Дидактическая игра как средство развития представлений о форме у детей младшего возраста

Название предмета: педагогика
Категория: курсовая работа (с практикой)

Введение……………………………………………………………………….….3

Глава 1. Проблема развития представлений о форме у детей младшего возраста в психолого-педагогической литературе.………………………….…6

    1. Особенности восприятия формы предметов и геометрических фигур детьми младшего возраста…………………………………………….….6
    2. Анализ программных задач по разделу ознакомления детей с геометрическими фигурами………………………………………..….…17

Вывод по главе 1…………………………………………………………………26

Глава 2. Исследование специфики развития представлений о форме у детей младшего возраста в процессе дидактических игр……………………………27

2.1. Диагностика развития представлений о форме предметов ……………...27

2.2. Методика развития представлений о форме предметов с помощью дидактических игр……………………………………………………………….30

2.3. Анализ результатов………………………………………………………....38

Вывод по главе 2…………………………………………………………………40

Заключение……………………………………………………………………….41

Список использованной литературы…………………………………………...43

Приложение………………………………………………………………………46

2.1. Диагностика развития представлений о форме предметов

Диагностика развития представлений о форме предметов проводилась во второй младшей группе ДОУ № 287 города Волгограда. Количество исследуемых составило 10 человек.

Эксперимент по развитию представлений о форме предметов проходил в три этапа.

На первом, констатирующем этапе был диагностирован уровень развития представлений о форме предметов у детей.

На втором, формирующем, проходило непосредственное развитие представлений о форме предметов при помощи дидактических игр.

Целью третьего этапа, контрольного, являлся анализ эффективности развития представлений о форме предметов у детей младшего возраста с использованием дидактически игр.

Для диагностики развития представлений о форме предметов использовались следующие задания.

Задание 1. «Найди такой же»

Цель – исследование представлений о геометрических фигурах.

Детям предлагается набор из геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник). Взрослый показывает образец фигуры и просит найти такую же фигуру и назвать ее. Количество баллов соответствует правильно определенным фигурам. Максимальное количество баллов - 5.

Задание 2. «Рассели жильцов»

Ребенку предлагают коробку (домик) с вырезанными окошками в виде геометрических фигур и фигуры (жильцы), которые необходимо вложить в окошки.

Количество баллов соответствует правильно вложенным фигурам. Максимальное количество баллов - 5.

Задание 3. «Какой формы?»

Оборудование: набор картинок с изображением предметов различной формы (солнце, мяч, кирпич, телевизор, хлеб, крыша, платок).

Инструкция: «Сейчас мы с тобой будем рассматривать картинки и угадывать, какой же они формы. Вот например, солнышко, на что оно похоже (на круг)? Какой оно формы (круглое)?»

Количество баллов соответствует правильно определенным формам. Максимальное количество баллов - 5.

Уровень развития представлений о форме предметов определялся нами в соответствии с основными показателями развития ребенка младшего возраста.

К высокому уровню развития представлений о форме предметов можно отнести тех детей которые самостоятельно выполняют все задания, называют 3-4 формы предмета, допуская не более 1-2 ошибок, которые устраняет самостоятельно после замечания взрослого.

К среднему уровню развитию представлений о форме предметов мы относили детей которые в целом выполняют задание, называют 1-2 формы предмета, допуская до 4-5 ошибок, устраняемые после инструкции взрослого или с его помощью.

К низкому уровню развития относят тех детей, которые выполняют задание лишь с помощью взрослого, не называют формы предметов.

Анализ результатов диагностики развития представлений о форме детей младшего возраста представим в виде таблицы.

Таблица 1.

Диагностика развития представлений о форме детей младшего возраста.

Имя ребенка

Методики

Вывод об уровне развития

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Ира М.

2

2

1

Средний

Оля С.

5

5

4

Высокий

Антон В.

5

4

5

Высокий

Лена В.

2

2

3

Средний

Женя У.

2

3

2

Средний

Илья Ч.

3

2

3

Средний

Света К.

1

2

2

Средний

Дима Щ.

2

2

2

Средний

Маша Л.

0

1

1

Низкий

Саша П.

0

1

1

Низкий

 

Итак, в ходе исследования были выделены следующие группы детей:

- дети с высоким уровнем развития представлений о форме предметов 2 ребенка (20 %). Эти дети смогли найти похожие формы предметов, назвать три геометрические формы: треугольник, квадрат, круг.

- со средним уровнем развития 6 детей (60 %). В целом эти дети легко находили похожие формы предметов, однако затруднялись в названии геометрических форм.

- с низким уровнем развития 2 ребенка (20 %). Эти дети не могли назвать ни одной геометрической формы, затруднялись в нахождении похожей формы.

Таким образом, наличие большого количества детей, с низким и средним уровнем развития представлений о геометрических фигурах и формах предметов обусловило необходимость проведения дальнейшей работы по формированию представлений о формах.

2.2. Методика развития представлений о форме предметов с помощью дидактических игр

Развитие представлений о форме предметов проводилось во второй младшей группе с использованием дидактических игр.

Дидактические игры являются уникальным средством развития у детей младшего возраста представлений о форме предметов.

Представления дошкольников о форме предметовЦель данных игр: научить ребенка различать геометрические фигуры по форме. Для этого ребенку нужно освоить ряд практических действий, которые помогают ему воспринимать форму независимо от положения фигуры в пространстве, от цвета и величины.

Это такие практические действия как наложение фигур, прикладывание, переворачивание, сопоставление элементов фигур, обведение пальцем контура, ощупывание, рисование. После освоения практических действий ребенок может узнать любую фигуру неопосредовано. В играх ребенку предлагается различать основные геометрические фигуры, которые необходимо знать в возрасте 3-4 лет.

Дидактические игры должны предлагаться с постепенным усложнением. В процессе игры у ребенка формируется набор эталонов геометрических фигур и их вариантов.

На данном этапе был разработан комплекс занятий по развитию представлений о геометрических фигурах и формах предметов, осуществлен подбор соответствующих дидактических игр, определено их содержание, организация, продумана методика их проведения.

Рассмотрим некоторые дидактические игры, используемые традиционно с целью развития представлений о форме предметов во второй младшей группе.

Дидактическая игра «В царстве фигурок-человечков».

Оборудование. Большие круг, квадрат, треугольник с нарисованными лицами – «фигурки – человечки». По два-три круга, квадрата, треугольника разного цвета на каждого ребенка.

Содержание игры. Дети вместе с воспитателем поочередно рассматривают круг, квадрат, треугольник, обводя их контуры пальчиком и «рисуют» их в воздухе, узнают как зовут каждого из этих человечков. Затем дети играют: фигурки-человечки поочередно обходят всех детей и собирают в корзинки печенье (испеченные для них) той же формы, что и сами фигурки. В игре дети повторяют названия геометрических фигур.

Дидактическая игра «Подарки-платочки для фигурок-человечков».

Оборудование. Большие круг, квадрат, треугольник с нарисованными лицами – «фигурки – человечки».

Содержание игры. Дети вспоминают имена фигурок-человечков, рассматривают их. Затем под руководством воспитателя выполняют платочки: дарят каждой из фигурке свой платочек (для круга – платочек с кружочком и т.д.)

Дидактическая игра «Подарки-салфеточки для фигурок-человечков».

Оборудование. Большие треугольники, овал, прямоугольник с нарисованными лицами -человечки-фигурки. Квадратные листы бумаги, по одному овалу, прямоугольнику, треугольнику разного цвета на каждого ребенка. Клей, кисточки, салфетки, клеенки.

Содержание игры. Дети вспоминают имена фигурок-человечков, узнают, как зовут новых, рассматривают их. Затем под руководством воспитателя выполняют салфетки: дарят каждой из фигурке свою салфетку.

Дидактическая игра «Кто где спит».

Оборудование. Большие круг, квадрат, треугольники, овал, прямоугольник с нарисованными лицами -человечки-фигурки, те же фигурки меньших размеров с лицами, по одному набору на каждого ребенка; карточки с контурными.

Содержание игры. Дети вспоминают имена фигурок-человечков, узнают, как зовут новых, рассматривают их, определяют на кого они похожи. Затем дети играют с маленькими фигурками-человечками, укладывают их спать в кроватки.

Дидактическая игра «Гости».

Оборудование. Большие листы бумаги с изображением круга и овала («домики» фигурок-человечков); круги и овалы разных цветов и размеров на каждого ребенка.

Содержание игры. Дети сравнивают вырезанные из картона фигурки овала с контурным изображением этих фигур на листочке бумаги (в их домиках): рассматривают, обводят пальчиком по контуру. Затем дети играют: помогают младшим братишкам и сестричкам круга и овала найти дорогу в домики своих старших братьев (т.е. раскладывают все кружочки на лист бумаги с изображением круга, овалы – на лист с изображением овала.


Дата: 16/5/2017г.
Уникальность текста: 45
Всего содержится листов: 50
Использовался основной шрифт: 14
Эта работа была продана за: 2000


Скачать эту работу (для ознакомительных целей): скачать

Нужна работа, написанная специально для тебя? Жми:

Заказать Курсовую работу (с практикой) по предмету педагогика


(так же сможешь заказать любую другую работу)


Поделитесь этой статьей со своими друзьями:



Мои похожие работы:

134 - Предметно-содержательная характеристика непосредственно-эмоционального общения младенца с близкими взрослыми
159 - Разговорно-просторечная речь в рассказах В. Шукшина
83 - Психологический практикум
25 - Место физкультуры и спорта в моей жизни (прошлое, настоящее, перспективы)
72 - Анализ социального развития организации
52 - Использование цветных палочек Х. Кюизенера в развитии математических представлений дошкольников




|2017 - 2018 © copyright| |Пользовательское соглашение|