План
2.1. Самостоятельная работа студентов по формированию временных представлений у дошкольников с использованием моделей
2.2. Выводы и предложения
2.3. Приложения к работе
2.1. Самостоятельная работа студентов по формированию временных представлений у дошкольников с использованием моделей
Для изучения особенностей уровня сформированности временных представлений у дошкольников была использована методика исследования развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста Р.Ф. Галлямовой
Цель: Выявить пробелы в знаниях старших дошкольников о названий частей суток, дней недели, их последовательности и умения определять какой день был вчера, сегодня, будет завтра; о названий и последовательности месяцев, времен года и того, какие месяцы составляют то или иное время года; в умении определять время с использованием календаря, песочных, механических и электронных часов; определять время по цикличности природных явлений.
Серия I.
Цель: Исследование знания ребенком названий частей суток, умение определять их по цикличности природных явлений и деятельности человека.
Материал: картинки с изображением человека спящего в темноте, делающего зарядку, спящего при дневном свете, занимающегося, смотрящего вечернюю передачу; картинки с изображением явлений природы, свойственных тому или иному времени суток: звездное небо, луна; туман, рассвет; высокое солнце, резвящиеся животные; закат, закрывающиеся цветы, первая звезда.
Задание 1: «Какие части суток ты знаешь? Перечисли их по порядку».
Оценка:
Соответствует норме: все части суток названы правильно, по порядку – 3 балла.
Ниже нормы: части суток названы правильно, но не по порядку – 2 балла.
Низкий уровень: неправильно названы ни части суток, ни их последовательность – 1 балл.
Задание 2: «Сейчас я покажу тебе картинки с изображением человека. Разложи их по порядку. Как ты думаешь, в какое время суток это происходит?».
Оценка:
Соответствует норме: все части карточки разложены правильно, по порядку, ошибок в назывании частей суток нет – 3 балла.
Ниже нормы: последовательность карточек правильная, ошибки в назывании частей суток или наоборот – 2 балла.
Низкий уровень: карточки разложены не правильно, части суток не названы, ответ не обоснован – 1 балл.
Задание 3: « Это картинки, на которых изображена природа. Разложи их по порядку. К какому времени суток относится каждая картинка? Почему?»
Оценка:
Соответствует норме: все части карточки разложены правильно, по порядку, ошибок в назывании частей суток нет – 3 балла.
Ниже нормы: последовательность карточек правильная, ошибки в назывании частей суток или наоборот – 2 балла.
Низкий уровень: карточки разложены не правильно, части суток не названы, ответ не обоснован – 1 балл.
Серия II.
Цель: Выявить знание ребенком дней недели, их последовательности и умения определять какой день был вчера, сегодня, будет завтра.
Материал: карточки со знаками-символами занятий или режимных процессов, относящихся к тому или иному дню недели.
Задание 1. «Какие дни недели ты знаешь? Назови их».
Оценка:
Соответствует норме: ребенок назвал все дни недели и их порядок правильно – з балла.
Ниже нормы: названия дней недели названы правильно, но порядок нарушен – 2 балла.
Низкий: не знает названий дни недели и их последовательности.
Задание 2. «Посмотри на эти значки. Каждый значок обозначает занятия, которые проходят у нас в определенные дни недели: кисточка – изо; цифра – математика; ручка – обучение грамоте; мяч – физкультура; нота – музыка; пустые карточки – выходные дни. Разложи их по порядку. Назови, в какой день проходит это занятие».
Оценка:
Соответствует норме: все выполнено правильно – 3 балла;
Ниже нормы: Ребенок разложил все правильно, но с подсказкой воспитателя – 2 балла;
Низкий: ребенок не справился с заданием – 1 балл.
Задание 3. «Скажи, какое занятие будет сегодня. Положи на стол соответствующую карточку. Какой сегодня день недели? Справа от карточки положи символ занятия, которое будет завтра. Какой день недели будет завтра. В какой день недели у нас занятие по … (называют занятие, которое было вчера)? Это сегодня, завтра или было вчера?»
Оценка:
Соответствует норме: все задания выполнены правильно – 3 балла;
Ниже нормы: Ребенок допустил 2-3 неправильных ответа или справился с заданием лишь с подсказкой воспитателя – 2 балла.
Низкий: ребенок допустил более 2 ошибок или не справился не с одним заданием.
Серия III.
Цель: Определить, знает ли ребенок названия месяцев и времен года, их последовательность и какие месяцы входят в определенное время года.
Материал: картинки с изображением времен года, загадки о месяцах года, отрывки стихотворений карточки с названиями месяцев и иллюстрациями к ним, картинки с изображением праздников и карточки с изображением изменений в природе по сезонам, полоска с цифрами от 1 до 12.
Задание 1. «Назови, какие времена года ты знаешь. Выбери карточки с изображениями этих времен года. Почему ты выбрал эти карточки».
Оценка:
Соответствует норме: Все выполнено правильно, ответы обоснованы – 3 балла.
Ниже нормы: ребенок допустил ошибки или не смог обосновать ответы– 2 балла.
Низкий – нет ни одного правильного ответа – 1 балл.
Задание 2. «Перечисли все месяцы года. Посмотри на эти картинки. На них изображены праздники: Мамин День, День рождения, Сабантуй, Новый год, День защитника Отечества, День космонавтики, День Победы, День Знаний, День Примирения и Согласия, День Независимости… Цифры на полоске означают месяцы по порядку. Разложи карточки под полоской так, чтобы каждый праздник «прошел» в свой месяц».
Оценка:
Соответствует норме: все выполнено правильно - 3 балла.
Ниже нормы: допущено не более половины неправильных ответов - 2 балла.
Низкий: более половины ответов не верны – 1 балл.
Задание 3. «Перед тобой картинки с изображением времен года и месяцев. (Рассмотреть картинки, уточнить сезон или месяц на ней изображенный). Как ты знаешь в каждом сезоне (времени года) по три месяца. Сгруппируй картинки так, чтобы месяц соответствовал своему сезону. Желательно, чтобы месяцы шли по порядку».
Оценка:
Соответствует норме: все выполнено правильно, допускается не соблюдение очередности месяцев - 3 балла.
Ниже нормы: ребенок выполнил задание с несколькими подсказками взрослого – 2 балла.
Низкий: нет ни одного правильного ответа – 1 балл.
Таблица исследования уровня сформированности временных представлений у детей дана в приложении.
Итак, как показало исследование, не у всех детей достаточно развиты временные представления. В связи с этим возникла необходимость в разработке методов и приемов, направленных на формирование у детей временных представлений.