Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы проблемы изучения эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с комплексными нарушениями развития…………………………………………………………………………...6
1.1. Исследование эмоций в психологии и физиологии……………………….6
1.2. Особенности развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………..16
1.3. Общая характеристика детей с комплексными нарушениями развития…………………………………………………………………………..22
Выводы по главе 1……………………………………………………………….28
Глава 2. Экспериментальное исследование по изучению эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с комплексными нарушениями в развитии………………………………………………………………………..29
2.1. Диагностика эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с комплексными нарушениями в развитии………………………….29
2.2. Методы и приемы развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с комплексными нарушениями в развитии………….37
Выводы по главе 2……………………………………………………………….43
Заключение………………………………………………………………………44
Список использованной литературы…………………………………………..47
2.1. Диагностика эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с комплексными нарушениями в развитии
Экспериментальное исследование особенностей развития эмоциональной сферы детей с комплексными нарушениями развития было проведено на базе Волго-Донского интерната.
В исследовании приняли участие 10 детей с комплексными нарушениями в развитии в возрасте от 4 до 7 лет.
Исследование включало:
В нашей практике мы прежде всего использовали метод наблюдения. Мы наблюдали за внешностью, поведением, движениями, речью ребенка, психологическими особенностями, волей, эмоциональной сферой.
Первоначальные наблюдения за детьми позволили выявить следующее: у большинства детей неразвита или недостаточно хорошо развита речь, некоторые плохо передвигаются или же у них нарушена крупная моторика, у старших детей неразвита мелкая моторика, отсутствуют навыки самообслуживания.
Результаты включенного наблюдения за детьми с комплексными нарушениями в развитии представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Общая картина наблюдений за детьми с комплексными нарушениями в развитии
Имя и возраст ребенка | Физическое развитие | Речь | Движения | Умение рисовать, лепить и т.п. | Умение играть | Психическое состояние |
Ира К., 7 лет | Физически слабо развита | Полностью отсутст вует | Нарушена крупная моторика | Не умеет рисовать | Играет недолго и без интереса | Замкнута, не идет на контакт, иногда агрессии вна |
Ваня Ж. , 6 лет | Слабое физическое развитие | Слабо развита | Не достаточно четкие | Умеет одеваться | Играет сам с собой | Спокоен, но если забрать игрушку, начинает пла кать. |
Петя М., 5 лет | Норма льное | Не произно сит отдельных звуков | Быстрые, резкие, может бесконечно бегать, что-то хватать и бросать | Изрисовывает бумагу чертами, иногда рвет ее. | Забирает игрушки у детей | Неусидчив, агрессии вен, замкнут |
Саша Г. 5 лет | Слабое болезненный ребенок | Говорит плохо | Недостаточно четкие | Не умеет рисовать, но проявляет желание. | Не играет, но любит смотреть, как играют другие. | Частые смены настроения, обидчивый |
Вера С. 4 года. | Ходит плохо | Отсутствует, иногда невнятно мычит | Движения не скоорденированные | Не умеет | Не прояв ляет интереса к игруш кам | Апатичное состояние |
Маша М., 5 лет | Среднее | Заикается | Не развита мелкая моторика | При рисовании сильно надавливает на карандаш | Берет игрушки, но не играет | Иногда нервни чает, необщите льная |
Игорь З., 7 лет | Развит хорошо | Говорит быстро | Движения скоорденированные | Умеет рисовать, лепить | Играет в однообразные игры | Частые перемены настроения, бывает враждебени замкнут |
Оля П., 4 года | Среднее развитие | Речь слабо развита | Движения четкие | Все предметы тянет в рот | Не умеет играть | Спокойная |
Анюта Л. 6 лет | Физически развита | Однотипные слова и предложения | четкие | Умеет держать карандаш и разукрашивать | Играет в однотипные игры | Часто плачет |
Катя П., 5 лет | Развитие среднее | Речь слабо развита | Не достаточно развита крупная моторика | Слабо пользуется предметами, не умеет рисовать | Не умеет играть, но с удовольствием наблюдает за другими детьми | Спокойная, тихая, ласковая |
Наблюдение за игрой показало, что большинство детей дошкольного возраста совсем не умеют играть, они однообразно манипулируют игрушками не зависимо от их функционального назначения.
Наблюдение за Ириной К. (7 лет) в процессе игры с куклой выявило следующее. Кукла у девочки не вызвала никаких положительных радостных эмоций. Ребенок взял игрушку за волосы и стал ее трясти. Кукла воспринималась так же, как и иные игрушки, не вызывая адекватных радостных эмоций, и не воспринималась в качестве заместителя человека. По отношению к игрушкам – животным Ирина так же не проявила заинтересованного эмоционального отношения.
Конечно, неумение пользоваться игрушками объясняется и педагогической запущенностью ребенка.
Среди дошкольников встречались и такие дети, которые любили попробовать все «на вкус». Они пытались отгрызть кусочек от цветного кубика, облизывать матрёшку. Такие действия с игрушками в основном характерны, для детей, страдающих глубоким интеллектуальным нарушением, однако в ряде случаев они вызваны просто не умением действовать с игрушками, отсутствием опыта и использования в соответствии с функциональным назначением.
У значительной части детей на ряду с манипуляциями встречаются и так называемые процессуальные действия: Ваня Ж. (6 лет) беспрерывно повторяет один и тот же игровой процесс: строит и разрушает постройку из кубиков.
Замечено, что Ира К. в процессе игры действовала с игрушками всегда молча, лишь изредка издавая отдельные эмоциональные возгласы и произнося слова, обозначающих названия некоторых игрушек и действии. Обычно дети быстро насыщались игрушками. Так длительность действий некоторых детей не превышало и пяти минут. Это свидетельствует об отсутствии подлинного интереса к игрушкам, который, как правило, возбужденный новизной игрушки и в процессе манипулирования быстро угасает.
Без специального обучения игра у детей с комплексными нарушениями в развитии не может занять ведущие место и, следовательно, оказать воздействие на психическое развитие. В таком виде игра не способна служить средством коррекции и компенсации дефектов развития аномального ребёнка. Поэтому необходимо разрабатывать методики воздействия на эмоциональную сферу ребенка с комплексными нарушениями в развитии. Необходимо учить детей играть для обогащения детского развития, коррекции и компенсации разнообразных дефектов в психике аномального ребёнка.