Особенности уроков внеклассного чтения при изучении литературы в средних классах

Название предмета: методика преподавания
Категория: курсовая работа (с практикой)

Глава 1. Проблема организации и проведения уроков внеклассного чтения при изучении литературы в средних классах……………………………….….5

1.1. Значение уроков внеклассного чтения в литературном образовании школьников ………………………………………………………………………5

1. 2. Особенности проведения уроков внеклассного чтения в средних классах……………………………………………………..……………………..10

Выводы по главе 1……………………………………………………………….21

Глава 2. Практическое исследование особенностей организации и проведения уроков внеклассного чтения в средних классах………………....22

2.1. Диагностика внеклассного чтения учащихся средних классов…………22

2.2. Методы и приемы проведения уроков внеклассного чтения в средних классах…………………………………………………………………………....28

Вывод по главе 2…………………………………………………………………34

Заключение……………………………………………………………………….35

Список использованной литературы…………………………………………...37

Приложение………………………………………………………………………39

2.1. Диагностика внеклассного чтения учащихся средних классов

Исследование особенностей организации и проведения уроков внеклассного чтения в средних классах было проведено на базе школы № 120 города Волгограда.

Преподавание литературы в средних классах осуществляется на основе Программы для 5-11 классов (авт. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева).

В программе для 5–8-го классов выделяются произведения «для текстуального изучения» и «для обзорного изучения». Авторами Программы предполагалось, что произведения «для текстуального изучения» рассматриваются многопланово, в разных аспектах (содержательном, литературоведческом, культурологическом и др.). Произведения «для обзорного изучения» читаются и обсуждаются прежде всего в содержательном аспекте в соответствии с запросами и возможностями учащихся.

Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего (внеклассного) чтения учащихся. Рекомендации для домашнего чтения даются в учебниках. Главная особенность самостоятельного чтения заключается в том, что учащиеся 5–8-го классов читают новые произведения авторов данного раздела, другие главы текстов, изученных обзорно³, что позволяет реализовать принцип целостного восприятия художественного произведения. Кроме этого, для домашнего самостоятельного чтения предлагаются и произведения других авторов, объединенные общей темой, жанром, проблемой. При работе с произведениями для домашнего чтения выбор автора, объема чтения остается за учащимися. Тексты, выносимые на домашнее чтение, необязательны для прочтения каждым учащимся, возможно их обсуждение на уроках. В данной программе не предусмотрены специальные часы для уроков внеклассного чтения, поскольку программа и учебники предлагают достаточный объем произведений, не входящих в обязательный минимум и обеспечивающих расширение читательского кругозора учащихся. Вместе с тем учитель вправе выделить часы на проведение уроков внеклассного чтения (из расчета один урок после изучения произведений определенного раздела).

С целью изучения особенностей внеклассного чтения учащихся 7 класса был проведен анализ картотеки чтения и анкетирование.

1. Составление картотеки чтения.

На карточку запишите названия книг, прочитанных за последнее время (2—3 месяца), и имена их авторов. Книга, которая произвела самое сильное впечатление, выделяется. На обороте карточки пишется обоснование: чем именно заинтересовала книга?

В картотеку учащихся были записаны следующие произведения и комментарии к ним:

Марк Твен «Приключения Тома Сойера»: «В повести рассказывается о приключения Тома, Беки и его друзей».

Носов Н.Н. «Витя Малеев в школе и дома»: «Это очень веселая и интересная книга про Витю Малеева и его школьных друзей».

Велтистов Е. "Приключения Электроника": «Очень интересная книга, про то как профессор смастерил робота, очень похожего на мальчика, и как потом они подружились».

Диккенс «Дэвида Копперфилда»: «Больше всех не понравился Урия Хип и Роза Дартл. Понравился мистер Пегготи за то, что он через все препятствия стремится разыскать Эмили».

Медведев В. «Баранкин, будь человеком!»: «Больше всего мне понравилось, как мальчики превращались в разных животных и наблюдали со стороны за своими школьными друзьями».

Носов Н.Н. «Незнайка на Луне»: «В повести рассказывается об очень интересном путешествии на Луну, о том как там живут люди».

Булычев К. "Приключения Алисы Селезневой": «Книга очень интересная, про школу, про встречу с космическими пиратами».

Волков А. "Волшебник Изумрудного города": «Это интересная сказка про веселых друзей»

Губарев В. "Королевство Кривых Зеркал": «Одна девочка попадает в Зазеркалье, где все наоборот».

Алеников В. "Приключения Петрова и Васечкина": «Интересная повесть про школу и школьных друзей».

Лазарь Лагин «Старик Хоттабыч»: «Сказка про старика Хотабыча, который попал в современную жизнь».

Ян Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали»: «Очень интересный рассказ».

«Гиперболоид инженера Гарина»: «Гарин – очень жестокий человек. Он хочет овладеть миром с помощью гиперболоида».

Довольно много среди прочитанных книг сказок разных народов, произведений фантастики.

2. Анкетирование.

Анкета включала следующие вопросы:

  1. Ты любишь читать?
  2. О чем ты любишь читать?
  3. Какое произведение тебе особенно понравилось?
  4. Что ты прочитал за последнее время?
  5. Нравятся ли тебе уроки литературы?
  6. Интересны ли тебе уроки внеклассного чтения?
  7. Ходишь ли ты в библиотеку?
  8. Какую бы книгу ты посоветовал прочитать своему другу?
  9. От кого ты узнаешь об интересных книгах?
  10. Если бы ты был писателем, то о чем бы ты написал?

В анкете приняло участие 20 человек. Дадим анализ анкет учащихся.

На вопрос: «Ты любишь читать?» были получены следующие ответы:

- да – 10 человек;

- нет – 8 человек;

- иногда – 2 человека;

На вопрос: «О чем ты любишь читать?» были получены следующие ответы:

- фантастику – 7 человек;

- приключения – 6 человек;

- про школу – 5 человек;

- про животных – 1 человек;

- про войну – 1 человек;

На вопрос: «Какое произведение тебе особенно понравилось?» 12 человек назвали произведения, не входящие в школьную программу, 5 человек назвали программные произведения, 3 человека затруднились с ответом. Учащимся понравились следующие произведения:

- Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

- Носов Н.Н. «Дневник Коли Синицина»,

- Троепольский Г. «Белый Бим Черное Ухо»

- Носов Н.Н. «Витя Малеев в школе и дома».

- Кир Былучев «Миллион приключений», «Девочка из будущего»

- Баум Л. Ф. «Страна Оз»

- Велтистов Е. «Приключения Электроника»

- Шаров А. «Человек-горошина и простак»

- Крапивин В. «Голубятня на желтой поляне»

На вопрос: «Что ты прочитал за последнее время?» 10 учащихся отметили произведения не входящие в школьную программу, среди которых:

- Медведев В. «Баранкин, будь человеком!»

- Носов Н.Н. «Незнайка на Луне»

- Абрамов С. «Выше Радуги»

- Бенуа П. «Атлантида»

- В. Крапивин «Всадники со станции Роса»

- Аркадий и Борис Стругацкие «Страна багровых туч»

- Александр Беляев «Человек-амфибия».

На вопрос: «Нравятся ли тебе уроки литературы?» были получены следующие ответы:

- да – 15 человек

-нет – 3 человека

- не знаю – 2 человека.

На вопрос: «Интересны ли тебе уроки внеклассного чтения?» были получены следующие ответы:

- да – 18 человек

-нет – 0 человека

- не знаю – 2 человека.

Внеклассное чтениеНа вопрос: «Ходишь ли ты в библиотеку?» были получены следующие ответы:

- да – 10 человек

-нет – 6 человек

-иногда– 4 человека.

На вопрос: «Какую бы книгу ты посоветовал прочитать своему другу?» 9 учащихся указали на следующие произведения:

На вопрос «От кого ты узнаешь об интересных книгах?» были получены следующие ответы:

- от учителя русского языка и литературы – 15 человек;

- от друзей – 4 человека;

- от родителей – 2 человека;

- от библиотекаря – 1 человек.

На вопрос: «Если бы ты был писателем, то о чем бы ты написал?» были получены следующие ответы:

- о путешествии в космос – 3 человека

- о свехгероях – 3 человека

- о компьютерах – 3 человека

- о роботах – 2 человека

- про дружбу – 1 человек

- про наш класс – 1 человек

- о приключениях школьных друзей – 1 человек

- о жизни в космосе – 1 человек

- что-нибудь веселое – 1 человек

- о жизни животных – 1 человек.

Таким образом, анализ читательских интересов показал, что они довольно разнообразны. Большая часть учащихся седьмого класса имеет устойчивые читательские интересы, предпочитает произведения разных жанров и различной тематики.

Если Вам необходимо написать оригинальную курсовую работу по методике преподвания литературы, закажите здесь у педагога, учителя русского языка и литературы. 

 


Дата: 7/7/2017г.
Уникальность текста: 65
Всего содержится листов: 43
Использовался основной шрифт: 14
Эта работа была продана за: 2000


Скачать эту работу (для ознакомительных целей): скачать

Нужна работа, написанная специально для тебя? Жми:

Заказать Курсовую работу (с практикой) по предмету методика преподавания


(так же сможешь заказать любую другую работу)


Поделитесь этой статьей со своими друзьями:



Мои похожие работы:

89 - Обучение детей искусству дизайна




|2017 - 2018 © copyright| |Пользовательское соглашение|