Глава 1. Проблема развития воображения у дошкольников средствами творческих игр..………………………………………………………………….5
Глава 2. Исследование возможностей развития воображения у дошкольников средствами творческих игр……………..………………………………………17
2.1. Диагностика развития воображения у дошкольников..……………….….17
2.2. Методика использования творческих игр в развитии воображения у дошкольников……………………………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованной литературы…………………………………………...23
Приложение………………………………………………………………………25
Исследование возможностей развития воображения у дошкольников средствами творческих игр было проведено в ДОУ № 229.
Для диагностики развития воображения у старших дошкольников были подобраны следующие методики:
Методика «Творческая игра».
Детям предлагается поиграть в сказку, используя маски различных героев (заяц, лиса, волк, медведь, белка).
Методика «Расскажи сказку».
Детям предлагается придумать и рассказать сказку, используя набор сказочных персонажей (волк, лиса, дед, бабка, петушок, Змей Горыныч).
Наблюдение за проявлением творческих способностей в процессе игровой деятельностью детей велось по следующей схеме:
Анализ результатов:
3 балла – сказка придумана по законам сказки, сюжет развернут, последовательно излагаются события, задействованы все персонажи.
2 балла – сюжет достаточно развернут, но не окончен, персонажи задействованы не все, события излагаются не последовательно.
1 балл – сюжет схематичен, переданы лишь некоторые действия героев.
0 балл – ребенок не смог справиться с заданием.
Результаты диагностики развития воображения представим в виде таблицы.
Таблица 1. Развитие воображения у дошкольников
Имя ребенка | Методика 1. | Методика 2. | Вывод об уровне развития |
Оля Г. | 2 | 3 | средний |
Мария К. | 2 | 2 | средний |
Алла М. | 3 | 2 | высокий |
Женя С. | 1 | 1 | низкий |
Даша М. | 2 | 2 | средний |
Михаил М. | 3 | 2 | средний |
Дима В. | 2 | 3 | высокий |
Игорь Ч. | 3 | 2 | высокий |
Роман М. | 2 | 2 | средний |
Вася Ш. | 1 | 1 | низкий |
Итак, в процессе исследования были выявлены следующие группы детей:
- с высоким уровнем развития воображения (30%). Детей данной группы отличает творческое воображение и фантазия, их ответы были оригинальны, а в некоторых случаях даже юмористичны.
- со средним уровнем развития воображения (50%). У детей данной группы отмечено развитое воссоздающее воображение с элементами творчества.
- с низким уровнем развития воображения (20%). У детей данной группы отмечено в целом репродуктивное воображение.
2.2. Методика использования творческих игр в развитии воображения у дошкольников
Развитие воображения дошкольников осуществлялось на основе использования творческих и театрализованных игр.
В процессе организации театрализованной игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки.
Театрализованная игра – это стимул:
- для развития детского творчества;
- для приобщения детей к искусству;
- для формирования у детей организационных навыков
- для совершенствования форм общения и развития диалогической речи.
Рассмотрим некоторые из них.