Детские дома как субъекты социальной реабилитации

Название предмета: социальная работа
Категория: курсовая работа (с практикой)

Введение………………………………………………………………………......3

Глава 1. Понятие и роль детских домов социальной реабилитации………......5

    1. Понятие и специфика деятельности детских домов……….………….....5
    2. Роль детских домов в социальной адаптации детей и подростков…...12

Глава 2. Технология социализации дезадаптированных детей и подростков в детском доме.…………………………………………………………………….17

2.1. Общая характеристика работы детского дома………………………..…..17

2.2. Диагностика дезадаптированных детей и подростков…………………...21

2.3. Особенности работы с дезадаптированными детьми и подростками в детском доме……….……………………………………………………….........28

Заключение…………………………………………………………………….…32

Список использованной литературы..…………………………………….........34

Приложение………………………………………………………………...……36

2.2. Диагностика дезадаптированных детей и подростков

Для диагностики дезадаптированных детей и подростков используются следующие методы: наблюдение, беседа с ребенком, анкетирование и методика «Дерево» (авт. Пономаренко Л.П.).

Эффективность наблюдения заключается в том, что дети проявляют свое поведение в непосредственной ситуации. Сложность наблюдения заключается в том, что приходится следить одновременно за поведением нескольких человек. В процессе наблюдения регистрируются все исключительные случаи, т.е. такое поведение ребенка, которое так или иначе выделяет его из общей массы детей.

В процессе наблюдения фиксируются резко выраженные эмоциональные реакции, отношение к успехам, неудачам и проч.

В процессе наблюдения мы явились свидетелями нескольких острых конфликтов детей. Причем, было замечено, что некоторые дети чаще других являются участниками конфликта, у них наблюдалось неумение наладить межличностное взаимодействие.

В процессе беседы с детьми выясняются некоторые особенности их поведения и взаимоотношения с родителями, учителями, друзьями, школьными товарищами, их склонности, интересы, опасения.

С целью изучения уровня дезадаптированности детей и подростков используется методика «Дерево».

Детям и подросткам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки (см. Приложение 1.)

Задание дается в следующей форме: «Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них — разное настроение и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и обведите того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в новой школе и ваше положение. Мы проверим насколько вы внимательны. Обратите внимание, что каждая ветка дерева может быть равна вашим достижениям и успехам. Теперь возьмите зеленый фломастер и обведите того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться ».

Интерпретация результатов выполнения методики «Дерево» проводится исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.

Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий

№ 2, 19, 18, 11, 12—общительность, дружескую поддержку

№ 4 – устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности)

№ 5 утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость

№ 9 мотивация на развлечения

№ 13, 21 – отстраненность, замкнутость, тревожность

№ 8 характеризует отстраненность от учебного процесса, уход в себя

№ 10, 15 комфортное состояние, нормальная адаптация

№ 14 кризисное состояние, «падение в пропасть».

Позицию № 20 часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство

Следует заметить, что позицию № 16 дети не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим (человечком под № 17).

Анализ результатов исследования дезадаптации детей и подростков представим в виде таблицы.

Таблица 1.

Анализ результатов исследования дезадаптированных детей и подростков.

Имя ребенка, возраст

Отношение к обучению

Особенности общения со сверстниками

Особенности взаимодействия со взрослыми

Бирюкова Ира, 14 лет

Отрицательное отношение к обучению. В школу ходила лишь «для разборок»

На дереве изобразила себя стоящем на самом верху.

В отношении с одноклассниками ведет себя авторитарно, подавляет мнения других, высказывает критические замечания, бывает довольно груба, нередко участвует в драках.

Уважительно относится лишь к некоторым педагогам. Иногда ведет себя агрессивно, срывается на крик. Боится отца, матери не доверяет

Черникова Анастасия, 14 лет

Отношение к обучению отрицательное, часто прогуливала школу, после чего и вовсе перестала ее посещать. Учителей не любит и негативно высказывается в их адрес, о выборе будущей профессии на задумывается На дереве сидит в самом верху (конфортность).

Общителен, легко идет на контакты, имеет чувство юмора, необидчива, предпочитает дружить с парнями старшего возраста

 

Конфликтные взаимоотношения с матерью и отчимом, часто уходит из дома, ночует у подруги.

Щукин Михаил, 15 лет

Учение дается с трудом, не понимает смысл того, что читает. В школе чувствует себя неуютно. На дереве хотел бы сидеть с подругой, а так изобразил себя в одиночестве.

Общается с ребятами постарше, часто участвует в драках и «разборках»

Не признает авторитета взрослых, живет своей жизнью, недавно похоронил отца, жизнью матери не интересуется, подолгу не бывает дома.

Харитонов Олег, 15 лет

Учится плохо. Кругозор ограничен, ответы односложные, речь невыразительна. Интереса к урокам не проявляет. В школе ему скучно. На дереве изобразил себя катающимся на ветке (склонность к развлечениям)..

 

Часто вступает в конфликты с ребятами.

Бывает слишком обидчив на педагогов и родителей.

Зубова Оля, 14 лет

Учится средне, интереса к учебе не проявляет

На дереве он стоит на доске (чувствует себя конфортно).

Не переносит обиды и оскорблений, часто мстит за себя, может ударить или обидить словом, предпочитает общаться с лицами мужского пола

К взрослым относится равнодушно, с мнением матери не считается.

 

Петрова Вика, 13 лет

Учится слабо, в коллективе не нуждается. В школу ходит неохотно, не нравится ни один предмет, не нравятся одноклассники и учителя. На дереве изобразила себя сидящей спиной к классу.

С одноклассниками не всегда умеет установить отношения, ни с кем не дружит, на оскорбления других внешне не реагирует.

С учителем практически не общается, на вопросы отвечает односложно и старается уйти от ответа.

Федоров

Егор, 14 лет

В школу ходит с равнодушием, часто пропускает занятия без уважительной причины, бесцельно бродит по городу. На дереве изобразил себя под №13 (замкнутость, тревожность).

 

Легко поддается негативному влиянию сверстников, участвует в уличных разборках
 

 

На конфликты со взрослыми идет редко, только когда его «достанут», иногда не ночует дома.

Бородкина

Олеся, 13 лет

Иногда проявляет интерес к обучению, но часто пропускает школу, не выполняет задания, грубит учителям.

Легко поддается влиянию сверстников, убегает с уроков.

Идет на контакт со взрослыми, со всем соглашается, но часто поступает по-своему.

Егоров Михаил, 14 лет

Отношение к учебе – равнодушное, часто пропускает занятия без уважительной причины, бесцельно бродит по городу. На дереве изобразил себя под №13 (замкнутость, тревожность).

Практически не имеет друзей, часто бродит по улицам один

Часто бывает замкнут, не поймешь о чем думает.

Кузнецова Татьяна, 13 лет

Учится плохо, без интереса, однако хотела бы чего то добиться в жизни, но не верит в собственные силы

Замкнутая, малообщительная, подруг практически не имеет

Родителям практически безразлична ее судьба. Девочка боится отчима

 

Анализ результатов показал, что у 5 подростков (Черниковой Анастасии, Бирюковой Иры, Щукина Михаила, Харитонов Олег, Зубова Оля) дезадаптации проявляются в высокой степени физической агрессии, аморальном поведении.

Особенности дезадаптации, выявленные у Щукина Михаила и Харитонова Олега, проявляются в участии в драках, кражах и других противоправных действиях. Им свойственна жажда приключений, тяга к развлечениям. Часто участвуют в «разборках», «берт то, что плохо лежит». Интереса к учебной деятельности не проявляют. О будущем своем думают мало, планов относительно своей будущей профессии не имеют.

У Бирюковой Иры очень высокие показатели по всем видам агрессии. Ира порой ведет себя не адекватно, за малейший выпад в ее адрес может жестоко избить, болезненно реагирует на критику. Во время таких сцен, бывает особенно жестока, не управляема. Во время словесной перепалки способна грубо и нецензурно выражаться, не стесняясь присутствия учителя, лжива и предприимчива в достижении безнравственных целей, вульгарна, отличается ярким антиобщественным поведением.

У Черниковой Анастасии и Зубовой Оли выявлено повышенное внимание к лицам противоположного пола, сексуальная развязанность. С одноклассницами девочки ведут себя грубо, вульгарно, порой они не могут себя контролировать, способны нецензурно выражаться даже в адрес преподавателя. Им ничего не стоит высмеять оскорбить или ударить своего противника. Не любят, когда им противоречат. Но в то же время подростки идут на контакт, способны выслушать педагога, когда он обращается к ним спокойно и уважительно. Помощь этим девочкам должна заключаться в сексуальном просвещении и психологической поддержке.

Периодическими вспышками девиантного характера отличается поведение Федорова Егора, Бородкиной Олеси. В целом подростки формально выполняют требования, посещают занятия, однако часто попадают под влияние сверстников, убегают с уроков. Бородкина особенно обидчива, нанесенную обиду помнит долго, не упуская случая рассчитаться за нее. Эти учащиеся не выносят начальственного отношения, командных методов управления, остро реагируют на критику. Часто бывают вспыльчивыми и раздражительными. Гибкость в общении с людьми им не свойственна, часто идут напролом, говорят то, что думают.

Некоторые подростки (Кузнецова Татьяна и Егоров Михаил) особенно испытывают трудности в социализации.

Татьяна Кузнецова часто бывает подавлена, замкнута, не способна ответить на обиду, инфантильна, имеет ограниченный круг знакомых.

Михаил Егоров не разговорчив, замкнут, поговорить с мальчиком, наладить с ним контакт не удается. Михаил замыкается, ведет нелюдимый образ жизни, практически не имеет интересов, друзей.

Большое количество различных проявлений дезадаптаций ставят перед детским домом, в качестве основных задач поиск форм, методов и технологий работы подростками, концентрацию усилий, направленных как на реабилитацию ребенка, так и, что более необходимо, предупреждение отклонений.

На основе изучения личности каждого отдельного ребенка разрабатываются индивидуальные программы реабилитации.


Дата: 12/5/2017г.
Уникальность текста: 35
Всего содержится листов: 39
Использовался основной шрифт: 14
Эта работа была продана за: 2000


Скачать эту работу (для ознакомительных целей): скачать

Нужна работа, написанная специально для тебя? Жми:

Заказать Курсовую работу (с практикой) по предмету социальная работа


(так же сможешь заказать любую другую работу)


Поделитесь этой статьей со своими друзьями:



Мои похожие работы:

28 - Как написать хорошую курсовую работу по дошкольной педагогике?
113 - Особенности сервисной деятельности МОУ ДОУ № 270
35 - Использование загадки в работе по ознакомлению с окружающим у дошкольников с ЗПР
90 - Общение как форма социального взаимодействия




|2017 - 2018 © copyright| |Пользовательское соглашение|