Особенности ориентировки детей во времени

Название предмета: педагогика
Категория: контрольная работа

Особенности ориентировки детей во времени (Тема 21)

Цель: раскрыть понимание категории времени и особен­ности его восприятия детьми разного возраста. Определить систему работы и проанализировать программные задачи для каждой возрастной группы.

Особенности восприятия времени детьми разного воз­раста

Формированию представлений о времени, его объективной природе и длительности различных временных отрезков – составляет важную часть математического развития дошкольников.

Время – такая же объективно имеющая действительность, как и пространство, ввиду того, что все явления реальности наблюдаются и во времени и в пространстве. Сам объект познания – время является весьма разносторонним аспектом окружающей действительности. Восприятие времени – это отражение в мозгу объективной длительности, скорости, последовательности явлений действительности (Д.Б. Эльконин).

По теории Д.Б. Эльконина, для освоения различных сторон времени необходима функция различных корковых структур головного мозга человека.

Для детей отражение такого сложного аспекта реальности, как время – во многом более трудная проблема, чем восприятие пространства. Это вызвано, в основном, самой сущностью времени как объекта отражения и его ролью в жизни детей[1].

Ориентировка во времени создает для ребенка большие трудности, чем ориентировка в пространстве. Ребенок живет, его организм определенным образом реагирует на течение времени: в известное время суток ему хочется есть, спать и т.д., но сам ребенок долго не воспринимает время. Даже тогда, когда настает пора садиться за стол, он не осознает, что его беспокойство, легкие капризы («Хочу пить!»; «Хочу мороженого!») и даже заявление: «Я не хочу есть!» - не что иное, как реакция организма на время обеда.

Время текуче. Время не может быть воспринято сразу, а лишь последовательно (но не одномоментно): начало, только потом конец. Это относится ко всем «частицам» времени, даже к самым маленьким.

Для восприятия времени у человек нет специального анализатора. Время может быть обнаружено только через движении, или ритм жизненных процессов или с помощью измерителей времени – часов, то есть время познается опосредованно. У взрослого, сформировавшего человека восприятие времени происходит благодаря слаженной работе единой системы анализаторов. У детей такой слаженной системы пока нет

Восприятие времени изменяется внутренними факторами субъекта восприятия времени: значимостью для субъекта временного промежутка, его наполненность, состоянием самого субъекта (увлеченность, ожидание).

Обозначение временных отношений изменчиво. То, что было «скоро», становится через некоторое время «сейчас», а затем – «недавно». Эта отвлеченность, текучесть, незримость времени, его слитность с теми же событиями, важными для жизни, которые ребенок наблюдает, крайне осложняют его выявление и познание.

Младенец начинает разбираться во времени в середине первого месяца жизни, т.е. когда он начинает просыпаться систематически через 3 часа, к моменту кормления. Этот выработанный рефлекс на время является одним из самых первых в жизни ребенка.

Ребенок преддошкольник и младший школьник разбирается во времени на базе чисто бытовых показателей. Если жизнь детей строго подчинена четкому режиму, т.е. упорядочен по времени, то ребенок трех-четырех лет твердо отмечает утро («Мы еще не завтракали») или вечер («За нами скоро придут»). Он различает ночь и день. Через некоторое время к этим бытовым вехам прибавляется более независящие от социума природные явления, которые дети научаются воспринимать как знаки конкретного времени: «Вечер – уже темно, солнца нет», «Утро (зимой) – еще не совсем светло».

Дети длительное время не ориентируются в объективный движении времени, его независимости от действий и воли людей, поэтому правильно пользуясь отдельными обозначеними времени, ребенок по сути не до конца правильно воспринимет за ними действительности. «Мама, когда будет мой день рождения?» - «Через два дня». – «Сколько раз я должен лечь спать?» – «Три раза». Мальчик (4 г. 4 мес.) лег в кровать, три раза «всхрапнул» и заявил, что настал его день рождения.

Если детям дошкольного возраста нелегко выделить время как объект познания, влияющий неявно, но устойчиво на жизнь ребенка, то во значительно сложнее им обособлить время в прошедших событиях, представить себе его продолжительность, его значение и разместить в хронологической очереди прошедшие события. Поэтому даже дети старшего дошкольного возраста считают, что, раз бабушка живет уже давно и родилась она раньше других, она, конечно, видела Пушкина, Суворова и даже Петра I. Если ребенку объясняют, что человек произошел от первобытной обезьяны, он не ориентируется, что такое те многие миллионы лет, которые разделяют животного предка от современного человека.

Для детей старшего дошкольного возраста вместо аморфного «давно», начинают формироваться первые временные ориентиры: «до революции», «до рождения бабушки». Но эти ориентиры еще не согласовываются с действительным прошедшем времени

Первым разделением временем и началом его познания служит введение таких понятий, как «потом», «раньше», «сначала», «после этого». При узнавании основ работы часов ребенок начинает узнавать о независимости времени от воли и действий человека. Затем по мере различных практических действий у детей складывается более или менее реалистичное представление о единицах времени и других его аспектах

 

[1] Метлина Л.С. Математика в детском саду, пособие для воспитателя детского сада, М., 1984.С.89


Дата: 11/7/2017г.
Уникальность текста: 45
Всего содержится листов: 30
Использовался основной шрифт: 14
Эта работа была продана за: 1000


Скачать эту работу (для ознакомительных целей): скачать

Нужна работа, написанная специально для тебя? Жми:

Заказать контрольную работу по предмету педагогика


(так же сможешь заказать любую другую работу)


Поделитесь этой статьей со своими друзьями:



Мои похожие работы:

43 - Игры с правилами как средство формирования элемента позиции ненасилия
30 - Формирование образного восприятия окружающей жизни у младших школьников как основа творческой деятельности на уроках ИЗО
53 - Психологические основы общения детей дошкольного возраста со сверстниками
220 - Борисов Николай Николаевич
101 - Влияние художественной литературы на нравственное воспитание старших дошкольников




|2017 - 2018 © copyright| |Пользовательское соглашение|