Особенности эмоциональной сферы детей с комплексными нарушениями развития

Название предмета: педагогика
Категория: курсовая работа (с практикой)

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы проблемы изучения эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с комплексными нарушениями развития…………………………………………………………………………...6

1.1. Исследование эмоций в психологии и физиологии……………………….6

1.2. Особенности развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………..16

1.3. Общая характеристика детей с комплексными нарушениями развития…………………………………………………………………………..22

Выводы по главе 1……………………………………………………………….28

Глава 2. Экспериментальное исследование по изучению эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с комплексными нарушениями в развитии………………………………………………………………………..29

2.1. Диагностика эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с комплексными нарушениями в развитии………………………….29

2.2. Методы и приемы развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с комплексными нарушениями в развитии………….37

Выводы по главе 2……………………………………………………………….43

Заключение………………………………………………………………………44

Список использованной литературы…………………………………………..47

2.1. Диагностика эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с комплексными нарушениями в развитии

Экспериментальное исследование особенностей развития эмоциональной сферы детей с комплексными нарушениями развития было проведено на базе Волго-Донского интерната.

В исследовании приняли участие 10 детей с комплексными нарушениями в развитии в возрасте от 4 до 7 лет.

эмоциональная сфера дошкольниковИсследование включало:

  1. наблюдение за детьми в процессе жизнедеятельности;
  2. диагностику эмоциональной сферы.

В нашей практике мы прежде всего использовали метод наблюдения. Мы наблюдали за внешностью, поведением, движениями, речью ребенка, психологическими особенностями, волей, эмоциональной сферой.

Первоначальные наблюдения за детьми позволили выявить следующее: у большинства детей неразвита или недостаточно хорошо развита речь, некоторые плохо передвигаются или же у них нарушена крупная моторика, у старших детей неразвита мелкая моторика, отсутствуют навыки самообслуживания.

Результаты включенного наблюдения за детьми с комплексными нарушениями в развитии представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Общая картина наблюдений за детьми с комплексными нарушениями в развитии

Имя и возраст ребенка

Физическое развитие

Речь

Движения

Умение рисовать, лепить и т.п.

Умение играть

Психическое состояние

Ира К., 7 лет

Физически слабо развита

Полностью отсутст

вует

Нарушена крупная моторика

Не умеет рисовать

Играет недолго и без интереса

Замкнута,

не идет

на контакт,

иногда агрессии

вна

Ваня Ж. , 6 лет

Слабое физическое развитие

Слабо развита

Не достаточно четкие

Умеет одеваться

Играет сам с собой

Спокоен, но

если

забрать

игрушку, начинает пла

кать.

Петя М., 5 лет

Норма

льное

Не произно

сит отдельных звуков

Быстрые, резкие, может бесконечно бегать, что-то хватать и бросать

Изрисовывает бумагу чертами, иногда рвет ее.

Забирает игрушки у детей

Неусидчив, агрессии

вен, замкнут

Саша Г. 5 лет

Слабое

болезненный ребенок

Говорит плохо

Недостаточно четкие

Не умеет рисовать, но проявляет желание.

Не играет, но любит смотреть, как играют другие.

Частые

смены настроения, обидчивый

Вера С. 4 года.

Ходит плохо

Отсутствует, иногда невнятно мычит

Движения не скоорденированные

Не умеет

Не прояв

ляет интереса к игруш

кам

Апатичное состояние

Маша М., 5 лет

Среднее

Заикается

Не развита мелкая моторика

При рисовании сильно надавливает на карандаш

Берет игрушки, но не играет

Иногда

нервни

чает, необщите

льная

Игорь З., 7 лет

Развит хорошо

Говорит быстро

Движения скоорденированные

Умеет рисовать, лепить

Играет в однообразные игры

Частые

перемены настроения, бывает враждебени замкнут

Оля П., 4 года

Среднее развитие

Речь слабо развита

Движения четкие

Все предметы тянет в рот

Не умеет играть

Спокойная

Анюта Л. 6 лет

Физически развита

Однотипные слова и предложения

четкие

Умеет держать карандаш и разукрашивать

Играет в однотипные игры

Часто

плачет

Катя П., 5 лет

Развитие среднее

Речь слабо развита

Не достаточно развита крупная моторика

Слабо пользуется предметами, не умеет рисовать

Не умеет играть, но с удовольствием наблюдает за другими детьми

Спокойная, тихая, ласковая

 

Наблюдение за игрой показало, что большинство детей дошкольного возраста совсем не умеют играть, они однообразно манипулируют игрушками не зависимо от их функционального назначения.

Наблюдение за Ириной К. (7 лет) в процессе игры с куклой выявило следующее. Кукла у девочки не вызвала никаких положительных радостных эмоций. Ребенок взял игрушку за волосы и стал ее трясти. Кукла воспринималась так же, как и иные игрушки, не вызывая адекватных радостных эмоций, и не воспринималась в качестве заместителя человека. По отношению к игрушкам – животным Ирина так же не проявила заинтересованного эмоционального отношения.

Конечно, неумение пользоваться игрушками объясняется и педагогической запущенностью ребенка.

Среди дошкольников встречались и такие дети, которые любили попробовать все «на вкус». Они пытались отгрызть кусочек от цветного кубика, облизывать матрёшку. Такие действия с игрушками в основном характерны, для детей, страдающих глубоким интеллектуальным нарушением, однако в ряде случаев они вызваны просто не умением действовать с игрушками, отсутствием опыта и использования в соответствии с функциональным назначением.

У значительной части детей на ряду с манипуляциями встречаются и так называемые процессуальные действия: Ваня Ж. (6 лет) беспрерывно повторяет один и тот же игровой процесс: строит и разрушает постройку из кубиков.

Замечено, что Ира К. в процессе игры действовала с игрушками всегда молча, лишь изредка издавая отдельные эмоциональные возгласы и произнося слова, обозначающих названия некоторых игрушек и действии. Обычно дети быстро насыщались игрушками. Так длительность действий некоторых детей не превышало и пяти минут. Это свидетельствует об отсутствии подлинного интереса к игрушкам, который, как правило, возбужденный новизной игрушки и в процессе манипулирования быстро угасает.

Без специального обучения игра у детей с комплексными нарушениями в развитии не может занять ведущие место и, следовательно, оказать воздействие на психическое развитие. В таком виде игра не способна служить средством коррекции и компенсации дефектов развития аномального ребёнка. Поэтому необходимо разрабатывать методики воздействия на эмоциональную сферу ребенка с комплексными нарушениями в развитии. Необходимо учить детей играть для обогащения детского развития, коррекции и компенсации разнообразных дефектов в психике аномального ребёнка.


Дата: 12/5/2017г.
Уникальность текста: 35
Всего содержится листов: 48
Использовался основной шрифт: 14
Эта работа была продана за: 2000


Скачать эту работу (для ознакомительных целей): скачать

Нужна работа, написанная специально для тебя? Жми:

Заказать Курсовую работу (с практикой) по предмету педагогика


(так же сможешь заказать любую другую работу)


Поделитесь этой статьей со своими друзьями:



Мои похожие работы:

38 - Методика развития нравственных качеств у детей при общении с природой в группе с задержкой психического развития
130 - Актуальные проблемы образовательной системы России
42 - Дидактическая кукла как средство развития речи детей дошкольного вораста
48 - Способы разрешения конфликтов в организации
159 - Разговорно-просторечная речь в рассказах В. Шукшина
134 - Предметно-содержательная характеристика непосредственно-эмоционального общения младенца с близкими взрослыми




|2017 - 2024 © copyright| |Пользовательское соглашение|