Разговорно-просторечная речь в рассказах В. Шукшина

Название предмета: литература
Категория: курсовая работа (с практикой)

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Художественное творчество В. М. Шукшина и проблема использования разговорно-просторечной речи в литературном языке……….5

  1. Понятие и особенности разговорно-просторечной речи…………….….5
  2. Художественное творчество В. М. Шукшина……………………….….11

Глава 2. Анализ разговорно-просторечной речи в рассказах В.М. Шукшина…………………………………………………………………………16

  1. Язык В.М. Шукшина………………………………………………….…..16
  2. Анализ разговорных и просторечных выражений в рассказах В.М. Шукшина…………………………………………………………………..21

Заключение……………………………………………………………………….33

Список использованной литературы…………………………………………...35

Введение

История русского литературного языка от пушкинской поры и до нашего времени - это, как известно, путь непрерывного обогащения литературного языка словами и выражениями, почерпнутыми из живого разговорного языка народа. Одним из источников обогащения национальной фразеологии является язык писателей. Речевое творчество писателя, как и языковое творчество народа, многообразно и многосторонне.

Разговорная речь и просторечия давно привлекали внимание как писателей, так и лингвистов-исследователей. Этот интерес объясняется как важностью художественной функции разговорной речи и просторечия, так и живучестью и жизнеспособностью. Разговорная речь и просторечие вечно живая часть языка, которая меняется, обновляется, что-то теряет, а чем-то обогащается, но как явление не уходит из языка.

Разговорная речь и просторечия – это почти всегда живая речь народа. Именно оттуда, из глубины недр народного языка, смело брали слова – самоцветы наши классики, бессмертные мастера – слова, такие как А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, В.В. Маяковский, В.М. Шолохов и многие др.

В. М. Шукшин известен как автор, передающий стихию русской разговорной речи.

Необработанная стихия народной речи под пером писателя преобразуется в литературный язык. Писатель подмечает удачное, меткое слово в переносном или необычном значении, он придает ему новый смысл, который может закрепиться в общем употреблении. Наконец, писатель создает такие обороты и смысловые формулы, которые свободно высвобождаются из текста его произведения и начинают жить самостоятельно, представляя собой выразительное богатство национального языка и пополняя его идиоматический запас.

Язык прозы Шукшина занимает важное место в языке русской художественной литературы. Впитав культуру прошлого, Шукшин отразил идейно-эстетические преобразования в современной ему культуре, а также реализовывал в своем творчестве новые художественные тенденции, которые позволили ему встать у истоков прозы будущего: язык этого писателя сыграл особую роль в развитии языка русской прозы второй половины и вв. В прозе Шукшина получили реализацию языковые традиции русской литературы. Преобладание народно-разговорной речи свидетельствует об освоении писателем традиций языка художественной литературы, уходящей в глубь веков.

В шукшинской прозе сосуществуют различные речевые пласты: разговорные и книжные сферы языка, просторечие, жаргоны, диалектный язык, устная и письменная речь, фольклорный язык, язык художественной литературы.

В последние года приобрел характер устойчивости интерес филологов, литературоведов к творчеству Василия Макаровича Шукшина. Феномен его заключен прежде всего в беспредельном интересе к самому русскому языку с неисчерпаемым богатством поэтических изобразительных средств слова, в поразительном разнообразии смысловых оттенков словаря для выражения "тончайших философских воображений и рассуждений, многоразличных свойств и перемен, бывающих в сем видимом строении мира и в человеческих обращениях", как писал в свое время Михаил Васильевич Ломоносов.

Цель данного исследования – изучение исследование специфики разговорно-просторечной речи в рассказах В.М. Шукшина.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1. Изучить понятие и особенности разговорно-просторечной речи;

2. Изучить особенности художественного творчества В. М. Шукшина в области написания коротких рассказов;

  1. Исследовать особенности языка рассказов В.М. Шукшина;

4. Дать анализ использования разговорных и просторечных выражений в рассказах В.М. Шукшина.

 

Глава 1. Художественное творчество В. М. Шукшина и проблема использования разговорно-просторечной речи в литературном языке

1.1. Понятие и особенности разговорно-просторечной речи

В лингвистике существует много определений разговорной речи, освещающих разные её черты и признаки. П.В. Глаголев определяет разговорной речь как «устный, рассчитанный на участие собеседника, ситуационно обусловленный, спонтанный, и, как правило, эмоционально насыщенный вид коммуникации» [9,34].

Ю.М. Скребнев обращает внимание на другие характеристики разговорной речи, вытекающие из неофициальности общения: «Разговорная речь – это языковое общение, основным признаком которого является несущественность или незначительная роль стилистических требований для языкового сознания его участников, - общение, при котором речевое поведение говорящего характеризуется невниманием к вопросам языковой формы, иными словами – это речь, порождаемая в условиях полного или частичного отсутствия осознанных требований, предъявляемых к её форме» [11,27].

О.А. Лаптева отмечает существенную черту разговорной речи – наличие собеседника, т.е. диалогичный характер. Без направленности каждого высказывания «от себя», без фиксации ответной реакции слушающего речь не существует, т.к. она теряет свой целенаправленный характер. Возможность опоры высказывания на предыдущую реплику дает говорящему возможность использования в нем лишь строго необходимых для общения компонентов, т.е. возникает возможность использования неполных предложений [11,61].

Понятие «разговорная речь» используется для характеристики речи при непосредственном неофициальном общении, в которой с наибольшей отчётливостью проявляется коммуникативная функция языка. Особенности такого общения заключаются не только в обязательном непосредственном участии в нём собеседника, но в тематической разносторонности и ситуативности.

Необходимо отметить экстралингвистические факторы, формирующие стилевые особенности разговорной речи. Ю.М. Скребнев выделяет следующий их ряд: 1) устный характер речевого продуцирования – это родовой признак разговорной речи. Но он не может считаться определяющим, т.к. устное продуцирование свойственно не только разговорной речи, но и ряду других видов речевой деятельности; 2) бытовая тематика; 3) стереотипность; 4) зависимость от внеречевой деятельности участников; 5) спонтанность, неподготовленность, вызванная потребностью в незамедлительной языковой реакции. Эта черта является важнейшей в характеристике психологической сущности разговорной речи; 6) эмоциональная насыщенность, аффективность разговорной речи; 7) непосредственность общения – этот признак, по мнению многих лингвистов, является важнейшим в создании стилевых особенностей разговорной речи; 8) неофициальность отношений между участниками речевого акта [15,22].

Литературно-разговорная речь – это литературно нормированная разговорная речь, подобно тому, как литературный язык – это литературно нормированный русский язык. Следовательно, центр литературно-разговорной речи – устная форма разговорного стиля литературного языка.

Другая органически составная часть любого национального языка - это просторечие. Просторечие широко распространено в устной речи, откуда часто проникает в литературный язык, особенно в язык художественной литературы.

Просторечие - слова, выражения, грамматические формы и конструкции, распространённые в нелитературной разговорной речи, свойственные малообразованным носителям языка и явно отклоняющиеся от существующих литературных языковых норм.

Термин «просторечие» введён Д. Н. Ушаковым в значении «речь необразованного и полуобразованного городского населения, не владеющего литературными нормами» [18,34].


Дата: 12/5/2017г.
Уникальность текста: 35
Всего содержится листов: 36
Использовался основной шрифт: 14
Эта работа была продана за: 1500


Скачать эту работу (для ознакомительных целей): скачать

Нужна работа, написанная специально для тебя? Жми:

Заказать Курсовую работу (с практикой) по предмету литература


(так же сможешь заказать любую другую работу)


Поделитесь этой статьей со своими друзьями:



Мои похожие работы:

41 - Контрольная работа по психологии (спор)
31 - Развитие творческих способностей младших школьников на уроках рисования
143 - Педагогическое общение и условия его эффективности
77 - Специфика проявления характера и темперамента у подростков
52 - Использование цветных палочек Х. Кюизенера в развитии математических представлений дошкольников
52 - Использование цветных палочек Х. Кюизенера в развитии математических представлений дошкольников




|2017 - 2018 © copyright| |Пользовательское соглашение|