Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический анализ состояния проблемы коррекции речевых нарушений у детей с ОНР через игру ……………………………..……….…...7
Выводы первой главы………………………………………………………..….18
Глава 2. Оптимальные условия коррекции речевых нарушений у детей с ОНР через игру………………………………………………………………..…19
2.1. Диагностика речевых нарушений у детей с ОНР через игру……………19
2.2. Развитие комплексных возможностей при коррекции речевых нарушений у детей с ОНР через игру………………………………………………………..28
Выводы второй главы…………………………………………………………...39
Заключение……………………………………………………………………….40
Литература…………………………..………………………………………...…42
Приложения...……………………………………………………………………44
2.1. Диагностика речевых нарушений у детей с ОНР через игру
Исследование особенностей речевых нарушений у детей мы проводили на базе ДОУ № 118 г. Волгограда. Нами было обследовано 8 человек, посещающих логопедическую группу.
Протокол обследования ребенка с общим недоразвитием речи дан в приложении 2.
Результаты обследования детей представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Диагностика речевых нарушений у дошкольников
№ | Имя ребенка
| 1 этап Анамнестические сведения | 2 этап Артикуляторный аппарат | 3 этап Движения в артикуляторном аппарате | 4 этап Звукопроизношение | 5 этап Состояние слуха |
1 | Ира М., 5,5 лет | Физическое и психическое развитие в норме, активна в общении со сверстниками, речь однообразна, словарь беден. | Нормальное, губы, зубы, язык в норме | Движения нормальные, полные, в хорошем темпе, Артикуляторный аппарат развит | нарушения звукопроизношения шипящих, взаимозамены свистящих и шипящих звуков | Недостаточно сформирована слуховоаядифференциация, фонематический анализ не достаточно развит |
2 | Алексей Ж., 5, 7лет | Психически и физически развит, активен в игровой деятельности, эмоционально нестабилен, обидчив, многочисленные искажения в речи | нормальное | Артикуляторный аппарат не достаточно развит, губы и язык слабо подвижны | Нарушено произношение шипящих и свистящих, дрожащих | фонематический анализ не развит |
3 | Саша К. , 5 лет | Мальчик активен в общении, речь однообразна, словарь беден, искажения в произношении целого ряда звуков. | Негрубое, прогнатия – выдвинутая вперед верхняя челюсть | Артикуляторный аппарат не достаточно развит | нарушено произношение шипящих и дрожащих | фонематический анализ и синтез не развит |
4 | Антон П. 4,5 года | Мальчик пассивен, в общении со сверстниками вступает редко, в играх слабо пользуется речью. Словарный запас низкий, связная речь недостаточно развита. | нормальное | Артикуляторный аппарат не достаточно развит, губы и язык слабо подвижны | нарушения звукопроизношения шипящих, дрожащих | Недостаточно сформирована слуховоаядифференциация |
5 | Настя Б. 5,7 лет | Психически развита, активна в общении с детьми. Бедность словаря, ошибки в употреблении форм слов. Нарушения в звукопроизношении незначительные. | Негрубое, зубы деформированные | Артикуляторный аппарат не достаточно развит, губы и язык слабо подвижны | нарушено произношение шипящих, свистящих | Фонематическое восприятие не развито |
6 | Денис К. – 5 лет | Эмоционально нестабилен, обидчив. Говорит быстро, иногда проглатывает звуки, часть речи понять невозможно. | Нормальное, без грубых нарушений | Движения быстрые, чрезмерно напряженные, недостаточно точные | нарушения звукопроизношения звука р, шипящих | Недостаточно сформирована слуховоаядифференциация |
7 | Женя С., 5 лет | Мальчик тихий, спокойный, чаще играет один. Словарный запас низкий, ошибки в употреблении слов, звукопроизношении. | нормальное | Артикуляторный аппарат не достаточно развит | нарушено произношение шипящих | фонематический анализ и синтез не развит |
8 | Оля М., 4,5 года | Девочка необщительная, стеснительная. Речь не активная, малопонятная, девочка большей частью молчит | Негрубое: Деформированные зубы | Движения в большинстве случаев отсутствовали или были вялыми. Артикуляторный аппарат не развит | нарушения звукопроизношения шипящих, свистящих и дрожащих звуков | Задания выполнить не смогла, фонематический анализ и синтез отсутствует |
Итак, как показало исследование, у большинства дошкольников отмечается резкое ограничение словаря; ярко выраженные аграмматизмы; дефекты звукопроизношения (все виды); затруднения в движениях артикуляторных органов и неразвитость артикуляторного аппарата; низкий уровень сформированности слуховой дифференциации и фонематического восприятия.