Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Проблемы психодиагностики стилей семейного воспитания.……..5
Глава 2. Исследование стилей семейного воспитания……………………….22
Заключение………………………………………………………………………33
Список использованной литературы..…………………………………………35
Приложения...……………………………………………………………………37
Анализ иследования стилей семейного воспитания
В результате проведенного эксперимента было исследовано влияние стиля родительского отношения на личностное развитие ребенка.
Анализ анкет показал, что родители Оли М., Оли Д., Андрея Ш., в целом принимают своих детей такими, какие они есть, уважают и признаеют его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, стремятся к сотрудничеству с ребенком, искреннее заинтересованы и принимают участие в его делах, поощряют самостоятельность и инициативу ребенка, стараются быть с ним на равных, стремятся к единению с ребенком, в целом контроль за действиями детей демократический, к неудачам детей стараются относиться легко, верят в своих детей. В таких семьях будут редки конфликты. Высокий и последовательный контроль со стороны родителей сочетается с интересом к личности ребенка, уважением и постоянной эмоциональной поддержкой.
Таким образом, можно сделать вывод, что педагогически правильное отношение к детям в данных семьях способствует положительному личностному развитию.
Родители Наташи А., Сергея Т., Владимира Ж., Сергея Б. больше видят в своих детях «неудачников», иногда испытывают по отношению к ребенку отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, негативно относятся к поступкам своих детей, не высоко оценивают способности своих детей и считают ребенка неудачником, не верит в его будущее, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Так родители Наташи излишне строго подходят к воспитанию дочери. Однажды, Наташа расплакалась, когда не получилось что-то хорошо написать в тетради. На вопрос, что случилось, девочка ответила, что мама ее «убьет», когда увидит такую «грязь» в тетради. В итоге Наташа часто нервничает, когда выполняет какое-либо задание, боится ошибиться, у девочки появилась неуверенность в собственном успехе, хотя она лучшая ученица в классе.
В семье Сергея Б. ребенок предоставлен сам себе, родители практически не контролируют его, не спрашивают, как дела в школе, не интересуются, что задали. В результате ребенок часто не выполнял домашнее задание, не мог собрать портфель. Когда учитель вызвал родителей и сказал об этом маме. Реакция мамы была неадекватной. Она начала кричать на ребенка, всю вину сваливая на него, даже пыталась бить. Стало понятно, что воспитывать нужно прежде всего родителей. Возможно, в результате в результате неправильных родительских отношений Сережа часто убегал из дома.
Таким образом, мы видим, что как авторитарный, так и безразличный стиль пагубно влияют на личностные особенности детей.
Родители Светы А., Иры П., Елены Е., Андрея Ш. больше относятся к своим детям нейтрально, иногда принимая ребенка таким, какой он есть, иногда испытывая раздражение, не особо оценивают его способности, не всегда интересуясь чувствами ребенка, не стремятся быть ближе к ребенку, не всегда разговаривают о его проблемах.
На основе полученных данных мы выделили семьи со следующими стилями родительских отношений:
Авторитарный в семье у Наташи А. Родители Наташи устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения, родители закрыты для общения с ребенком, не стремятся к сотрудничеству, в отношениях родителей и ребенка установилась огромная дистанция. Наташа послушная девочка, боится допустить ошибку, замкнута, боязлива.
Авторитетный в семьях у Оли Д., Елены Е. и Оли М. В данных семьях признают самостоятельность и автономию своих детей. Отношения строятся на взаимоуважении и доверии. Родители открыты для общения. Дети в этих семьях превосходно адаптированы; уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, умеют контролировать свое поведение, они неплохо учатся и обладают высокой самооценкой.
Либеральный у Андрея Ш, Светы А., Иры П., Владимира Ж., Серегея Т. Родители любят своих детей, но за бытовыми проблемами не всегда ее проявляют, контроль со стороны родителей слабый. В целом родители открыты для общения с детьми, однако доминирующее направление общения — от ребенка к родителям. Детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей.
Безразличный в семье у Сергея Б. Родители практически не устанавливают для ребенка никаких ограничений, безразличны к нему. Воспитание пускается на самотек. Безразличие родителей сочетается с враждебностью. Мальчик склонен к проблемному поведению, враждебен, нередко бывает агрессивен, не может сдерживать свои эмоции, слабо контролирует свое поведение, учится плохо и без желания.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в семьях, где установились теплые дружеские отношения, где родители сами являются неплохими педагогами, стараются понять своего ребенка, уважают его индивидуальность, поощряя чувство взрослости, предоставляют определенную свободу и стараются в меру контролировать своих детей, ребенок чувствует себя защищенным, нужным, его самооценка не занижена, он уверен в себе, меньше испытывает тревожных чувств, не агрессивен.
Дисгармония семейных отношений дает ребенку образцы агрессивности, непостоянства, враждебности и асоциального поведения. Неудовлетворение основных потребностей детей очень быстро проявляется в нарушениях поведения ребенка и в формировании отрицательных черт личности.
Эмоциональная уравновешенность родителей является необходимым условием для хорошего контакта с ребенком и обращения с ним как формирующейся личностью.