Взаимосвязь самооценки личности младшего школьника и их статусного положения в группе

Название предмета: психология
Категория: курсовая работа (с практикой)

 

Введение……………………………………………………………………….…3

Глава 1. Теоретические исследования взаимосвязи самооценки личности младшего школьника и их статусного положения в группе……………….…6

    1. Понятие самооценки и особенности ее развития в младшем школьном возрасте………………………………………………………………….…6
    2. Понятие и особенности статусного положения младшего школьника в группе…………………………………………………..………………....13

Выводы по 1 главе……………………………………………………………....18

Глава 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи самооценки личности младшего школьника и их статусного положения в группе…….……………19

2.1. Изучение статусного положения младших школьников…………………19

2.2. Исследование самооценки у младших школьников...……….……..…….29

2.3. Анализ влияния самооценки учащихся на статусное положение в группе…………………………………………………………………………….35

Выводы по 2 главе…………………………………………………………..…..39

Заключение…………………………………………………………………....…40

Список использованной литературы…………………………………….……..43

Приложения……………………………………………………………….……..45

1.1. Изучение статусного положения младших школьников

Экспериментальное исследование взаимосвязи самооценки личности младшего школьника и их статусного положения в группе было проведено на базе третьего класса МОУ СОШ № 99 Тракторного района г. Волгограда.

В исследуемом классе обучаются восемнадцать человек. Несмотря на довольно длительное существование класса, группу учащихся нельзя назвать коллективом в полном смысле этого слова. Некоторые учащиеся занимают довольно обособленную позицию, не участвуют в жизни класса, не общаются и с другими учащимися. Официального лидера в классе не существуют, но имеются некоторые учащиеся с высоким социальным статусом. Между некоторыми детьми установились довольно доверительные отношения. В классе есть свои «звезды» и «отвергнутые». Некоторые учащиеся составляют обособленные группы, члены которых общаются только между собой. Весьма напряженными оказываются отношения между мальчиками и девочками. Первичное наблюдение выявило необходимость более глубокого изучения особенностей межличностных взаимоотношений в коллективе.

Изучение особенностей статусного положения младших школьников было проведено с помощью социометрии.

Социометрия – это система некоторых приемов, дающих возможность выяснить количественное определение предпочтений, безразличий или неприятий, которые получают индивиды в процессе межличностного общения и взаимодействия. Данные социометрического анализа используют при исследовании самочувствия личности в группе, при определении структуры первичных групп, при исследовании способов и форм распределения авторитета власти в малых группах, при диагностике.

Социометрический метод – это метод опроса, направляемых на выявление

межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы (в учебном коллективе). В основе лежат критерии, формулируемые в виде вопросов, ответы на них и служат основанием для установления структуры взаимоотношений. Социометрия проводится только в коллективах, имеющих опыт совместной работы

Современные психологические исследования малых групп и первичных (контактных) коллективов почти всегда включают в качестве основного или дополнительного метода социометрию.

В данном случае для исследования межличностных отношений младших школьников в школьном коллективе была использована методика социометрии.

Цель данной методики - получение подробной информации о положении каждого учащегося в системе межгрупповых отношений.

Перед началом исследования учащиеся данного класса, собравшиеся в аудитории, получили инструкцию следующего содержания:

«Ваша группа (класс) существует уже давно. За время совместной жизни и общения друг с другом вы, наверное, смогли неплохо узнать друг друга, и между вами сложились определенные личные и деловые отношения, симпатии и антипатии, уважение, неуважение к друг другу и т.п. Не все очевидно, складывалось гладко и образовавшиеся между вами отношения далеки, по видимому, от идеала. С кем-то вам хорошо находиться в одной группе (классе), кто-то вас не очень устраивает и с ним бы вы хотели расстаться. Подумайте и ответьте на два вопроса:

  1. Назови троих одноклассников, которых бы ты пригласил к себе на день рождения.
  2. С кем из одноклассников ты бы хотел сидеть за одной партой?
  3. Подумай, с кем из одноклассников ты ни за что бы не хотел очутиться на необитаемом острове?

Полученные ответы детей были проанализированы. На основе анализа составлены социограммы.

Вместо имен и фамилий учащихся были использованы их номера по классному журналу. Рассмотрим особенности взаимных выборов учащихся.


Схема 1. Социограмма выборов

Наибольшее количество взаимных выборов получено ученицами под номером 18 (9 выборов, из которых 2 взаимных) и номером 7 (7 выборов, из которых 1 взаимный). Это лидеры.

В исследуем коллективе «звездами» являются: девочки под номером 16 (5 выборов, из которых 3 взаимных) и 10 (4 выбора) и мальчики под номерами 1, 2, 4 (по 4 выбора).

«Принятыми» можно считать учащихся с номерами 3, 5, 6, 11, 13, 17.

В критическом положении находятся мальчики с номерами 8, 9 и девочка с номером 15 (по одному выбору).

Никто не выбрал участников с номерами 14 и 12.

Общее количество взаимных выборов в данном классе – 11. Взаимные выборы у 10-17, 17-16, 16-10, 11-18, 16-18, 10- 7, 2-4, 2-5, 1-13, 6-1, 1-8, 6-13.

Наиболее дружеские отношения установились у участницы под номером 16 и участника под номером 1 (по 3 взаимных выбора). По два взаимных выбора имеют участники с номерами 17, 18, 2. По одному выбору имеют 9, 8 и 15.

Не имеют взаимных выборов 3, 5, 9, 15.

Данный характер выборов говорит о наличии у детей как четко сформировавшихся симпатиях и антипатиях, так и навыков общения, бесконфликтного поведения. Дадим анализ отклонений учащихся.

Схема 1. Социограмма отклонений

Наибольшее количество отклонений получил учащийся под номером 8 (7 отклонений), учащиеся под номерами 3, 9, 13, 17 имеют по четыре отклонения.

Учащиеся под номерами 1, 2, 5, 6, 11, 12, 14, 15, 1 имеют по 1-3 отклонения.

Не отвергают учащихся под номером 4, 10 и 18.

Взаимная неприязнь особенно ярко проявляется у учащегося под номером 9 с ученицами под номером 14, 16 и 13.

Согласно данным исследования взаимоотношений младших школьников можно выделить следующие группы учащихся:

1. Учащиеся под номерами 18, 10 и 4 смогли установить межличностные отношения с большинством учащихся класса. Эти учащиеся имеют высокий статус, отличаются бесконфликтным поведением, умением устанавливать взаимоотношения с другими членами коллектива, они дружелюбны, общительны, не злопамятны, готовы к сотрудничеству со всеми учащимися. Мнение этих учащихся все уважают, их поведение вызывает восхищение. Многие хотят с ними дружить.

Ученица под номером 18 отличается высоким уровнем общительности, умеет ладить как с мальчиками, так и с девочками. Большинство учащихся привлекает в ней внешняя красота и добрый характер. Ученики под номерами 4 и 10 уважительно относятся ко всем ребятам в классе.

2. Учащиеся под номерами 1, 2, 16, 7 обладают приемлемым статусом легко устанавливают контакты со сверстниками, не замкнуты, общительны, но и в то же время могут постоять за себя.

Учащийся под номером 2 отличается высоким чувством юмора, необидчив, в классе часто играет роль шута. Учащаяся под номером 16 установила крепкие дружеские связи со многими учащимися.

3. Учащиеся под номерами 3, 5, 6, 11, 13, 15, 17 смогли установить взаимоотношения лишь с некоторыми членами коллектива, с другими же часто вступают в конфликты.

Учащиеся под номерами 13, 5 бывают критичны в высказываниях, заносчивы, не считаются с мнением коллектива. Учащаяся под номером 15 тянется к «звездам», подражает им во всем, не обращает внимание на других одноклассников, которые бы хотели дружить с ней.

4. Учащиеся под номерами 8, 9, 12, 14 испытывают трудности в установлении взаимоотношений с коллективом. Учащийся под номером 9 отличается конфликтным поведением. Его поступки часто вызывают негодование у одноклассников. Он может подойти, ударить, обидеть или оскорбить товарища, который, по его мнению, делает что-то не так. Ведет себя крайне нетерпимо к недостаткам и промахам другого и старается всячески его обидеть.

Учащегося под номером 8 не уважают, большинство учащихся высказывает к нему явную неприязнь. С ним практически никто не общается, некоторые над ним подсмеиваются. Это тихий ученик, в острые конфликты не вступает, но в то же время не может постоять за себя. Общее негодование у учащихся вызывает его неопрятный вид, неуспеваемость, внешняя непривлекательность.

Девочки 12 и 14 не могут установить нормальных взаимоотношений в силу своей замкнутости, малообщительности, неуверенности в себе.

Итак, социометрия, выявила, что в исследуемой группе большинство детей имеет более или менее благоприятный статус. Средний уровень благополучия взаимоотношений означает благополучие большинства детей группы в системе межличностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками. Однако не все дети имеют высокий статус в группе. Некоторых детей откровенно не любят, они часто становятся объектами насмешек.


Дата: 10/5/2017г.
Уникальность текста: 55
Всего содержится листов: 35
Использовался основной шрифт: 14
Эта работа была продана за: 2000


Скачать эту работу (для ознакомительных целей): скачать

Нужна работа, написанная специально для тебя? Жми:

Заказать Курсовую работу (с практикой) по предмету психология


(так же сможешь заказать любую другую работу)


Поделитесь этой статьей со своими друзьями:



Мои похожие работы:

4 - Проект по созданию развивающих игровых модулей
32 - Педагогические условия взаимодействия детского сада с семьей
132 - Тенденции развития образовательной системы России
75 - Роль занятий эстетического цикла в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
121 - Обучение и воспитание детей с проблемами в развитии. Дети с ЗПР




|2017 - 2018 © copyright| |Пользовательское соглашение|