Развитие орфографического навыка и речи учащихся посредством развивающих упражнений

Название предмета: педагогика
Категория: педагогический опыт

I. Информационно справочные сведения об опыте

  1. Тема опыта

Развитие орфографического навыка и речи учащихся посредством развивающих упражнений

  1. Автор опыта

Меркулова Татьяна Викторовна,

учитель начальных классов

 

  1. Место функционирования опыта

Волгоградская область, Октябрьский район, МОУ Ковалевская СОШ

 

  1. Опыт функционирует с 2004 года

 

 

  1. Вид опыта: изобретательский

 

  1. Опыт представлен следующими материалами:

– настоящим описанием;

–следующими приложениями:

Приложение 1

Этапы работы над формированием орфографического навыка

Приложение 2

Урок русского языка по теме: "Безударная гласная в корне слова", 2 класс

Приложение 3

Урок русского языка в начальной школе по теме: "Безударные гласные в корне. Закрепление"

II. Технологические сведения об опыте

1. Актуальность опыта

Орфографическая грамотность учащихся – это одна из актуальных проблем, стоящая перед школой на протяжении всего ее исторического развития. Но, несмотря на ее возраст, проблема орфографической грамотности до сих пор не решена и вряд ли может быть решена окончательно.

Формирование орфографической грамотности у учащихся является одной из главных задач обучения русскому языку в школе. Важность этой задачи обусловлена тем, что: орфографическая грамотность выступает составной частью общей языковой культуры человека, она обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимания при письменном общении; письменная форма литературного языка отличается от устной большей сложностью в своей структуре.

Действительно, теоретический материал курса русского языка в начальной школе представляет для школьников некоторые трудности, так как дается в большем объеме, который необходимо не только усвоить, но и применять на практике. Объем этот определен официальной программой и составленными на её основе школьными учебниками русского языка. В пределах этого объема учащиеся должны научиться выделять орфограммы, находить их опознавательные признаки и в соответствии с этим применять то или иное орфографическое правило. Но выучить формулировку правила и освоить правописание с помощью правила не одно и то же. Как известно, есть учащиеся, которые, зная правило, не могут применять его на практике. Поэтому методисты и учителя ищут новые, более эффективные подходы в организации процесса работы над формированием орфографических навыков.

Начальный этап обучения представляет собой важное звено непрерывного курса русского языка в школе. От уровня сформированности у учащихся знаний, умений и навыков зависит успешность практического овладения языком на дальнейших этапах обучения. Между тем младшие школьники усваивают материал, связанный с овладением русской орфографией, формально, не умеют осознать ее суть, отношение орфографии к другим уровням языка.

Одной из самых трудных проблем, стоящих перед учителем начальной школы — усвоение школьниками слов с безударными гласными. Орфографически правильное письмо предполагает умение находить, узнавать явления языка на основе так называемого орфографического навыка, который помогает пишущему остановиться, задуматься, проверить себя, когда это надо. К сожалению, не все учителя осознают смысл этого. Поэтому наиболее распространенной причиной низкой орфографической грамотности учащихся является отсутствие сформированности орфографического навыка.

Итак, проблема орфографической грамотности учащихся остается одной из центральных проблем обучения русскому языку в начальной школе. Особо важное значение имеет выработка орфографических навыков, основанных на сознательном использовании грамматических знаний, применение орфографических правил, предполагающих активную мыслительную деятельность учащихся.

 

2. Задачи, решаемые в опыте

- определить порядок развития орфографического навыка у учащихся начальных классов;

- подобрать систему развивающих упражнений, направленных на развитие орфографического навыка и речи учащихся.

3. Педагогические средства, представленные в опыте:

- Этапы формирования орфографического навыка и речи учащихся посредством развивающих упражнений.

4. Технология опыта

Орфографический навык – это сложный навык. Он создается в процессе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях, таких как:

1) навык письма,

2) умение анализировать слово с фонетической стороны,

3) умение устанавливать морфемный состав слова и вычленять из слова орфограмму, требующую проверки,

4) умение подвести орфограмму под соответствующее ей правило [8,56].

Навыки – автоматизированные компоненты сознательной деятельности, вырабатывающиеся в процессе ее выполнения.


Дата: 18/5/2017г.
Уникальность текста: 45
Всего содержится листов: 35
Использовался основной шрифт: 14
Эта работа была продана за: 2000


Скачать эту работу (для ознакомительных целей): скачать

Нужна работа, написанная специально для тебя? Жми:

Заказать педагогический опыт по предмету педагогика


(так же сможешь заказать любую другую работу)


Поделитесь этой статьей со своими друзьями:



Мои похожие работы:

20 - Развитие цветоведения младших дошкольников средствами дидактических игр
66 - Структура программы А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика»
155 - Социально-медицинские проблемы суицидального поведения
131 - Модернизация системы дополнительного образования детей в регионе: опыт, проблемы, перспективы
129 - Самостоятельная работа по методике музыкального воспитания дошкольников
30 - Формирование образного восприятия окружающей жизни у младших школьников как основа творческой деятельности на уроках ИЗО




|2017 - 2018 © copyright| |Пользовательское соглашение|