Формирование учебной деятельности учащихся младших классов

Название предмета: педагогика
Категория: курсовая работа (без проверки на плагиат - скидка 50 %)

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Понятие и специфика учебной деятельности младших школьников………………………………………………………………………5

    1. Краткая характеристика младшего школьного возраста…………….…5
    2. Понятие и структура учебной деятельности…………………………....10
    3. Особенности учебной деятельности в младшем школьном возрасте…16

Глава 2. Специфика формирования учебной деятельности у младших школьников……………………………………………………………………....19

2.1. Методы и приемы формирования учебной деятельности у младших школьников………………………………………………………………………19

2.2. Особенности проектирования учебной деятельности младших школьников………………………………………………………………………25

Заключение……………………………………………………………………….30

Список использованной литературы…………………………………………...32

Введение

Учебная деятельность младших школьниковНачало школьного обучения и воспитания ребенка является существенным переломным моментом во всей его жизни. Внешние признаки этого переломного момента обнаруживаются в ее организации, в новых обязанностях ребенка как ученика. Однако этот переломный момент имеет глубокое внутреннее основание- с приходом в школу ребенок начинает усваивать азы наиболее развитых форм общественного сознания- науки, искусства, морали, права, которые связаны с теоретическим сознанием и мышлением людей. Усвоение азов этих форм общественного сознания и соответствующих им духовных образований предполагает выполнение детьми такой деятельности, которая адекватна исторически воплощенной в них человеческой деятельности. Этой деятельностью детей является их учебная деятельность.

Учебная деятельность с самой существенной стороны характеризует вполне определенный период психического развития ребенка - период, относящийся к его младшему школьному возрасту.

Многие педагоги и психологи (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б.Эльконин и др.) указывают на то, что одной из самых главных причин, порождающих низкую успешность обучения, является неумение школьников учиться. Это неумение превращает учебу в бессмысленную зубрежку, делает учебный труд непосильно тяжелым, безрадостным, малопродуктивным. В то же время уровень сформированности у школьников учебной деятельности, умений учиться определяет, в значительной мере, и результаты обучения: качество формируемых знаний и умений, познавательную активность учащихся, их готовность продолжить образование. Значимость формирования учебной деятельности в наиболее яркой форме проявляется в начальной школе, так как младший школьный возраст является сензитивным периодом для ее становления. Необходимо, чтобы с первых шагов школьного обучения учебная деятельность субъективно воспринималась младшими школьниками как деятельность по открытию нового.

Закономерности формирования учебной деятельности и специфики ее развития, характерные для этого возраста, выявлены многими исследованиями; показаны особенности развития личности младшего школьника: мотивационной сферы, самосознания и самооценки, характера, нравственных сторон, социальных ориентаций.

Вопросы формирования учебной деятельности младших школьников раскрыты в работах В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина, Г.И.Вергелеса, В.В.Репкина и других исследователей. В них подчеркивается, что именно младший школьный возраст характеризуется интенсивным формированием познавательных процессов, положительной мотивацией учебной деятельности, эмоциональной готовностью к овладению знаниями, легкостью и прочностью запоминания информации. Однако, в работах указанных авторов рассмотрены общие закономерности, принципы и условия формирования учебной деятельности младших школьников.

Цель данного исследования – изучение особенностей формирования учебной деятельности учащихся младших классов.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Дать краткую характеристику младшего школьного возраста;
  2. Изучить понятие и структуру учебной деятельности;
  3. Рассмотреть особенности учебной деятельности в младшем школьном возрасте;
  4. Исследовать специфику формирования учебной деятельности младших школьников.

Глава 1. Понятие и специфика учебной деятельности младших школьников

1.1. Краткая характеристика младшего школьного возраста

В возрастной и педагогической психологии младший школьный возраст занимает особое место: в этом возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, возникают рефлексия, самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом. Такие достижения связаны с изменениями в потребностно-мотивационной сфере, развитием психических процессов (особенно в интеллектуально-познавательной сфере), обусловленными учебной деятельностью, особенностями социальной ситуации развития и т. д.[1]

Опираясь на работы своих научных учителей Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева, профессор Д.Б. Эльконин разработал оригинальную теорию периодизации психического развития в детском возрасте. Согласно этой теории, в каждом возрастном периоде ребенок осуществляет много видов деятельности, способствующих его психическому развитию. Однако лишь один вид деятельности оказывает решающее и определяющее влияние на это развитие - ведущий (или главный). Для младшего школьного возраста ведущей является учебная деятельность. При ее развернутом и систематическом осуществлении младший школьник усваивает теоретические знания - вместе с тем у него возникают и развиваются такие основные психические новообразования младшего школьного возраста, как произвольность поведения и отвлеченное рассуждающее мышление, делающее восприятие думающим, а память мыслящей.

 

[1] Калмыкова З.И., Кулагина И.Ю.Отстающие в учении школьники: проблемы психического развития // Москва, Педагогика, 1986.С.12


Дата: 26/5/2017г.
Уникальность текста: 35
Всего содержится листов: 34
Использовался основной шрифт: 14
Эта работа была продана за: 1500


Скачать эту работу (для ознакомительных целей): скачать

Нужна работа, написанная специально для тебя? Жми:

Заказать Курсовую работу (без проверки на плагиат - скидка 50 %) по предмету педагогика


(так же сможешь заказать любую другую работу)


Поделитесь этой статьей со своими друзьями:



Мои похожие работы:

92 - Необходимость работы детского сада и семьи по вопросам математического развития детей
196 - Тест Кеттелла. 16-ти факторный личностный опросник Кеттелла.
90 - Общение как форма социального взаимодействия
41 - Контрольная работа по психологии (спор)




|2017 - 2018 © copyright| |Пользовательское соглашение|