Воспитание музыкальной культуры младших школьников на уроках музыки

Название предмета: методика преподавания
Категория: курсовая работа (без проверки на плагиат - скидка 50 %)

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Проблема воспитания музыкальной культуры младших школьников на уроках музыки…………………………………………………………………

    1. Формирование музыкальной культуры как одно из основных направлений музыкального воспитания младших школьников…….….6
    2. Структура музыкальной культуры младшего школьника….…………10
    3. Восприятие музыки как основной метод формирования музыкальной культуры младшего школьника……..…………………………………...18

Вывод по главе 1……………………………………………………………………….22

Глава 2. Исследование особенностей формирования музыкальной культуры у  младших школьников…………………………………………………………....23

2.1. Анализ особенностей воспитания музыкальной культуры у младших школьников………………………………………………………………………23

2.2. Методы и приемы воспитания музыкальной культуры у младших школьников............................................................................................................30

Вывод по главе 2……………………………………………………………………….38

Заключение……………………………………………………………………....39

Список использованной литературы……………………………………….......41

Приложение………………………………………………………………………43

2.1. Анализ особенностей воспитания музыкальной культуры у младших школьников

Исследование особенностей воспитания музыкальной культуры у младших школьников проводилось в средней школе № 117 Красноармейского района города Волгограда, во втором «А» классе.

В начальной школе уроки музыки проводятся по учебно-методическому комплекту «Музыкальное искусство» для начальной школы, используемый в Образовательной системе «Школа 2100» (авторы комплекта Л.В. Школяр, В.О. Усачева, В.А. Школяр). Комплект состоит из учебной программы, учебников и рабочих тетрадей для учащихся каждого класса, а также методических пособий и нотных хрестоматий для учителя музыки.

Учебно-методический комплект «Музыкальное искусство» принципиально развивает тематизм программы Д.Б. Кабалевского, где заложено познание музыки методом диалектической логики – методом восхождения от абстрактного к конкретному.

Среди концептуальных положений, лежащих в основе учебно-методического комплекта, следует выделить:

– преподавание музыки в школе как живого образного искусства и как целостного явления, следствием чего становится достижение соответствия метода познания содержанию самого предмета познания;

– возвышение ребенка до философско-эстетической сущности искусства. Впервые именно в данном комплекте введен новый термин «проблематизация содержания музыкального образования», что дает учителю «ключ» для рассмотрения музыкальных явлений в широком социокультурном контексте;

– проникновение в природу искусства и его закономерности позволяет воспроизвести сам процесс происхождения искусства, постигать художественный смысл музыкальных произведений как свой собственный;

– деятельностное освоение искусства сообразно авторским методам: «моделирование художественно-творческого процесса» (Л.В. Школяр), «сочинение и импровизация музыки» («сочинение сочиненного» – В.О. Усачева), «метод содержательного анализа» (В.А. Школяр). В совокупности эти методы дают возможность школьникам овладевать художественным мышлением, проникая в природу музыкального творчества с позиций композитора, исполнителя, слушателя.

Эти концептуальные идеи последовательно воплощаются во всех звеньях методической системы построения учебного курса «Музыкальное искусство», в первую очередь в учебниках и рабочих тетрадях, и направлены на развитие восприятия учебного материала, что расширяет возможности для создания проблемного поля деятельности ребенка.

Одной из ведущих позиций, определяющих содержание данного комплекта, является принципиальная установка, отстаивающая самоценность музыкального искусства, помогающего ребенку познать мир и самого себя в этом мире.

Эти идеи последовательно реализуются как на страницах учебника для школьников, так и в учебном пособии для учителя, которое представляет собой, по сути, курс воспитания его методологической культуры.

В методологическом осмыслении целостного процесса познания музыкального искусства центральными в комплекте выступают следующие содержательно обобщающие положения: 1) музыка отражает жизнь на философском уровне, рассматривая вопросы смысла жизни, существования человека на земле с эстетических и нравственных позиций; 2) познание музыки осуществляется как самостоятельная творческая деятельность учащихся, художественная по содержанию и учебная по форме; 3) деятельность учителя – это не работа по «трансляции» знаний, умений и навыков в их общепринятом, традиционном понимании, а его методическое творчество по организации исследовательской деятельности школьников.

 

Учебник является носителем не информативного, а символического смысла. Вхождение детей в музыку через Книгу осуществляется как творческий процесс. Главное в работе с Учебниками данного комплекта – игра мысли и чувства, когда слово может прочитываться как звук или рассматриваться как картинка, ноты становятся выразителями слов, зримых образов.

Учебнике и Рабочих тетрадях реализуется система взаимосвязей нотной грамоты и творческих экспериментов самих детей.

Благодаря творческим заданиям школьники не только понимают необходимость приобретения утилитарно-прикладных умений записи музыкальных знаков (что, как известно, требует тренировки), но и получают возможность отрефлексировать сам процесс рождения музыкальных знаков: от самых общих пометок – для себя, до точной фиксации достаточно развернутых интонаций в современной нотографии.

В соответствии с данным комплектом на уроках музыки в начальной школе педагоги используют следующие методы:

1) Моделирование художественно-творческого процесса. Погружая школьников в исторический процесс происхождения искусства, метод призван обеспечить школьникам возможность реализовать человеческую способность осваивать мир эстетически. Раскрывая сущность художественного мышления, он подводит школьников к пониманию главного: к пониманию закономерностей музыкальной речи как системы художественных символов, музыкальной формы как особой смысловой организации этих символов.

2) Метод сочинения и импровизации. Его суть в создании учителем атмосферы предуготовленности к творчеству, когда ученик хочет и готов постичь смысл своей деятельности, когда у него появляется ощущение необходимости сравнить, соотнести, выбрать и найти то, что наилучшим образом может выразить его слышание и видение того или иного музыкального и жизненного явления. Под руководством учителя школьники ставятся в позицию композитора-творца, как бы «заново» сочиняющего для себя и других произведения искусства.

3) Метод содержательного анализа. Если предыдущий метод погружает в творческую лабораторию композитора, то данный метод раскрывает школьникам «технологию» деятельности слушателя. Сущность метода в том, что, на основе характерных особенностей соотношения уже самых первых музыкальных смыслов и в опоре на обобщающие «формулы» развития, слушатель выдвигает «рабочую гипотезу» развития музыки в данном конкретном произведении. Поставив ее как содержание «впереди» восприятия и пользуясь механизмом «опережающего отражения», школьник-слушатель получает возможность чувствовать и думать от содержания, постоянно проецируя выдвинутую художественную идею на звучащую конкретную форму. Это придает всему восприятию не послушно-пассивный (когда звучащая форма наполняется содержанием потом), а заинтересованный и творческий характер.

В такой своей сущности методика призвана реализовать научный подход к проблеме реализации цели музыкального образования – воспитание музыкальной культуры как неотъемлемой части всей духовной культуры человека.

С целью изучения сформированности музыкальной культуры младших школьников была проведена диагностика среди учащихся 2 «А» класса. Для диагностики развития музыкальной культуры использовались следующие упражнения.

Для установления уровня развития ладового чувства:

Задание 1. Наблюдение за эмоциональным восприятием музыки. Рассказать о содержании музыки. Беседа о выразительном значении динамики. Характере мелодических интонаций, выразительных тембрах инструментов, передающий характер музыки. Можно попросить детей изобразить характер музыки в движении.

Задание 2. Сочинение мелодии на заданный текст. Закончить мелодию на тонике. Можно использовать вопросно-ответную форму.

Задание 3. Упражнения на различение лада.

Для установления уровня развития музыкально-слуховых представлений

Задание 1. Узнавать направление движения мелодии вверх, вниз, на месте (вверху или внизу)

Ответить, на каком слове, изменилась мелодия. (Например, в песенках “Василёк” или “Петушок” р. н. мелодия).

Задание 2. Спеть любимую песню, сначала с аккомпанементом, затем без музыкального сопровождения. Чисто интонируя мелодию.

Задание 3. Повторить специально сыгранную незнакомую мелодию.

Для установления уровня развития чувства ритма

Задание 1. Прослушав несложную мелодию (8 тактов) предложить детям простучать её ритм, а при повторном исполнении самостоятельно воспроизвести его хлопками или на детских музыкальных инструментах.

Задание 2. Прослушав пьесы: “Мотылёк” Майкапара, “Польку”, “Марш”, дети должны изобразить “Мотылька” (лёгкого, изящного и нежного), веселый танец, решительный, важный уверенный марш. Эмоционально, ритмично изображать музыкальные штрихи – legato, staccato, non legato, чувствовать акценты, выделять в движениях фразы.

Дать жанровую характеристику музыкальных произведений.

Задание 3. Учитель импровизирует на фортепиано. Чувствовать изменения характера и темпа музыки, передавать эти изменения в движениях.

Критерии уровней развития музыкальности можно использовать предложенные методистом УМЛ, доцентом, ПКРО г Москвы С. Мерзляковой.

Критерии оценки уровней развития музыкальных способностей:

Высокий уровень - творческая оценка, его самостоятельность, инициатива; быстрое осмысление задания, точное, выразительное его исполнение без помощи взрослого; ярко выраженная эмоциональность (во всех видах музыкальной деятельности)

Средний уровень - эмоциональный интерес, желание включиться в музыкальную деятельность.

Однако, ребёнок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь педагога, дополнительное объяснение, показ, повторы.

Низкий уровень – мало эмоционален, “ровно”, спокойно относится к музыке, к музыкальной деятельности, нет активного интереса, равнодушен. Не способен к самостоятельности.

Критический уровень – (редко встречаемая оценка) – негативное отношение к музыке, музыкальной деятельности. Обычно это связано с отклонениями в развитии и здоровье ребёнка или с педагогической запущенностью (чаще по вине семьи).

Анализ результатов диагностики представим в виде таблицы.

Таблица 1. Диагностика развития музыкальной культуры младших школьников.

Имя

Развитие ладового чувства

Развитие музыкально-слуховых представлений

Развитие чувства ритма

Вывод об уровне развития

 

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Ира М.

-

+

+

-

-

-

-

+

-

низкий

Оля К.

-

+

-

-

+

-

-

-

-

низкий

Маша С.

+

+

+

+

+

-

-

+

-

средний

Дима В.

+

-

-

+

-

+

+

-

+

средний

Олег С.

-

-

-

-

+

-

-

-

+

низкий

Вова Г.

+

+

-

+

+

+

+

+

+

высокий

Лиля Ч.

+

-

+

+

-

-

+

-

+

средний

Аня В.

+

-

-

+

+

+

-

+

-

средний

Миша Т.

+

-

-

+

+

-

+

+

-

средний

Паша Д.

+

+

+

+

-

+

+

+

+

высокий

            

 

- владеет

+ владеет

Итак, в результате диагностики был определен исходный уровень развития музыкальной культуры младших школьников. Количество учащихся, у которых был отмечен высокий уровень составило 2 человек (20%), средний уровень было отмечен у 5 школьников (50%), низкий уровень отмечен у 3 человек (40%).

Диагностика позволила выявить уровень музыкальной культуры младших школьников, качество приобретенных ими навыков слушания музыки и исполнительских в пении, музыкально-ритмических движениях.


Дата: 17/5/2017г.
Уникальность текста: 35
Всего содержится листов: 45
Использовался основной шрифт: 14
Эта работа была продана за: 1500


Скачать эту работу (для ознакомительных целей): скачать

Нужна работа, написанная специально для тебя? Жми:

Заказать Курсовую работу (без проверки на плагиат - скидка 50 %) по предмету методика преподавания


(так же сможешь заказать любую другую работу)


Поделитесь этой статьей со своими друзьями:



Мои похожие работы:

35 - Использование загадки в работе по ознакомлению с окружающим у дошкольников с ЗПР




|2017 - 2018 © copyright| |Пользовательское соглашение|