Взаимосвязь детско-родительских отношений с успешностью учебной деятельности младших школьников

Название предмета: деловой этикет
Категория: курсовая работа (с практикой)

Введение…………………………………………………………………….…….3

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы взаимосвязи детско-родительских отношений с успешностью учебной деятельности младших школьников……6

    1. Особенности учебной деятельности младших школьников…………….6
    2. Влияние детско-родительских отношений на успешность учебной деятельности младших школьников…………..….……………..…...…..12

Выводы по 1 главе………………………….……………………………………19

Глава 2. Экспериментальное исследование влияния детско-родительских отношений на успешность учебной деятельности младших школьников…..20

2.1. Методы и организация исследования взаимосвязи детско-родительских отношений и успешности учебной деятельности младших школьников…...20

2.2. Анализ результатов исследования взаимосвязи детско-родительских отношений и успешности учебной деятельности младших школьников……26

Выводы по 2 главе..…………………………………………………………..….36

Глава 3. Коррекционно-развивающая работа по оптимизации детско-родительских отношений ………….……………………………………………37

3.1. Особенности работы психолога с родителями и младшими школьниками……………………………………………………………………..37

3.2. Примерное содержание занятий по оптимизации детско-родительских отношений ………………………………………………………………………40

Выводы по 3 главе……………………………………………………………….44

Заключение…………………………………………………………………….....45

Список использованной литературы…………………………………………...47

Приложение………………………………………………………………………50

  1. Анализ результатов исследования взаимосвязи детско-родительских отношений и успешности учебной деятельности младших школьников

 

Диагностика успешности учебной деятельности младших школьников проводилась на основе оценки среднего балла успеваемости учащихся.

Анализ сформированности учебной деятельности младших школьников представлен в таблице 1.

Таблица 1.

Диагностика успешности учебной деятельности младших школьников

Имя уч.

Средний балл

Уровень успешности учебной деятельности

1

Оля М.

 

5

Высокий

2

Наташа А.

 

3,7

Средний

3

Сергей Т.

2,8

Низкий

4

Владимир Ж.

 

2,7

Низкий

5

 

Света А.

 

3,9

Средний

 

6

 

Ира П.

4

Средний

7

Андрей Ш.

4,9

Высокий

 

8

Елена Е.

 

3,9

Средний

9

 

Оля Д.

 

5

 

Высокий

10

Сергей Б.

 

2,7

Низкий

 

Таким образом, анализ успешности учебной деятельности позволил выделить следующие группы учащихся:

- учащиеся с высоким уровнем успешности учебной деятельностью (Оля М., Оля Д., Андрей Ш., (3 человек – 30%) легко и с желанием учатся, отличаются высоким уровнем сформированности учебных действий, понимают учебную задачу, могут ее решить самостоятельно и различными способами, могут планировать свою деятельность, предвидеть ее результат, давать оценку собственным действиям. Важными характеристиками данных учащихся и как личности, и как субъекта учебной деятельности являются такие качества, как само­стоятельность, уверенность в себе, ответственность и т.п.

- учащиеся с средним уровнем успешности учебной деятельности (Света А., Ира П., Елена Е., Наташа А.. (4 человек – 40%) понимают учебную задачу, могут ее решить, однако недостаточно самостоятельны в выполнении учебных действий, отличаются неумением планировать, давать адекватную оценку учебных действий;

- учащиеся с низким уровнем успешности учебной деятельности (Сергей Т., Владимир Ж., Сергей Б. (3 чел.- 30%) учатся с трудом и без желания, не понимают учебную задачу, не могут ее решить даже под руководством взрослого. Данная группа учащихся отличаются низкой мотивацией к учению, несформированностью учебных действий, отсутствием интереса к изучаемым предметам.

Анализ результатов исследования, полученных с помощью методики «Рисунок моей семьи», представим в виде таблицы 2.

Таблица 2.

Анализ внутрисемейных отношений

Имя ребенка

Анализ рисунка

Тип семейных отношений

 

Оля М.

Нарисовала маму, папу и себя по середине. Все держатся за руки. У мамы и папы в руках цветы. Все улыбаются.

 

Дисгармоничная семья

 

 

Наташа А.

Девочка нарисовала маму слишком большого размера. Папа поменьше и изображен повисшим в воздухе в стороне от мамы. Себя нарисовала очень маленькой, у девочки огромные глаза, прорисованы уши и слишком маленький рот, что говорит о том, что Ярослава часто грустит, стремится слушаться своих родителей, при этом не может сама ничего возразить. У ребенка занижена самооценка.

Дисгармоничная семья

 

 

Сергей Т.

Нарисовал папу, который едет в машине. Мама меньшего размера, на руках держит ребенка (брат). Сам себя Сергей изобразил слишком маленьким. На рисунке каждый занят своим делом, а Сергей стоит в одиночестве. В рисунке преобладают серые тона, что говорит о том, что ребенок чувствует себя потерянным, неуверенным в себе.

 

Дисгармоничная семья

 

 

Владимир Ж.

Нарисовал небольшую маму и себя рядом с ней.

Папа изображен черным карандашом и зачеркнут, в процессе рисования ребенок прямо сказал, что лучше б его и вовсе не было, так как он приходит вечно пьяный и бьет маму.

Конфликтная семья

 

 

Света А.

Изобразила себя в центре рисунка, держит за руку папу и маму. В одной руке у мамы цветы, в одной руке у папы воздушный шар. На всех нарядные одежды, на лицах улыбки. Части тела и фигуры пропорциональные. Все говорит о теплом, положительном климате в семье.

 

Гармоничная семья

 

Ира П.

Мальчик нарисовал папу, который немного больше, чем другие члены семьи, рядом с папой стоит он и мама. Папа нарисован в центре. У папы слишком большой рот и маленькие глаза. У ребенка рот очень маленький и большие глаза. Что говорит о том, что мальчик чувствует некоторую агрессию со стороны отца. Лица у всех безрадостные, в рисунке преобладают темные цвета. Мальчик часто испытывает грусть и тревогу.

 

Гармоничная семья

 

Андрей Ш.

Нарисовал себя по середине листа. Справа – папа, у него в руках цветы – он дарит их маме. Слева – мама в нарядном платье.

 

Гармоничная семья

 

 

Елена Е.

Нарисовала маму, папу и себя по середине. Все держатся за руки. Мама одета в нарядное платье, у нее в руках цветы.

 

 

Гармоничная семья

Оля Д.

Оля нарисовала яркий рисунок: мама с папой держатся за руки, а в центре стоит Оля. Фигуры пропорциональные, части тела хорошо прорисованы, использованы теплые цвета. В небе светит солнце. Все это говорит о положительном климате в семье. Ребенок чувствует себя комфортно, ощущает себя защищенным.

Гармоничная семья

 

Сергей Б.

Сергей нарисовал себя возле дома (деревенский дом). В доме живет бабушка (не изображена) Дом обнесен острым забором. Окна маленькие. Сам Сергей изобразил себя слишком маленьким возле дома (он гуляет), в руках у него пика. Сергей объяснил, что будет жить с бабушкой, так папа и мама постоянно ругаются. Сергей чувствует себя одиноко в таком доме, однако мальчик готов защищаться, чувствуется повышенная агрессивность ребенка.

Конфликтная семья

 

Итак, в результате анализа детских рисунков удалось выяснить некоторые проблемы во внутрисемейных отношениях.

В результате исследования отношений детей с родителями были выделены следующие группы:

- семьи Сергея Б. и Владмира Ж. признаны конфликтными, в процессе рисования дети прямо указывали на наличие конфликтов в семье;

- семьи Оли М., Наташи А. и Сергея Т. признаны дисгармоничными. Явные признаки конфликтов отсутствуют, но налицо имеются проблемы во взаимоотношениях членов семей, возможно холодность или безразличие к детям.

- семьи Светы А., Иры П., Андрея Ш., Елены Е., Оли Д. признаны гармоничными. Дети чувствуют себя комфортно в семье, обладают устойчиво хорошим настроением, уверены в себе.

Таким образом, с помощью данного исследования были выявлены особенности взаимоотношений детей с родителями в каждой семье.

Анализ результатов исследования особенностей отношения родителей к своим детям по методике «Тест родительского отношения» представим в виде таблицы 3.

Таблица 3.

Исследование детско-родительских отношений в семья младших школьников

Родители ребенка

Принятие — отвержение ребенка.

 

Кооперация.

 

Симбиоз.

 

Контр

оль.

Отношение к неудачам ребенка.

 

Родители Оли М.

 

 

 

Положительное, принимает ребенка

Ярко выраженное стремление к сотрудничеству

 

 

Дистанция отсутствует

 

 

 

Сильный

 

 

 

 

Позитивное отношение к неудачам, уважение

 

 

Родители Наташи А.

 

 

 

Среднее

 

 

 

 

не стремится к сотрудничеству

 

 

 

старается сохранить небольшую дистанцию

 

авторитарный

 

 

 

считает ребенка неудачником

 

 

Родители Сергея Т.

 

 

 

 

 

Отрицательное, не принимает ребенка

 

не стремится к сотрудничеству

 

 

 

 

 

старается сохранить психологическую дистанцию

 

 

 

контроль слабый

 

 

 

 

 

игнорирует чувства ребенка

 

 

Водители Владимира Ж.

 

 

 

 

отрицательное

 

 

 

 

нет стремления к сотрудничеству

 

 

 

 

старается сохранить психологическую дистанцию

 

 

Слабый контроль

 

 

игнорирует чувства ребенка

считает ребенка неудачником

 

Родители Света А.

 

 

нейтральное

 

 

стремится к сотрудничеству

 

 

старается сохранить дистанцию

 

 

слабый контроль

 

переживает за ребенка

 

Родители

Иры П.

 

 

 

больше положительное

 

 

нет особого стремления к сотрудничеству

 

 

старается сохранить дистанцию

старается сохранить

 

средний контроль

 

 

 

 

особо не переживает

 

 

Родители

Андрея Ш.

 

 

 

 

 

положительное

 

 

 

 

 

стремление к сотрудничеству проявляет заинтересованность делами ребенка

 

 

старается сохранить некоторую дистанцию

 

 

умеренный контроль

 

 

 

верит в ребенка

положительно оценивает неудачи

верит в ребенка

 

Родители Елены Е.

 

 

 

 

 

 

положительное, принятие ребенка

положительное

 

стремление к сотрудничеству

 

 

 

 

 

 

 

стремится к сближению

 

 

 

 

Довольно сильный контроль

 

 

 

 

положительно оценивает неудачи

 

Родители Оли Д.

 

 

Более положительное

 

 

стремление к сотрудничеству, проявляет заинтересованность делами ребенка

 

 

стремится к сближению

 

 

 

умеренный контроль

 

 

Уважение к ребенку

 

 

 

Родители Сергея Б.

 

 

Резко отрицательное

 

 

не стремится к сотрудничеству

 

 

 

сохраняет дистанцию

Контр-оль почти отсутствует

 

считает ребенка неудачником

 

Итак, в ходе исследования были выявлены особенности детско-родительских отношений.

В семьях Оли М., Оли Д., Андрея Ш., в целом принимают своих детей такими, какие они есть, уважают и признают его индивидуальность, одобряет его интересы, поддер­живает планы, стремятся к сотрудничеству с ребенком, искреннее заинтересованы и принимают участие в его делах, поощряют самостоятельность и инициативу ре­бенка, стараются быть с ним на равных, стремятся к единению с ребенком, в целом контроль за действиями детей демократический, к неудачам детей стараются относиться легко, верят в своих детей. Высокий и последовательный контроль со стороны родителей сочетается с интересом к личности ребенка, уважением и постоянной эмоциональной поддержкой.

Таким образом, можно сделать вывод, что педагогически правильное отношение к детям в данных семьях способствует положительному личностному развитию.

Родители Наташи А., Сергея Т., Владимира Ж., Сергея Б. больше видят в своих детях «неудачников», иногда испытывают по отношению к ребенку отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, негативно относятся к поступкам своих детей, не высоко оценивают способности своих детей и считают ребенка неудачником, не верит в его будущее, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Так родители Наташи излишне строго подходят к воспитанию дочери. Однажды, Наташа расплакалась, когда не получилось что-то хорошо написать в тетради. На вопрос, что случилось, девочка ответила, что мама ее «убьет», когда увидит такую «грязь» в тетради. В итоге Наташа часто нервничает, когда выполняет какое-либо задание, боится ошибиться, у девочки появилась неуверенность в собственном успехе, хотя она лучшая ученица в классе.

В семье Срегея Б. ребенок предоставлен сам себе, родители практически не контролируют его, не спрашивают, как дела в школе, не интересуются, что задали. В результате ребенок часто не выполнял домашнее задание, не мог собрать портфель. Когда учитель вызвал родителей и сказал об этом маме. Реакция мамы была неадекватной. Она начала кричать на ребенка, всю вину сваливая на него, даже пыталась бить. Возможно, что в результате неправильных родительских отношений, Сережа часто убегал из дома.

Таким образом, мы видим, что как авторитарный, так и безразличный стиль пагубно влияют на личностные особенности детей.

Родители Светы А., Иры П., Елены Е. больше относятся к своим детям нейтрально, иногда принимая ребенка таким, какой он есть, иногда испытывая раздражение, не особо оценивают его способности, не всегда интересуясь чувствами ребенка, не стремятся быть ближе к ребенку, не всегда разговаривают о его проблемах.

На основе полученных данных мы выделили семьи со следующими стилями родительских отношений:

Автори­тарный в семье у Наташи А. Родители Наташи устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения, родители закрыты для общения с ребенком, не стремятся к сотрудничеству, в отношениях родителей и ребенка установилась огромная дистанция. Наташа послушная девочка, боится допустить ошибку, замкнута, боязлива.

Авторитетный в семьях Андрея Ш., Оли Д., Елены Е. и Оли М. В данных семьях признают самостоятельность и автономию своих детей. Отношения строятся на взаимоуважении и доверии. Родители открыты для общения. Дети в этих семьях превосходно адаптированы; уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, умеют контролировать свое поведение, они неплохо учатся и обладают высокой самооценкой.

Либеральный у Светы А., Иры П., Владимира Ж., Сергея Т. Родители любят своих детей, но за бытовыми проблемами не всегда ее проявляют, контроль со стороны родителей слабый. В целом родители открыты для общения с детьми, однако доминирующее направление общения — от ребенка к родителям. Детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей.

Безразличный стиль отношения к ребенку в семье у Сергея Б. Родители практически не устанавливают для ребенка никаких ограничений, безразличны к нему. Воспитание пускается на самотек. Безразличие родителей сочетается с враждебностью. Мальчик склонен к проблемному поведению, враждебен, нередко бывает агрессивен, не может сдерживать свои эмоции, слабо контролирует свое поведение, учится плохо и без желания.

Заказать курсовую работу по вашему индивидуальному плану можно прямо здесь на сайте у педагога-психолога. 


Дата: 22/6/2017г.
Уникальность текста: 65
Всего содержится листов: 52
Использовался основной шрифт: 14
Эта работа была продана за: 2500


Скачать эту работу (для ознакомительных целей): скачать

Нужна работа, написанная специально для тебя? Жми:

Заказать Курсовую работу (с практикой) по предмету деловой этикет


(так же сможешь заказать любую другую работу)


Поделитесь этой статьей со своими друзьями:



Мои похожие работы:

114 - Использование русских культурных традиций в воспитании дошкольников




|2017 - 2018 © copyright| |Пользовательское соглашение|