Экологическая направленность изучения природы в начальной школе

Название предмета: педагогика
Категория: курсовая работа (с практикой)

Введение………………………………………………………………………...…3

Глава 1. Проблема экологической направленности изучения природы в начальной школе..…………………………………………………………..…….7

    1. Понятие и задачи экологического воспитания начальной школе……....7
    2. Методы и формы изучения природы в начальной школе…….………..16

Выводы по главе 1…………………………………………………………….....22

Глава 2. Практическое исследование экологической направленности изучения природы в начальной школе………………………………………....23

2.1. Анализ содержания экологической направленности уроков в начальных классах………………………………………………………………….……..…23

2.2. Методы и приемы экологической направленности изучения природы в начальной школе…………………………………………………………….…..30

Выводы по главе 2…………………………….…………………………………38

Заключение………………………………..……………………………………...39

Список используемой литературы……………………………………………...41

Приложение………………………………………………………………………43

 

Введение

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему.

В педагогической литературе неоднократно указывалось и подчеркивалось особо, что все учебные предметы начальной школы призваны вносить свой вклад в формирование экологической ответственности детей.

Наблюдение и обоснование сравнительных выводов о практической деятельности человека в природной среде и среде обитания, созданной человеком для человека, позволяют серьезно задумываться об экологической зависимости каждого от тех условий, которые создаются руками всех субъектов общества, в том числе и детей.

Экологическое воспитание школьниковГлавной задачей экологического воспитания является формирование внутренней потребности у людей работать над разрешением проблем окружающей среды, ответственности за ее состояние. Экологическое воспитание должно привить человеку знания и навыки разумного общения с природой, в ходе которого люди будут применять и развивать методы и способы конструктивного взаимодействия с природой.

Успешность экологического образования зависит от непрерывности на всех его ступенях.

Идея экологического воспитания младших школьников в современной педагогике активно находит свое воплощение. В практике преподавания с начала 90-х годов в программы самых различных предметов общеобразовательной школы все чаще включаются экологические направления. Тема человека и среды его обитания достаточно ярко рассматривается на уроках естественного цикла. Много внимания уделяется этому вопросу и во внеклассной работе.

Поскольку у младших школьников весь комплекс знаний об окружающей среде сосредоточен, как правило, на конкретных представлениях о явлениях природы и свойствах отдельных ее предметов, то именно от этих знаний идет формирование представлений об окружающем мире и природно-социальном окружении как о своем доме.

Экологическая направленность уроков закладывает фундамент ответственного отношения к окружающей среде уже на начальных этапах обучения младших школьников. Учащиеся непосредственно, на практике, сами учатся познавать экологические проблемы и становятся причастными, даже в малом, к их решению.

Среди ученых- педагогов, обогативших теорию и практику развития детей при изучении природы в системе, формированию целостного взгляда на природу необходимо отметить исследования В. П. Вахтерова, Л. С. Севрука, Д. Д. Семенова, И. И. Полянского, К.П. Ягодовского и др. Большое влияние на разработку проблемы формирования у младших школьников картины мира как мировоззренческого знания оказали работы М.Н. Скаткина, В. А. Сухомлинского.

Цели экологического образования, связанные с формированием у подрастающего поколения экологического сознания, ответственного отношения учащихся к природе раскрыты в исследованиях С. В. Алексеева, С.Н. Глазачева, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной и др.

В научной литературе (Е.К. Андреева, А.П. Андриянов, Б.Т. Лихачев, В.И. Панова, В.И. Платонов и др.) освещены вопросы экологического просвещения и воспитания учащихся.

К настоящему времени в процессе изучения природы младшими школьниками остаются невыясненными особенности соотношения целей индивидуального познания окружающего мира ребенком и образовательной системы начальной школы, содержания программных знаний и умений по учебным курсам начальной школы и системы знаний и умений как основы формирования естественнонаучной картины мира у учащихся. Существует ряд противоречий между:

- потенциальными возможностями природы в развитии личности младшего школьника и их использованием в учебно-воспитательном процессе начальной школы;

- формированием экологической культуры и уровнем экологической воспитанности у выпускников начальной школы.

Противоречие возникает у ребенка постоянно с момента перехода к научному познанию реальной действительности, осознания, овладения сущностью объектов и явлений природы, её взаимосвязей, взаимоотношений человека и природы.

Таким образом, в педагогической науке возникает противоречие между субъектной деятельностью ребенка познания мира и предлагаемыми системами изучения природы в начальной школе. Названные противоречия обуславливают проблему исследования: каковы роль экологической направленности содержания образования в развитии представлений учащихся о природе?

Объект данного исследования – экологическая направленность содержания образования в начальной школе.

Предмет исследования – процесс изучения природы в начальной школе.

Цель данного исследования – изучение особенностей экологической направленности изучения природы в начальной школе.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. На основе теоретических исследований:

- изучить понятие и задачи экологического воспитания в начальной школе;

- выявить методы и формы изучения природы в начальной школе;

  1. На основе практического исследования:

- дать анализ содержания экологической направленности уроков в начальных классах;

- описать методы и приемы экологической направленности изучения природы в начальной школе и дать анализ их эффективности.

Гипотеза исследования предлагает, что эффективное формирование у младших школьников целостной естественной картины мира, осознания своего места, роли в ней, развитие интереса к познанию природы и её сохранению будет происходить при условии:

- учета возрастных особенностей развития мировоззрения учащихся младших классов.

- разнообразия используемых методов и приемов при изучении природы в начальной школе;

- экологической направленности и активного внедрения инновационных процессов и систем в содержание образования.

Методы исследования: для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использован комплекс исследовательских методов: методы теоретических исследований; наблюдение; беседы; диагностические методы; анализ продуктов деятельности.

База исследования: МОУ СОШ № 24 г. Волгограда.


Дата: 27/5/2017г.
Уникальность текста: 60
Всего содержится листов: 45
Использовался основной шрифт: 14
Эта работа была продана за: 2000


Скачать эту работу (для ознакомительных целей): скачать

Нужна работа, написанная специально для тебя? Жми:

Заказать Курсовую работу (с практикой) по предмету педагогика


(так же сможешь заказать любую другую работу)


Поделитесь этой статьей со своими друзьями:



Мои похожие работы:

99 - Формирование нравственного поведения старших дошкольников в процессе игры
100 - Русские народные сказки как средство формирования нравственного поведения дошкольников
8 - Психологическое консультирование
70 - Особенности использования дидактических игр при ознакомлении дошкольников с растениями уголка природы




|2017 - 2024 © copyright| |Пользовательское соглашение|