Природоведческая литература в системе работы с дошкольниками и младшими школьниками

Название предмета: литература
Категория: реферат

Введение……………………………………………………………………...3

  1. Роль детской художественной познавательной литературы в воспитании гуманистической личности………………………………………..…….…..4
  2. Н.И. Сладков………………………………………………………….10
  3. С.В. Сахарнов…………………………………………………………15
  4. Г.Я. Снегирев …………………………………………………………17

Заключение……………………………………………………………….…..21

Список использованной литературы……………………………………….22

Приложение…………………………………………………………….…….23

Введение

В воспитании любви к природе у дошкольников и младших школьников большую роль призвана сыграть научно-художественная литература о природе. Достаточно назвать имена Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Тютчева, Есенина, Бажова, чтобы почувствовать, как много может дать их творчество для формирования интереса детей к природе. Литература о природе представляет собой уникальную энциклопедию биологических знаний для детей. Эта литература – верный помощник и друг детей на протяжении всего детства и начального периода обучения в школе.

На материале научно-популярной литературы решают такие важные воспитательные задачи, как развитие эстетического чувства ребенка и через него воспитание любви к родной природе, умение выражать отношение к окружающему, расширение представлений об окружающем мире, развитии речи, связь с изучением языка, воспитание гуманности.

Содействовать формированию нравственных основ экологической культуры наиболее эффективно может современная художественная литература.

В литературе среди важнейших тем выделяют экологическую. Л. Толстой неоднократно писал о благотворном воздействии природы на душу человека: «Все недоброе в сердце человека должно, кажется, исчезнуть в прикосновении с природой – этим непосредственным выражением красоты и добра».

Литература о человеке и природе, входящая в круг чтения подростков и юношества, представлена в основном произведениями общей литературы, близкими читателям данного возраста по проблеме, доступными по художественным средствам.

 

 

1. Роль детской художественной познавательной литературы в воспитании гуманистической личности

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное, нравственное и эстетическое развитие ребенка. На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи лингвисты (К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Ф. А. Сохин, А. М. Шахнарович, Л. И. Айдарова и др.). Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка[1].

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.

Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус. Общеизвестно воздействие художественной литературы на познавательное развитие ребенка.

Художественная литература должна занимать в жизни ребенка важное место. Приобщение к книге - одна из основных задач художественно-эстетического воспитания дошкольников и младших школьников.[2]

В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребенка, совершенствуется его ум. Книга помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Частое чтение литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать любить природу, закладывают основы нравственности.

Дошкольники уже в 3-4 года отличаются высокой познавательной активностью, стремятся расширить свой кругозор, вырваться за рамки той среды, которая их окружает. Главный их помощник этом - книга. К общению с ней они уже готовы: эмоционально реагируют на услышанное, улавливают и различают разнообразные интонации, узнают любимых литературных героев, сопереживают им. Наиболее активно они воспринимают малые жанры фольклора (потешки, прибаутки), песни игрового характера, сказки, стихи. Знакомство детей со стихотворными текстами целесообразно проводить на занятиях, а также во время прогулки, одевания, умывания, кормления. При этом дети вместе с взрослым разыгрывают сюжеты стихотворных произведений, прислушиваются к звукоподражаниям, созвучиям, рифмам.

Читательские интересы дошкольников постарше более разнообразны: им нравятся книги о животных, природных явлениях, детях, описания игровых и бытовых ситуаций. Главная ценность данного возраста - высокая эмоциональная отзывчивость на художественное слово, способность сопереживать, с волнением следить за развитием сюжета, ждать счастливой развязки, поэтому мы и говорим о возможности и необходимости формирования литературного вкуса с раннего дошкольного возраста. Особенно актуально это для нашей действительности, когда прилавки магазинов и киосков завалены яркими, броско иллюстрированными книжками для дошкольников. Но содержательная их сторона, к сожалению, часто примитивна и не только не прививает вкус, а наоборот, обедняет духовный мир ребенка, не развивает эмоционально-окрашенную, образную речь.

На протяжении всего своего развития и взросления ребёнок нуждается в самой разнообразной информации об окружающем мире, и его интерес к разным областям знания в большой мере удовлетворяет именно познавательная литература.

Природоведческая литература для дошкольниковХудожественная литература - это человековедение. Предметом познания художественной литературы является жизнь общественного человека во всех ее проявлениях. В художественном произведении автор передает не столько определенное содержание, сколько впечатляющий образ в широком смысле этого слова, который является основой эмоционального воздействия на чувства и мышление.

Поэтому художественное произведение должно быть и понятно, и прочувствовано читателем. В научно-популярной литературе на первый план, как правило, выдвигается содержание. Отсюда вытекают и некоторые различия в проявлении культуры чтения. Если при чтении научной и научно-популярной книги на первый план выдвигаются организаторские навыки, то чтение художественной литературы требует определенного эмоционального развития личности, умения чувствовать слово и что «за словом», сопереживать, наслаждаться стилем автора и самим процессом чтения.

Что почитать ребенку дошкольнику?

Мы, родители, часто забываем о познавательном чтении для детей. А заменяем детское чтение просмотром мультфильмов. Но следует помнить, что во время чтения у детей развивается воображение! Тогда как просмотр мультфильмов делает из детей пассивных наблюдателей. Итак, уважаемые родители, если вам совсем некогда, то включайте детям аудиосказки. А какие спросите вы? Чтобы и интересно и познавательно было? Вот небольшой список.

С.В. Сахарнов «Морж», «Палтус», «Белуха».

Н.И. Сладков «Приведение», "Заячий хоровод".

Г. Снегирев "Ночные колокольчики", "Бобренок", "Голубая Тува", "Чембулак", "Верблюжья варежка", "Домик Осьминога".

 

[1] Иванова О.А.Учимся читать художественную литературу: Программа. Тематическое планирование. Конспекты занятий: Для работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.- М.: Школьная Пресса, 2004.С.23

[2] Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с художественной литературой: конспекты занятий. – М.: Сфера, 2007. С.12


Дата: 7/7/2017г.
Уникальность текста: 35
Всего содержится листов: 31
Использовался основной шрифт: 14
Эта работа была продана за: 500


Скачать эту работу (для ознакомительных целей): скачать

Нужна работа, написанная специально для тебя? Жми:

Заказать реферат по предмету литература


(так же сможешь заказать любую другую работу)


Поделитесь этой статьей со своими друзьями:



Мои похожие работы:

113 - Особенности сервисной деятельности МОУ ДОУ № 270




|2017 - 2018 © copyright| |Пользовательское соглашение|