Введение…………………………………………………………………….…….3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения влияния семейных проблем на отклонения в поведении дошкольников………………………………………..7
Вывод по 1 главе…………………………………………………………………24
Глава 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи семейных проблем и отклонений в поведении дошкольников…………………………………….....25
2.1. Методы изучения семейных проблем и отклонений в поведении дошкольников………………………………………………………………..…..25
2.2. Анализ влияния семейных проблем на отклонения в поведении дошкольников…………………………………………………………………....28
Вывод по 2 главе…………………………………………………………………35
Заключение…………………………………………………………………….....36
Список использованной литературы…………………………………………...38
Приложения……………………………………………………………………...40
2.1. Методы изучения семейных проблем и отклонений в поведении дошкольников
Эксперимент проводился в ДОУ № 270 города Волгограда. Целью эксперимента являлось изучение влияния семейного воспитания на отклонения в поведении дошкольников. Было обследовано 10 семей.
Исследование семейных проблем было проведено с помощью методов наблюдения, беседы с родителями и воспитателями. Для выяснения стиля родительского отношения использовалось анкетирование родителей.
С целью изучения родительского отношения был использован Тест-опросник родительского отношения (ОРО). Авторы: А.Я. Варга, В.В. Столин (Приложение 1).
Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение — это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты.
Родителям был предложен опросник, включающий 61 вопрос, отвечая на которые, испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «да» или «нет».
61 вопрос опросника составляет пять следующих шкал, выражающих собой те или иные аспекты родительского отношения:
1. Принятие — отвержение ребенка. Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.
2. Кооперация. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.
3. Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это — своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.
4. Контроль. Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.
5. Отношение к неудачам ребенка. Эта, последняя шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.
Наблюдение, беседа с родителями и педагогами, анкетирование родителей позволило изучить взаимоотношения в семьях, определить проблемы семейного воспитания, выявить неблагополучные семьи.
Изучение отклонений в поведении дошкольников проводилось путем наблюдения за поведением, деятельностью, в процессе беседы с детьми и их родителями, в ходе диагностики.
С целью диагностики отклонений в поведении дошкольников проводилось были использованы следующие методики:
1. Тест “Уровень агрессивности ребенка” (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1992г.) (Приложение 2).
Данный тест был предложен родителям. Каждый положительный ответ оценивался в один балл. Уровень агрессивности определялся в соответствии с количеством набранных баллов.
Высокая агрессивность — 15—20 баллов.
Средняя агрессивность —7—14 баллов.
Низкая агрессивность —1—6 баллов.
2. Тест “Уровень тревожности ребёнка” (Приложение 3).
Данный тест был предложен родителям. Положительный ответ на каждое из предложенных утверждений оценивается в 1 балл. Уровень тревожности определялся в соответствии с количеством набранных баллов.
Высокая тревожность — 15—20 баллов
Средняя — 7—14 баллов
Низкая — 1—6 баллов.
В целом эти и другие методы позволили оценить степень взаимосвязи семейных проблем и отклонений в поведении дошкольников.
2.2. Анализ влияния семейных проблем на отклонения в поведении дошкольников
В результате проведенного эксперимента было исследовано влияние семейных проблем на отклонения в поведении дошкольников.
В ходе беседы с родителями и педагогами, а так же в процессе наблюдения были выявлены следующие проблемы в семьях:
Таблица 1.
Анализ взаимоотношений в семье и семейных проблем
Родители ребенка | Характеристика семьи | Взаимоотношения в семье |
Родители Оли М.
| Семья полная, в браке 10 лет, имеют двоих детей
| Взаимоотношения между супругами ровные, неконфликтные, оба супруга принимают активное участие в воспитании детей
|
Родители Наташи А.
| Семья полная, в браке 5 лет, имеют одного ребенка
| Взаимоотношения в семье держатся на матери, которая излишне строга с девочкой, авторитарна во взаимоотношениях с супругом. Супруг в воспитании дочери участия практически не принимает |
Родители Сергея Т.
| Семья полная, в браке 6 лет, имеют двоих детей
| Семья молодая, нестабильные отношения, часто случаются ссоры, размолвки, в ходе которых жена часто, забрав детей, уходит жить на некоторое время к матери |
Водители Владимира Ж.
| Семья полная, в браке 15 лет, имеют двоих детей
| В семье чувствуется охлаждение между супругами, родители заняты решением материальных проблем, мало уделяют внимание воспитанию детей |
Родители Света А.
| Семья полная, в браке 12 лет, имеют двоих детей
| Супруги сохраняют семью только формально, присутствует явное охлаждение между супругами, между родителям и детьми. |
Родители Иры П.
|
Семья полная, в браке 6 лет
|
Взаимоотношения в семье в целом нормальные, однако родители большей частью заняты бизнесом, а воспитанием ребенка занимается бабушка. Случаются и конфликты. |
Родители Андрея Ш.
|
Семья полная, в браке 7 лет, детей 2
|
Взаимоотношения в семье ровные, стабильные, все свое внимание уделяют друг другу и детям.
|
Родители Елены Е.
|
Семья полная, в браке 8 лет, имеют двоих детей
| Взаимоотношения между супругами в данный момент в целом ровные, разногласия случаются по поводу бытовых вопросов, однако еще недавно семья стояла на грани развода (из-за измены мужа) |
Родители Оли Д.
| Семья полная, в браке 10 лет, имеют троих детей | Взаимоотношения между супругами ровные, неконфликтные, оба супруга принимают активное участие в воспитании детей
|
Родители Сергея Б.
| Семья полная, в браке 5 лет, имеют двоих детей
| Родители то живут вместе, но порознь, отец Сергея сидел в тюрьме, мать должного воспитания детям не уделяет.
|
Итак, как показало исследование можно выделить следующие группы семей: - благополучные семьи (семьи Оли М., Оли Д., Андрея Ш.); семьи с некоторыми проблемами во взаимоотношениях между супругами (семьи Светы А., Иры П., Елены Е.); - явно неблагополучные (семьи Наташи А., Сергея Т., Владимира Ж., Сергея Б.).
В ходе анкетирования родителей были исследованы особенности родительского отношения. Данные результаты представим в виде таблицы 2.
Таблица 2.
Стили родительского отношения
Родители ребенка | Принят ие — отвержение ребенка.
| Кооперация.
| Симбиоз.
| Контр оль. | Отношение к неудачам ребенка.
|
Родители Оли М.
| Положительное, принимает ребенка | Ярко выраженное стремление к сотрудничеству
| Дистанция отсутствует
| Сильный
| Позитивное отношение к неудачам, уважение
|
Родители Наташи А.
| Среднее
| не стремится к сотрудничеству
| старается сохранить небольшую дистанцию
| авторитарный
| считает ребенка неудачником
|
Родители Сергея Т.
| Отрицательное, не принимает ребенка | не стремится к сотрудничеству
| старается сохранить психологическую дистанцию
| контроль слабый
| игнорирует чувства ребенка
|
Водители Владимира Ж.
| отрицательное
| нет стремления к сотрудничеству
| старается сохранить психологическую дистанцию | Слабый контроль
|
особо не переживает
|
Родители Света А.
|
нейтральное
|
стремится к сотрудничеству
|
старается сохранить дистанцию |
слабый контроль
| верит в ребенка
|
Родители Иры П.
|
больше положительное
|
нет особого стремления к сотрудничеству
|
старается сохранить дистанцию
|
средний контроль
|
положительно оценивает неудачи
|
Родители Андрея Ш.
|
положительное
| стремление к сотрудничеству проявляет заинтересованность делами ребенка
|
старается сохранить некоторую дистанцию
| умеренный контроль
| верит в ребенка
|
Родители Елены Е.
| положительное, принятие ребенка положительное
| стремление к сотрудничеству
| стремится к сближению
| Довольно сильный контроль
| положитель но оценивает неудачи
|
Родители Оли Д.
| Более положительное
| стремление к сотрудничеству, проявляет заинтересованность делами ребенка
| стремится к сближению
| умеренный контроль
| Уважение к ребенку
|
Родители Сергея Б.
| Резко отрицательное
| не стремится к сотрудничеству
| сохраняет дистанцию | Контроль почти отсутствует
| считает ребенка неудачником |
Анализ анкет показал, что родители Оли М., Оли Д., Андрея Ш., в целом принимают своих детей такими, какие они есть, уважают и признают его индивидуальность, стремятся к сотрудничеству с ребенком, поощряют самостоятельность и инициативу ребенка, стараются быть с ним на равных, стремятся к единению с ребенком, в целом контроль за действиями детей демократический, к неудачам детей стараются относиться легко, верят в своих детей.