Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре

Название предмета: педагогика
Категория: курсовая работа (с практикой)

Опыт развития творческих способностей старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре

Особенности развития творческих способностей дошкольников в сюжетно-ролевой игре были изучены в старшей группе ДОУ №  270 Г. Волгограда.

С целью развития творческих способностей дошкольников с сюжетно-ролевой игре были отобраны игры различного содержания, определено их влияние на развитие творческих способностей детей, воображения и фантазии.

Дети шестого года жизни овладели умениями предметных действий, ролевыми отношениями и взаимодействиями, но еще не достаточно глубоко усвоили способы построения игрового сюжета. Именно последнее и стало основой задачей педагогического воздействия воспитателя - показывать способы поиска и творческого построения сюжета, формировать творчески разворачивать игру на различные тематики.

Мы стараемся формировать игровые умения в процессе демонстрации взрослым образцов игрового поведения. Сюжет в игре - это то основание, на котором взрослый строит свои целенаправленные воздействия, и использоваться он должен в зависимости от этапов формирования игровых умений и возрастных особенностей детей

Для решения этой задачи был организован такой вид совместной с детьми деятельности, основным содержанием которой являлся процесс придумывания различных сюжетных коллизий, включающих связанные между собой события, роли, ситуации по различной тематике. При этом он опирается на имеющиеся у детей знания, учил различным образом комбинировать их, т.е. фантазировать, воображать.

Так, например, детям было предложено задание, заключающееся в творческом поиске сюжетов для игр. В процессе беседы с детьми были заданы следующие вопросы:

- В какие игры вы обычно играете самостоятельно?

Среди ответов детей преобладали следующие: «В дочки-матери», «В строителей», «В прятки», «В жмурки», «В казаков-разбойников».

- Как вы считаете, а во что еще можно поиграть?

Дети предлагали следующее: «В спасателей», «В пожарников», «В больницу», «В магазин», «В школу».

Некоторые дети высказывали более подробные пожелания: «Можно поиграть в зоопарк. Я недавно передачу по телевизору видел. Там все звери в клетках сидят, их там кормят, поят» или «Давайте поиграем в моряков, словно мы вышли в море на корабле в поисках клада. Затем на нас нападут пираты, мы будем с ними сражаться, а потом найдем клад» или «Давайте мы будем ловить бандитов. Будто они ограбят магазин, а мы их выследим, будем преследовать и поймаем».

Однако, как было замечено, во все эти игры дети уже иногда играли, и содержание этих игр не отличалось большим разнообразием. Тем не менее мы решили понаблюдать за игрой детей, чтобы в случае необходимости скорректировать сюжет или задать ему творческий характер.

Так было решено играть в морских разбойников. Вначале игры, Саша, объявил себя капитаном и стал распределять роли: выделил группу мальчиков в свои помощники (Мишу, Диму и Пашу), главным пиратом назначил Лешу К., которому предложил самому набрать в группу пиратов. Девочкам предложил быть пленницами у пиратов.

Такое распределение ролей было явно не равномерным. Привлекательные роли оказались у наиболее активных детей. Девочкам предстояло выполнять пассивную роль «пиратов».

Пока группа детей под руководством Саши сооружала корабль, инициативу во главе группы «пиратов» взяла на себя Лера. Она предложила всем соорудить остров, поставить на нем палатку. «Пираты» вначали втянулись в игру, но так как основной реквизит (подзорная труба, пистолеты) был захвачен «моряками», «пираты» не могли придумать себе занятие. Поэтому нам пришлось «подбросить» несколько идей «пиратам». Так мы предложили пиратам зарыть клад, подготовить оружие, Лера подхватила нашу идею и предложила напасть на моряков. Большую часть игры дети были заняты подготовкой реквизита. При этом некоторые дети не знали чем себя занять. Многие стали разыскивать игрушки, которые бы послужили бы «кладом» или «оружием». Саша, наблюдавший за подготовкой пиратов, сказал, что уже у них все готово и пора начинать игру. Дети из Сашиной команды разместились «на корабле» и «отправились в плавание». Саша, наблюдавший за происходящим в бинокль, скомандовал: «Смотрите, я вижу остров и по-моему его захватили пираты. У них пленники. Их надо освободить. Приготовиться к бою». Лера, которая выполняла роль главного пирата, говорила «своим»: «Давайте прикинемся пленниками, пусть они нас освободят и возьмут на корабль. А когда они уснут, мы захватим корабль и заберем у них все сокровище. Идет?». «Моряки» высадились на остров и вступили в диалог с пиратами: «Эй, вы сдавайтесь, а не то мы вам сейчас покажем». «Пираты» ответили: «Сдавайтесь сами». Начался бой. После недолгой «борьбы» «моряки» захватили пленников и отвели на корабль. Все дети оказались на корабле и встал вопрос о продолжении сюжета. Саша, будучи капитаном растерялся. Мы, наблюдая некоторую остановку в игре, предложили отвезти пленников в полицию. Дети согласились. В это время Лера сказала: «Что-то мы так устали, у вас нет ничего поесть?» Саше пришлось скомандовать «принести еды». Но так как еды на корабле не было, часть команды отправилась на «остров» на поиски «еды». В это время Лера сказала: «Что-то их долго нет, может на острове остались еще пираты? И они их захватили?» Саша приказал своему помощнику пойти посмотреть. В это время Лера дала знак «пирату» Леше, который вместе в другими «пиратами» набросился на «капитана». Саша отчаянно сопротивлялся. Он кричал: «Команда на помощь ко мне». Но Лера стала кричать, что корабль теперь принадлежит им, «пиратам», и они уже далеко в море, так что его помощники остались на острове и не могут прийти к нему на помощь. Лера, так вошла в роль, что приказала «выбросить» капитана с корабля. Заметив такое пренебрежительное отношение к капитану, пришлось вмешаться и сказать: «Ой, он же утонет. Вам не жалко? Он же вас спасал». Тогда Лера сжалилась и кинула капитану «спасательный круг», при этом заявила: «Да здесь совсем мелко, ребенок не утонет». Саша все это время отчаянно сопротивлялся, но не выходил из своей роли, говорил, что они изменники, и он этого так не оставит. В это время команда «пиратов» торжествовала. Лера кричала: «Мы победили. Вы теперь останетесь всю жизнь на этом острове. В наших в руках ваш корабль». Команда Саши чувствовала проигрыш и не знала, что делать. Тогда мы, наблюдая за игрой, сказали: «А где же сокровища?». После этих слов, все словно спохватились, «пираты» начали поиски сокровища на корабле, и, не найдя ничего ценного, растерялись. А команда Саши нашла зарытый клад на острове и стала торжествовать. Снова наметился перевес в игре и команда «пиратов» вынуждена была вернуться на остров. Команда моряков их там и победила. Добро восторжествовало. Игра была закончена.

Таким образом, наблюдая и корректируя сюжетно-ролевую игру, было замечено, что игра в целом носила довольно динамичный и творческий характер. Однако без нашей коррекции игра дано бы зашла в тупик или бы пошла по обычному плану.


Дата: 16/5/2017г.
Уникальность текста: 39
Всего содержится листов: 30
Использовался основной шрифт: 14
Эта работа была продана за: 1500


Скачать эту работу (для ознакомительных целей): скачать

Нужна работа, написанная специально для тебя? Жми:

Заказать Курсовую работу (с практикой) по предмету педагогика


(так же сможешь заказать любую другую работу)


Поделитесь этой статьей со своими друзьями:



Мои похожие работы:

107 - Современные направления индустрии развлечений
113 - Особенности сервисной деятельности МОУ ДОУ № 270




|2017 - 2024 © copyright| |Пользовательское соглашение|