Понятие личности в психологии

Название предмета: психология
Категория: курсовая работа (без проверки на плагиат - скидка 50 %)

Введение……………………………………………………………..............................3

1. Теоретические аспекты исследования личности в психологии.............................5

1.1. Понятие личности в психологии……………………………………….…..….…5

1.2. Структура личности……………………………………………………….……..10

2. Практическое исследование особенностей развития личности….……………..14

2.1. Анализ теорий развития личности………….……………………..……….…..14

2.2. Исследование особенностей развития личности в дошкольном возрасте..….18

Заключение……………………………………………………………….……….…..23

Глоссарий………………………………………………………………….…………..25

Список использованных источников…………………………………………….….27

Приложение А. Схема психологической структуры личности.………………...…29

Приложение Б. Диагностика самооценки дошкольников…………………….....…30

2.2. Исследование особенностей развития личности в дошкольном возрасте

Личность начинает складываться в дошкольном детстве. Содержание понятия «личность» в отечественной психологии основано на принципе, сформулированном Л.С. Выготским: принцип единства аффекта и интеллекта. Целостная структура личности определяется направленностью и активностью, характеризуя строение мотивационной сферы человека[1].

Вхождение в жизнь ребенка как социального существа требует от него прохождения трех фаз:

а) адаптации к действующим в этой общности нормам, формам взаимодействия, деятельности;

б) индивидуализации как удовлетворения «потребности индивида в максимальной персонизации»;

в) интеграции личности в общности.

Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать своё место в окружающем мире. Другая сторона — развитие чувств и воли. Они обеспечивают соподчинение мотивов, устойчивость поведения.

У дошкольников развитие личности прослеживается в формировании самосознания, которое состоит из знаний ребёнка о себе, своём месте в реальной жизни и способности оценить собственные поступки, действия по сравнению с другими. В старшем дошкольном возрасте появляется критичность мышления, складывается адекватная дифференцированная самооценка. В период дошкольного детства происходят существенные изменения в личностном развитии, что отражается:

- в перестройке мотивационной стороны психической деятельности, проявляющейся в преобладании познавательных и социальных мотивов.

- в формировании социальной позиции, навыков саморегуляции и произвольности.

- в формировании самостоятельности в практической и познавательной деятельности.

О развитии личности ребенка мы судим по изменениям во всей структуре психической деятельности, по смене ведущей деятельности, по изменению активности и появлению основных новообразований личности.

Развитие ребенка и его личности, по Л.С. Выготскому, идет по линии осознаннности и произвольности в процессе взаимодействия ребенка со взрослыми и со сверстниками. Таким образом, личность понималась Л.С. Выготским как осознание себя и отношений к себе как к физическому, духовному и общественному существу.

Базисные характеристики личности в дошкольном детстве складываются не одновременно и находятся в постоянном изменении.

Для Л.С. Выготского основные факторы психического развития ребенка связаны с его социальными отношениями, характер которых определяет протекание его индивидуальной или совместной деятельности.

Каковы же основные психологические изменения, которые происходят в развитии ребенка на протяжении дошкольного возраста?

В обобщенном виде можно сказать, что в дошкольном возрасте:

- возникает разделение действий на ориентировочную и исполнительную части;

- ориентировочная часть действия отделяется от исполнительной;

- сама ориентировочная часть возникает из материальной, практической, исполнительной части и носит мануальный или сенсорный характер;

- ориентировочная деятельность чрезвычайно интенсивно развивается благодаря усвоению эталонов и образцов поведения.

Д Б Эльконин считал, что основные психологические новообразования дошкольного возраста это:

1) Возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения Ребенок не может жить в беспорядке. Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые укладывается такой непостоянный окружающий мир. Ж. Пиаже показал, что у ребенка в дошкольном возрасте складывается артификалистское мировоззрение: все, что окружает ребенка, в том числе и явления природы - результат деятельности людей. Такое мировоззрение увязывается со всей структурой дошкольного возраста, в центре которого находится человек

Строя картину мира, ребенок выдумывает, изобретает теоретическую концепцию. Он строит схемы глобального характера, мировоззренческие схемы. Д. Б. Эльконин замечает здесь парадокс между низким уровнем интеллектуальных возможностей ребенка и высоким уровнем его познавательных потребностей.

2) Возникновение первичных этических инстанций "Что такое хорошо и что такое плохо" Эти этические инстанции растут рядом с эстетическими.

3) Возникновение соподчинения мотивов. В этом возрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными. Преодоление непосредственных желаний определяется не только ожиданием награды или наказания со стороны взрослого, но и высказанным обещанием самого ребенка (принцип "данного слова"). Благодаря этому формируются такие качества личности, как настойчивость и умение преодолевать трудности; возникает также чувство долга по отношению к другим людям.

4) Возникновение произвольного поведения. Произвольное поведение - это поведение, опосредованное определенным представлением. На основе формирования произвольного поведения у ребенка, по Д. Б. Эльконину, появляется стремление управлять собой и своими поступками.

5) Возникновение личного сознания - возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми. У дошкольника возникает осознание возможностей своих действий, он начинает понимать, что не все может (начало самооценки).

Итак, основные психологические черты, появляющиеся в дошкольном возрасте, можно охарактеризовать как:

- возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения (Л.С. Выготский);

- возникновение первых этических инстанций (Л.С. Выготский);

- возникновение соподчинения мотивов (А.Н. Леонтьев);

- возникновение произвольного поведения (Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец);

- возникновение личного сознания.

Для изучения личности дошкольников была использована методика "Какой Я?"[2].

Эта методика предназначается для определения самооценки ребёнка-дошкольника. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом, спрашивает у ребёнка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребёнком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.

Мы спрашивали ребенка: «Как ты думаешь, ты хороший? Добрый? Умный? Аккуратный? Послушный? Внимательный? Вежливый? Умелый (способный)? Трудолюбивый? Честный?». Ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Ответы типа «не знаю» и также ответы типа «иногда» оцениваются в 0,5 балла. Самооценка ребёнка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.

Выводы об уровне самооценки: 10 баллов — очень высокий, 8-9 баллов — высокий, 4-7 баллов — средний, 2-3 балла — низкий, 0-1 балл — очень низкий.

Анализ результатов исследования самооценки дошкольников представлен в виде таблицы (Приложение Б).

Итак, как показало исследование, большинство дошкольников считают себя добрыми, умными, вежливыми, внимательными. У многих детей уже сформированы нравственные представления, произошли значительные изменения в личностной сфере ребенка. К основным новообразованиям в личностной сфере ребенка дошкольного возраста можно отнести изменения в эмоциональной и мотивационной сферах, развитие самосознания, зарождение самооценки и др.

Специфика дошкольного возраста заключается в том, все психические процессы очень подвижны и пластичны, а развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени зависит от того, какие условия для этого развития создадут ему взрослые.

Как отмечается в Законе Российской Федерации "Об образовании", родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте[3].

Как отмечается в Концепции дошкольного воспитания, воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. [4]

Таким образом, дошкольный возраст - возраст интенсивного развития личности ребенка. Главный результат развития человека – формирование гармонично развитой, общественно активной личности.

При скачивании работы, обратите внимание, что некоторые нормативные документы устарели. Поэтому лучшим способом для вас будет заказать новую оригинальную работу здесь на сайте.

[1] Немов Р. С. Психология: Учеб. Для студентов высш. Пед.учеб. заведений В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. [текст]. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2005. С.123.

[2] Урунтаева Г.А. Дошкольная психология [текст]. - М.: Академия.- 2007.С.78

[3] Закон Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1

[4] Концепция дошкольного воспитания. Одобрена решением коллегии Государственного комитета СССР по народному образованию 16 июня 1989 г. N 7/1


Дата: 8/7/2017г.
Уникальность текста: 35
Всего содержится листов: 30
Использовался основной шрифт: 14
Эта работа была продана за: 1500


Скачать эту работу (для ознакомительных целей): скачать

Нужна работа, написанная специально для тебя? Жми:

Заказать Курсовую работу (без проверки на плагиат - скидка 50 %) по предмету психология


(так же сможешь заказать любую другую работу)


Поделитесь этой статьей со своими друзьями:



Мои похожие работы:

227 - Возрастные особенности старших школьников и их учет на уроках иностранного языка
93 - Дидактический материал «логические блоки» Э. Дьенеша в процессе развития математических представлений у дошкольников
112 - Эмоциональные и поведенческие особенности детей дошкольного возраста с отклоняющимся поведением
203 - Советы родителям по развитию сюжетно-ролевой игры у дошкольников (консультация)
112 - Эмоциональные и поведенческие особенности детей дошкольного возраста с отклоняющимся поведением
104 - Путешествие к озеру Баскунчак
199 - Обряды и традиции в русской семье




|2017 - 2018 © copyright| |Пользовательское соглашение|