминологический характер.

Однако был период в истории отечественной психофизиологии, когда терминологические различия были использованы для того, чтобы обозначить продуктивность складывающегося в физиологии функционально-системного подхода к изучению психики и поведения человека. Выделение психофизиологии как самостоятельной дисциплины по отношению к физиологической психофизиологии было проведено А.Р. Лурией (1973).

Согласно представлениям А.Р. Лурии, физиологическая психология изучает основы сложных психических процессов — мотивов и потребностей, ощущений и восприятия, внимания и памяти, сложнейших форм речевых и интеллектуальных актов, т.е. отдельных психических процессов и функций. Она образовалась в результате накопления большого объема эмпирического материала о функционировании различных физиологических систем организма в разнообразных психических состояниях.

В отличие от физиологической психологии, где предметом является изучение отдельных физиологических функций, предметом психофизиологии, как подчеркивал А.Р. Лурия, служит поведение человека или животного. При этом поведение оказывается независимой переменной, тогда как зависимой переменной являются физиологические процессы. По Лурии, психофизиология — это физиология целостных форм психической деятельности, она возникла в результате необходимости объяснить психические явления с помощью физиологических процессов, и поэтому в ней сопоставляются сложные формы поведенческих характеристик человека с физиологическими процессами разной степени сложности.

Теоретико-экспериментальные основы этого направления составляет теория функциональных систем П.К. Анохина (1968), базирующаяся на понимании психических и физиологических процессов как сложнейших функциональных систем, в которых отдельные механизмы объединены общей задачей в целые, совместно действующие комплексы, направленные на достижение полезного, приспособительного результата. С идеей функциональных систем непосредственно связан и принцип саморегуляции физиологических процессов, сформулированный в отечественной физиологии Н.А. Бернштейном (1963) задолго до появления кибернетики и открывший совершенно новый подход к изучению физиологических механизмов отдельных психических процессов. В итоге развитие этого направления в психофизиологии привело к возникновению новой области исследований, именуемой системной психофизиологией (В.Б. Швырков, 1988; Ю.И. Александров, 1997). Особо следует обсудить соотношение психофизиологии и нейропсихологии.[2]

 

[1] Александров Ю.И. Психофизиология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2003. С.17

[2] Александров Ю.И. Психофизиология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2003. С.21


Дата: 10/5/2017г.
Уникальность текста: 35
Всего содержится листов: 30
Использовался основной шрифт: 14
Эта работа была продана за: 1000


Скачать эту работу (для ознакомительных целей): скачать

Нужна работа, написанная специально для тебя? Жми:

Заказать Курсовую работу (теорию) по предмету психология


(так же сможешь заказать любую другую работу)


Поделитесь этой статьей со своими друзьями:



Мои похожие работы:

69 - Формирование у детей 5-6 лет представлений о неживой природе в процессе экспериментирования
106 - История возникновения дополнительного образования




|2017 - 2018 © copyright| |Пользовательское соглашение|