Особенности развития личности в системе межличностных отношений

Название предмета: психология
Категория: курсовая работа (без проверки на плагиат - скидка 50 %)

Введение…………………………………………………………….............................3

1. Теоретические аспекты исследования личности и межличностных отношений в социальной психологии.................................................................................................5

1.1. Понятие личности в социальной психологии……………………………..….…5

1.2. Понятие межличностных отношений……………………………………………9

2. Проблема развития личности в социальной психологии………………………..14

2.1. Специфика развития личности……………………………………..……….…..14

2.2. Особенности развития личности в группе………………………….……….….17

Заключение……………………………………………………………….……….…..23

Глоссарий………………………………………………………………….…………..25

Список использованных источников…………………………………………….….27

Приложения………………………………………………………………………...…29

1.1. Понятие личности в социальной психологии

Личность - сложное, многогранное явление общественной жизни, звено в системе общественных отношений. Она - продукт общественно-исторического развития, с одной стороны, и деятель общественного развития - с другой.

Психология под личностью понимает конкретного человека, являющегося представителем определенного общества, национальности, класса, коллектива, занимающегося каким-либо видом деятельности, осознающего свое отношение к окружающему и наделенного индивидуальными психическими особенностями.

Общая психология изучает всю совокупность свойств человека, включая и биологически детерминированные, которые обусловливают социально значимое поведение и деятельность личности,

Следует отметить, что для социологии личность выступает в «деиндивидуализированном, деперсонифицированном виде» (В.А.Ядов), как представитель определенной социальной группы, как носитель той или иной социальной роли, как элемент общественной системы, 

Социальная психология изучает личность  в контексте всех разнообразных социальных связей и включенности в различные социальные группы как на макроуровне, так и на уровне малых групп.

В.А.Ядов, отмечая специфику социологического интереса к личности, видит ее в том, что для социологии личность "важна не как индивидуальность, а как обезличенная личность, как социальный тип, как деиндивидуализированная, деперсонифицированная личность"[1]. Аналогичное решение предлагает и Е.В.Шорохова: "Для социологии личность выступает как продукт общественных отношении, как выразитель и конкретный носитель этих отношении, как субъект общественной жизни, как элемент общности".

Е. В. Шорохова считает основой социально-психологического понимания личности характеристику социального типа личности как специфического образования, продукта социальных обстоятельств, ее структуры, совокупности ролевых функций личности, их влияния на общественную жизнь.

Социологический подход характеризуется тем, что в нем личность рассматривается преимущественно как объект социальных отношений, а общепсихологический – тем, что здесь акцент сделан лишь "на всеобщих механизмах психической деятельности индивида". Задача же социальной психологии, по мнению Б.Я. Парыгина, "раскрыть всю структурную сложность личности, которая является одновременно как объектом, так и субъектом общественных отношений..."[2].

Так, по мнению Г. М. Андреевой, «социальная психология пользуется определением личности, которое дает общая психология, выясняет каким образом, т. е. прежде всего, в каких конкретных группах личность, с одной стороны, усваивает социальные влияния (через какую из систем ее деятельности), и, с другой стороны, каким образом, в каких конкретных группах она реализует свою социальную сущность (через какие конкретные виды совместной деятельности)»[3]. В этой связи «для социальной психологии главным ориентиром в исследовании личности является взаимоотношение личности с группой (не просто личность в группе, а именно результат, который получается от взаимоотношения личности с конкретной группой)». Главными проблемами в этом изучении являются социализация и социальная установка.

Достаточно общим представляется определение личности в системе социально-психологических понятий, данное К. К. Платоновым. Указывая на то, что для социально-психологического анализа личности следует четко разграничивать понятия "личность", «индивид», «индивидуальность», он так определяет личность: «Личность — это человек как субъект активной деятельности, преобразующий мир, а следовательно, носитель сознания и самосознания» (К.К. Платонов). В этом определении просматривается специфика социально-психологического аспекта личности.

Итак, личность – это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.

В определении личности следует выделить прежде всего ее общественную сущность. Человек рождается человеком, но личностью он становится в процессе общественной и трудовой деятельности.

Считается, что личностью не рождаются, а становятся в процессе бытия и трудовой деятельности, когда, общаясь и взаимодействуя, человек сравнивает себя с другими, выделяет свое «Я». Психологические свойства (черты) личности полно и ярко раскрываются в деятельности, общении, отношениях и даже во внешнем облике человека.

Личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Человек – с одной стороны существо биологическое, животное, наделенное сознанием, обладающее речью, способностью трудиться; с другой стороны человек – существо общественное, ему необходимо общаться и взаимодействовать с другими людьми.

Личность – это тот же человек, но рассматриваемый только как общественное существо. Говоря о личности, мы отвлекаемся от биологической природной его стороны. Не всякий человек является личностью.

Индивидуальность – это личность конкретного человека как неповторимое сочетание своеобразных психических особенностей.

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность - сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей.

Личность может быть понятна только в системе устойчивых межличностных связей, опосредованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников.

Межличностные связи, формирующие личность в коллективе, внешне выступают в форме общения или субъект - субъектного отношения наряду с субъект - объектным отношением, характерным для предметной деятельности.

 

[1] Ядов В.А. Становление личности: общественное и индивидуальное // Социологические исследования. Март 1985. № 3. С. 66

[2] Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии и теории. СПб., 1999.С.45

[3] Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Наука, 1994.С.331

 


Дата: 8/7/2017г.
Уникальность текста: 35
Всего содержится листов: 30
Использовался основной шрифт: 14
Эта работа была продана за: 1500


Скачать эту работу (для ознакомительных целей): скачать

Нужна работа, написанная специально для тебя? Жми:

Заказать Курсовую работу (без проверки на плагиат - скидка 50 %) по предмету психология


(так же сможешь заказать любую другую работу)


Поделитесь этой статьей со своими друзьями:



Мои похожие работы:

223 - Национальное самосознание и национальная культура
113 - Особенности сервисной деятельности МОУ ДОУ № 270
174 - Философская лирика К.Н. Батюшкова
59 - Развитие наглядно-образного мышления у детей с общим недоразвитием речи
28 - Как написать хорошую курсовую работу по дошкольной педагогике?
157 - Исследование характера и темперамента




|2017 - 2018 © copyright| |Пользовательское соглашение|