Взаимосвязь семейных проблем и отклонений в поведении дошкольников

Название предмета: педагогика
Категория: курсовая работа (с практикой)

Введение…………………………………………………………………….…….3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения влияния семейных проблем на отклонения в поведении дошкольников………………………………………..7

    1. Анализ психолого-педагогической литературы по исследованию семьи и ее трудностей…………………………………………………………….7
    2. Проблемы отклонений в поведении дошкольников……………..….….14
    3. Особенности семейного воспитания и его влияние на поведение дошкольников………………………………….………………………….19

Вывод по 1 главе…………………………………………………………………24

Глава 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи семейных проблем и отклонений в поведении дошкольников…………………………………….....25

2.1. Методы изучения семейных проблем и отклонений в поведении дошкольников………………………………………………………………..…..25

2.2. Анализ влияния семейных проблем на отклонения в поведении дошкольников…………………………………………………………………....28

Вывод по 2 главе…………………………………………………………………35

Заключение…………………………………………………………………….....36

Список использованной литературы…………………………………………...38

Приложения……………………………………………………………………...40

2.1. Методы изучения семейных проблем и отклонений в поведении дошкольников

Эксперимент проводился в ДОУ № 270 города Волгограда. Целью эксперимента являлось изучение влияния семейного воспитания на отклонения в поведении дошкольников. Было обследовано 10 семей.

Исследование семейных проблем было проведено с помощью методов наблюдения, беседы с родителями и воспитателями. Для выяснения стиля родительского отношения использовалось анкетирование родителей.

С целью изучения родительского отношения был использован Тест-опросник родительского отношения (ОРО). Авторы: А.Я. Варга, В.В. Столин (Приложение 1).

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Родительское отношение понимается как система разнооб­разных чувств и поступков взрослых людей по отношению к де­тям. С психологической точки зрения родительское отношение — это педагогическая социальная установка по отношению к де­тям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и пове­денческий компоненты.

Родителям был предложен опросник, включающий 61 вопрос, отвечая на которые, испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие с ними с помощью оце­нок «да» или «нет».

61 вопрос опросника составляет пять следующих шкал, выра­жающих собой те или иные аспекты родительского отношения:

1. Принятие — отвержение ребенка. Эта шкала выражает со­бой общее эмоционально положительное (принятие) или эмо­ционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.

2. Кооперация. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.

3. Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, что­бы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это — своеобразная контактность ребен­ка и взрослого человека.

4. Контроль. Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.

5. Отношение к неудачам ребенка. Эта, последняя шкала по­казывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.

Наблюдение, беседа с родителями и педагогами, анкетирование родителей позволило изучить взаимоотношения в семьях, определить проблемы семейного воспитания, выявить неблагополучные семьи.

Изучение отклонений в поведении дошкольников проводилось путем наблюдения за поведением, деятельностью, в процессе беседы с детьми и их родителями, в ходе диагностики.

С целью диагностики отклонений в поведении дошкольников проводилось были использованы следующие методики:

1. Тест “Уровень агрессивности ребенка” (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1992г.) (Приложение 2).

Данный тест был предложен родителям. Каждый положительный ответ оценивался в один балл. Уровень агрессивности определялся в соответствии с количеством набранных баллов.

Высокая агрессивность — 15—20 баллов.

Средняя агрессивность —7—14 баллов.

Низкая агрессивность —1—6 баллов.

2. Тест “Уровень тревожности ребёнка” (Приложение 3).

Данный тест был предложен родителям. Положительный ответ на каждое из предложенных утверждений оценивается в 1 балл. Уровень тревожности определялся в соответствии с количеством набранных баллов.

Высокая тревожность — 15—20 баллов

Средняя — 7—14 баллов

Низкая — 1—6 баллов.

В целом эти и другие методы позволили оценить степень взаимосвязи семейных проблем и отклонений в поведении дошкольников.

 

2.2. Анализ влияния семейных проблем на отклонения в поведении дошкольников

В результате проведенного эксперимента было исследовано влияние семейных проблем на отклонения в поведении дошкольников.

В ходе беседы с родителями и педагогами, а так же в процессе наблюдения были выявлены следующие проблемы в семьях:

Таблица 1.

Анализ взаимоотношений в семье и семейных проблем

Родители ребенка

Характеристика семьи

Взаимоотношения в семье

Родители Оли М.

 

 

 

Семья полная, в браке 10 лет, имеют двоих детей

 

Взаимоотношения между супругами ровные, неконфликтные, оба супруга принимают активное участие в воспитании детей

 

Родители Наташи А.

 

 

 

Семья полная, в браке 5 лет, имеют одного ребенка

 

Взаимоотношения в семье держатся на матери, которая излишне строга с девочкой, авторитарна во взаимоотношениях с супругом.

Супруг в воспитании дочери участия практически не принимает

Родители Сергея Т.

 

 

 

 

Семья полная, в браке 6 лет, имеют двоих детей

 

Семья молодая, нестабильные отношения, часто случаются ссоры, размолвки, в ходе которых жена часто, забрав детей, уходит жить на некоторое время к матери

Водители Владимира Ж.

 

 

Семья полная, в браке 15 лет, имеют двоих детей

 

 

 

В семье чувствуется охлаждение между супругами, родители заняты решением материальных проблем, мало уделяют внимание воспитанию детей

 

Родители Света А.

 

Семья полная, в браке 12 лет, имеют двоих детей

 

 

Супруги сохраняют семью только формально, присутствует явное охлаждение между супругами, между родителям и детьми.

 

Родители

Иры П.

 

 

Семья полная, в браке 6 лет

 

 

 

Взаимоотношения в семье в целом нормальные, однако родители большей частью заняты бизнесом, а воспитанием ребенка занимается бабушка. Случаются и конфликты.

 

Родители

Андрея Ш.

 

 

 

Семья полная, в браке 7 лет, детей 2

 

 

Взаимоотношения в семье ровные, стабильные, все свое внимание уделяют друг другу и детям.

 

Родители Елены Е.

 

 

 

 

 

 

 

Семья полная, в браке 8 лет, имеют двоих детей

 

Взаимоотношения между супругами в данный момент в целом ровные, разногласия случаются по поводу бытовых вопросов, однако еще недавно семья стояла на грани развода (из-за измены мужа)

Родители Оли Д.

 

 

Семья полная, в браке 10 лет, имеют троих детей

Взаимоотношения между супругами ровные, неконфликтные, оба супруга принимают активное участие в воспитании детей

 

 

Родители Сергея Б.

 

 

Семья полная, в браке 5 лет, имеют двоих детей

 

 

Родители то живут вместе, но порознь, отец Сергея сидел в тюрьме, мать должного воспитания детям не уделяет.

 

 

Итак, как показало исследование можно выделить следующие группы семей: - благополучные семьи (семьи Оли М., Оли Д., Андрея Ш.); семьи с некоторыми проблемами во взаимоотношениях между супругами (семьи Светы А., Иры П., Елены Е.); - явно неблагополучные (семьи Наташи А., Сергея Т., Владимира Ж., Сергея Б.).

В ходе анкетирования родителей были исследованы особенности родительского отношения. Данные результаты представим в виде таблицы 2.

Таблица 2.

Стили родительского отношения

Родители ребенка

Принят

ие — отвержение ребенка.

 

Кооперация.

 

Симбиоз.

 

Контр

оль.

Отношение к неудачам ребенка.

 

Родители Оли М.

 

 

 

Положительное, принимает ребенка

Ярко выраженное стремление к сотрудничеству

 

 

Дистанция отсутствует

 

 

 

Сильный

 

 

 

Позитивное отношение к неудачам, уважение

 

Родители Наташи А.

 

 

 

Среднее

 

 

 

 

не стремится к сотрудничеству

 

 

 

старается сохранить небольшую дистанцию

 

авторитарный

 

 

 

 

считает ребенка неудачником

 

Родители Сергея Т.

 

 

 

 

Отрицательное, не принимает ребенка

не стремится к сотрудничеству

 

 

 

 

старается сохранить психологическую дистанцию

 

 

контроль слабый

 

 

 

 

игнорирует чувства ребенка

 

 

 

Водители Владимира Ж.

 

 

отрицательное

 

 

нет стремления к сотрудничеству

 

 

старается сохранить психологическую дистанцию

Слабый контроль

 

 

 

особо не переживает

 

 

Родители Света А.

 

 

нейтральное

 

 

стремится к сотрудничеству

 

 

старается сохранить дистанцию

 

слабый контроль

 

верит в ребенка

 

 

Родители

Иры П.

 

 

 

больше положительное

 

 

нет особого стремления к сотрудничеству

 

 

старается сохранить дистанцию

 

 

средний контроль

 

 

 

положительно оценивает неудачи

 

 

Родители

Андрея Ш.

 

 

 

 

 

положительное

 

 

 

 

стремление к сотрудничеству проявляет заинтересованность делами ребенка

 

 

старается сохранить некоторую дистанцию

 

умеренный контроль

 

 

 

 

верит в ребенка

 

Родители Елены Е.

 

 

 

 

 

 

положительное, принятие ребенка

положительное

 

стремление к сотрудничеству

 

 

 

 

 

 

стремится к сближению

 

 

 

 

 

Довольно сильный контроль

 

 

 

 

положитель но оценивает неудачи

 

Родители Оли Д.

 

 

 

Более положительное

 

 

 

стремление к сотрудничеству, проявляет заинтересованность делами ребенка

 

стремится к сближению

 

 

 

умеренный контроль

 

 

Уважение к ребенку

 

 

Родители Сергея Б.

 

 

Резко отрицательное

 

 

не стремится к сотрудничеству

 

 

 

сохраняет дистанцию

Контроль почти отсутствует

 

считает

ребенка неудачником

 

Анализ анкет показал, что родители Оли М., Оли Д., Андрея Ш., в целом принимают своих детей такими, какие они есть, уважают и признают его индивидуальность, стремятся к сотрудничеству с ребенком, поощряют самостоятельность и инициативу ре­бенка, стараются быть с ним на равных, стремятся к единению с ребенком, в целом контроль за действиями детей демократический, к неудачам детей стараются относиться легко, верят в своих детей.


Дата: 19/5/2017г.
Уникальность текста: 55
Всего содержится листов: 43
Использовался основной шрифт: 14
Эта работа была продана за: 2000


Скачать эту работу (для ознакомительных целей): скачать

Нужна работа, написанная специально для тебя? Жми:

Заказать Курсовую работу (с практикой) по предмету педагогика


(так же сможешь заказать любую другую работу)


Поделитесь этой статьей со своими друзьями:



Мои похожие работы:

134 - Предметно-содержательная характеристика непосредственно-эмоционального общения младенца с близкими взрослыми




|2017 - 2024 © copyright| |Пользовательское соглашение|