Сенсорное воспитание средствами природы в дошкольном детстве

Название предмета: педагогика
Категория: курсовая работа (с практикой)

Введение……………………………………………………………………….….3

Глава 1. Теоретические основы сенсорного воспитания средствами природы в дошкольном возрасте………………………………………………………..…6

  1. Особенности сенсорного развития в дошкольном детстве…………..…6
    1. Система сенсорного воспитания дошкольников средствами природы………………………………………………………………..….11

Вывод по главе 1………………………………………………………………...21

Глава 2. Практическое исследование особенностей сенсорного воспитания дошкольников……………………………………………………………………22

2.1. Диагностика сенсорного развития детей дошкольного возраста………..22

2.2. Методы и приемы развития сенсорной культуры детей на примере изучения растений…………………………………………………………….....26

2.3. Анализ результатов сенсорного воспитания детей……………………….31

Выводы по главе 2……………………………………………………………….33

Заключение……………………………………………………………………….34

Список использованной литературы…………………………………………...36

Приложения…………………………………………………………………...…38

2.1. Диагностика сенсорного развития детей дошкольного возраста

Исследование особенностей сенсорного развития детей было проведено в средней группе ДОУ № 330 Красноармейского района города Волгограда. Количество исследуемых составило 10 человек. Эксперимент проходил в три этапа. На первом этапе (констатирующем) была проведена диагностика с целью выявления уровня овладения сенсорными эталонами на примере растений.

Сенсорное воспитание средствами природыДля диагностики были использованы следующие методики:

1. Методика «Назови цветок».

Дошкольнику предлагается угадать цветок по изображению на карточке (ромашка, роза, тюльпан, ландыш, астра, одуванчик, мимоза, нарцисс, гвоздика, хризантема).

Анализ результатов. Количество набранных баллов соответствует сумме правильно найденных и названных растений. Максимальное количество баллов – 10.

2. Методика «Волшебный мешочек»

Дошкольнику предлагается на ощупь угадать фрукт или овощ в мешочке (лук, морковь, чеснок, огурец, яблоко, лимон, груша, мандарин, апельсин, банан).

За каждое правильно угаданный фрукт или овощ присваивается 1 балл. Максимальное количество набранных баллов – 10.

3. Методика «Угадай растение»

Цель – изучение представлений дошкольников о комнатных растениях.

Ход исследования. Дошкольникам демонстрируются карточки комнатных растений (кактус, алоэ, герань, фикус, фиалка), которые необходимо найти в уголке природы и назвать.

Анализ результатов. Количество набранных баллов соответствует сумме правильно найденных и названных растений. Максимальное количество баллов – 10.

4.Методика «Какого цвета?»

Дошкольникам предлагается вспомнить и назвать цвет следующих растений (в случае затруднения демонстрируется карточка с изображением):

- Какого цвета огурец?

- Какого цвета помидор?

- Какого цвета баклажан?

- Какого цвета лимон?

- Како цвета лепестки у ромашки?

- Какого цвета одуванчик?

- Какого цвета листья у тополя?

- Какого цвета ствол у березы?

- Какого цвета бывает смородина?

- Какого цвета клубника?

Количество баллов соответствует правильно определенным цветам растений.

Максимальное количество набранных баллов – 10.

5. Методика «Чем пахнет»

Дошкольникам предлагаются карточки с растениями (герань, фиалка, петрушка, укроп, лук, роза, еловая ветка, яблоко, малина, банан). Дети должны вспомнить и рассказать, чем они пахнут (приятный, сладкий запах, запах хвои, цветочный запах, острый, неприятный запах).

Максимальное количество набранных баллов – 10.

6. Методика «Какого вкуса?»

Детям предлагаются карточки с изображением фруктов и овощей (лук, чеснок, яблоко, апельсин, клубника, помидор, огурец, капуста, лимон, морковь). Необходимо вспомнить и назвать, какого вкуса тот или иной овощ или фрукт (кислый, соленый, сладкий).

Анализ результатов исследования сенсорного развития дошкольников представим в виде таблицы.

 

Таблица 1.

Диагностика сенсорного развития дошкольников (на основе представлений о растениях). Констатирующий эксперимент

Имя ребенка, возраст

Методики

Общее кол-во баллов

 

Вывод об уровне

развития

1

2

3

4

5

6

Лена М.

5

4

5

5

5

5

34

Средний

Оля Ч.

7

8

6

8

8

8

48

Высокий

Ира К.

2

2

2

2

0

0

8

Низкий

Маша В.

2

2

2

1

0

0

7

Низкий

Игорь Т.

3

6

3

6

4

4

26

Средний

Саша Н.

2

3

1

2

0

0

8

Низкий

Дима К.

6

3

4

5

5

5

28

Средний

Вася П.

5

4

3

5

4

4

25

Средний

Петя С.

4

4

3

4

4

4

23

Средний

Паша К.

5

5

4

6

3

3

26

Средний

 

Итак, в результате диагностики сенсорного развития дошкольников были выделены следующие группы детей:

- дети с высоким уровнем сенсорного развития (1 человек). Девочка легко узнавала растения, называла их отличительные признаки (цвет, запах, форму). К выполнению заданий отнеслась с живым интересом.

- дети со средним уровнем сенсорного развития (6 человек). Эти дети в целом узнавали овощи и фрукты, однако затруднялись в определении растений из уголки природы, путались в названии цветов, более легко определяли цвет растения, нежели чем запах и вкус.

- дети с низким уровнем сенсорного развития (3 человека). Практически не могли назвать ни одного растения, путались в определении цветов спектра, не смоли определить запах и вкус овоща или фрукта.

Итак, в процессе исследования особенностей сенсорного развития дошкольников был сделан вывод о том, что сенсорные способности детей развиты недостаточно, некоторые из дошкольников не только не знают многих растений, но и затрудняются в определении цвета, формы и запаха растений. Таким образом, была определена необходимость проведения дальнейшей работы по развитию у детей сенсорных способностей на основе изучения растений.


Дата: 19/5/2017г.
Уникальность текста: 55
Всего содержится листов: 43
Использовался основной шрифт: 14
Эта работа была продана за: 2000


Скачать эту работу (для ознакомительных целей): скачать

Нужна работа, написанная специально для тебя? Жми:

Заказать Курсовую работу (с практикой) по предмету педагогика


(так же сможешь заказать любую другую работу)


Поделитесь этой статьей со своими друзьями:



Мои похожие работы:

104 - Путешествие к озеру Баскунчак




|2017 - 2018 © copyright| |Пользовательское соглашение|