Исследование характера и темперамента

Название предмета: психология
Категория: курсовая работа (с практикой)

Введение.............................................................................................................3

Глава 1. Взаимосвязь характера и темперамента как психологическая проблема.............................................................................................................5

1.1.Темперамент как индивидуальная характеристика человека.................5

1.2.Понятие о характере..................................................................................13

1.3.Проблема взаимосвязи темперамента и характера.................................19

Глава 2. Исследование взаимосвязи темперамента и характера..................22

2.1.Методика эксперимента.............................................................................22

2.2.Анализ результатов.....................................................................................24

Заключение........................................................................................................28

Список использованной литературы...............................................................31

Приложения…...................................................................................................33

    1. Методика эксперимента

Исследование взаимосвязи темперамента и характера проводилось в 11 классе гимназии № 6 Красноармейского района города Волгограда. Было обследовано 11 учащихся в возрасте 16 – 17 лет.

Использованы следующие методики: методика В. М. Русалова и методика аутоидентификации акцентуаций характера Э.Г. Эйдемиллера.

С помощью методики № 1, автором которой является В.М. Русалов, мы количественно оценивали следую­щие свойства темперамента человека: энергичность, пластич­ность, темп и эмоциональность. Энергичность — это степень ак­тивности, проявляемой человеком в общении с людьми и в прак­тической работе. Пластичность — это легкость переключения с выполнения одного вида деятельности на выполнение другого или изменения поведения в общении с людьми. Темп — скорость выполнения отдельных действий, операций и движений. Эмо­циональность — склонность человека эмоционально реагировать на различные события, связанные с его практической деятель­ностью и общением с людьми.

Предполагается, что свойства темперамента человека по-раз­ному проявляются в его работе и в сфере взаимоотношений с людьми, поэтому в данной методике отдельно оценивается тем­перамент в деятельности и в общении по каждому из перечис­ленных выше его свойств.

В процессе работы над методикой на каждый из вопросов испытуемый должен был ответить однозначно: «да» или «нет». Нейтральных ответов нет и ухода от ответа не допу­скалось (Приложение 1).

Вывод о доминирующем типе темперамента человека дела­лся на основе сравнения показателей, полученных по разным свойствам темперамента, с типичными сочетания­ми этих свойств, соответствующими разным типам темперамента.

Сангвиник — имеет средне развитые показатели по всем свойствам.

Холерик — высокие показатели по энергичности, темпу и эмо­циональности при средних или высоких показателях по пластич­ности.

Флегматик — низкие показатели по всем свойствам темпе­рамента.

Меланхолик — низкие показатели по энергичности, пластич­ности, темпу при средних или высоких показателях по эмоцио­нальности.

К чистому типу сангвиника, холерика, флегматика или ме­ланхолика можно отнести человека только при полном совпадении сте­пени развитости его показателей с теми, которые связаны с опи­санными типами. Во всех остальных случаях считается, что у че­ловека имеется так называемый смешанный тип темперамента.

Исследование характера проводилось с помощью методика № 2. Так как характер может быть более и менее выражен, было исследовано наличие акцентуаций, т.е. крайних вариантов нормального характера.

Методика №2 Методика аутоидентификации акцентуаций характера Э.Г. Эйдемиллера

Инструкция: «Вам необходимо ознакомиться с содержанием всех предложенных характеристик и выбрать одну или несколько карточек, на которых, по вашему мнению, наиболее полно и похоже описан ваш характер. Если вы выберите несколько карточек сразу, то разложите их в порядке важности». Для проведения исследования были предложены 13 карточек с описанием характерологических типов (Приложение №2).

С помощью методики аутоидентификации акцентуаций характера Э.Г. Эйдемиллера возможно выявление следующих акцентуаций: меланхолический, гипертимный, циклоидный, эмоционально-лабильный, неврастенический, сензитивный, психастенический, шизоидный, паранойяльный, эпилептоидный, истерический, неустойчивый, конформный.

Результаты методик сопоставлялись с данными наблюдения, беседы с подростками. В итоге была получена полная картина об особенностях темперамента и характера у подростков.


Дата: 12/5/2017г.
Уникальность текста: 35
Всего содержится листов: 30
Использовался основной шрифт: 14
Эта работа была продана за: 1500


Скачать эту работу (для ознакомительных целей): скачать

Нужна работа, написанная специально для тебя? Жми:

Заказать Курсовую работу (с практикой) по предмету психология


(так же сможешь заказать любую другую работу)


Поделитесь этой статьей со своими друзьями:



Мои похожие работы:

99 - Формирование нравственного поведения старших дошкольников в процессе игры
32 - Педагогические условия взаимодействия детского сада с семьей
20 - Развитие цветоведения младших дошкольников средствами дидактических игр
22 - Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре




|2017 - 2018 © copyright| |Пользовательское соглашение|