В более узком значении выражение «пространственная ориентация» имеет в виду ориентировку на местности. В этом смысле под ориентировкой в пространстве мыслится:
а) определение «точки стояния», т.е. местонахождение субъекта по отношению к окружающим его объектам, например, «я нахожусь справа от дома» и т.п.;
б) определение местонахождения объектов относительно человека, ориентирующегося в пространстве, например: «Шкаф находится справа, а дверь слева от меня»;
в) определение пространственного расположения предметов относительно друг друга, т.е. пространственных отношений между ними, например: «Справа от куклы сидит мишка, а слева от нее лежит мяч».
При передвижении человека пространственная ориентация происходит постоянно, включая решение следующих задач: постановку цели и выбор маршрута движения (выбор направления); сохранение направления движения и достижение цели. Только при этом условии можно успешно перейти из одного пункта в другой.
Пространственные представления - это те, в которых находят отражение пространственные отношения предметов (величина, форма, месторасположение). Пространственные представления - необходимый элемент познания и всей практической деятельности.
Следующая программная задача в содержании работы с детьми — формирование понимания пространственных отношений между предметами.
Для ориентации в пространстве необходимо развитие представлений ребенка о реальном пространстве. Практическая ориентировка в нем предполагает ознакомление детей с расположением предметов в пространстве по признаку взаимного их размещения.
Пространственные отношения позволяют ребенку овладеть определенными частями речи, многими наречиями.
Работа по формированию представлений о пространственных отношениях должна проводиться во всех возрастных группах.
Трех-четырехлетние дети в знакомой обстановке успешно ориентируются в расположении предметов, знают местоположение вещей, игрушек и материалов, которыми пользуются; поддерживают установленный порядок расположения и хранения вещей.
В возрасте пяти-шести лет знания детей о пространственных отношениях между предметами обобщаются и систематизируются, увеличивается объем конкретных представлений о различных вариантах пространственных отношений. Возрастают требования к речи детей. Понимание смыслового значения пространственных обозначений и самостоятельное их использование становится важной задачей в работе с детьми.
Работа над словарным запасом дошкольника по пространственному ориентированию — одна из важных задач, которая должна быть особо выделена при работе с детьми среднего дошкольного возраста.
Чем точнее взрослый определяет словом направление или местоположение предмета, тем успешнее ребенок ориентируется в пространстве.
Формой речевого (обобщенного и опосредованного) способа выражения наших знаний о пространстве необходимо вооружать детей уже в период дошкольного возраста. Осуществлять это надо в единстве с восприятием предметно-пространственного окружения, совершенствуя опыт детей в пространственной ориентации.
Пространственные предлоги и наречия рано появляются в речи дошкольника, но подлинно «пространственное» содержание нередко скрыто от ребенка. Часто шестилетние дети не понимают смыслового значения употребляемых ими пространственных терминов.
В дальнейшем ребенок выделяет пространственные термины как слова, имеющие самостоятельное значение. Они употребляются детьми для указания на близость расстояния в расположении предметов относительно друг lруга.
Далее у детей отмечаются попытки дифференцировать пространственные обозначения по их смысловому содержанию, основываясь на точном определении пространственных отношений. При этом у детей отмечается ярко выраженное стремление к общению со взрослыми, желание получить ответ на свои вопросы: «Так?», «Сюда?», «Здесь?», «Правильно?».
С развитием пространственной ориентации изменяется, совершенствуется и характер отражения воспринимаемого пространства.
Познание ребенком пространства и ориентировка в нем – процесс сложный и длительный, а развитие у детей пространственных представлений требует специального обучения, но основой должно быть прежде всего накопление знаний о предметах окружающего мира в их пространственных отношениях.
В 5 лет площадь выделенных ребенком участков: переднего, заднего, правого, левого – постепенно увеличивается. Все более возрастает степень их удаленности по том или иной линии. Теперь даже удаленные объекты определяются ребенком как расположенные впереди или сзади, справа или слева от него.
Действующая «Программа воспитания и обучения в детском саду» в разделе «Развитие элементарных математических представлений» содержит материал по обучению детей ориентировке в пространстве в разных возрастных группах.
Ориентируясь в пространстве, дети должны уметь:
- освоить собственное тело как точку отсчета пространственных направлений («на себе»);
- ориентироваться в окружающем от себя, от другого человека, от других предметов, использовать это как систему отсчета («от себя», «от другого лица», «от любых предметов»);
- ориентироваться на плоскости (лист, страница, бумага в клетку,- в линейку);
- ориентироваться по основным пространственным направлениям, используя это как систему отсчета;
- пользоваться пространственным словарем (предлогами, наречиями и другими частями речи, обобщенно отражающими знания о предметно-пространственном окружении).
В среднем дошкольном возрасте по «Программе воспитания и обучения в детском саду» воспитатель продолжает учить детей определять направление от себя, двигаться в заданном направлении (вперед – назад, вверх – вниз, направо – налево), обозначать словами положение предмета по отношению к себе («Впереди меня – стол», «Позади меня – шкаф», «Справа от меня – дверь», «Слева – окно»). В соответствии с программой, в средней группе дети должны ориентироваться в пространстве преимущественно от себя, элементарно представлять пространственную размещенность предметов «по отношению к себе». Это содержание реализуется на занятиях по развитию элементарных математических представлений с помощью дидактических средств – дидактических игр, занимательных упражнений, игр – занятий по типу игры «Что изменилось».
Программа «Развития» в разделе о пространственных отношениях ставит следующие задачи: научить пользоваться графическими планами разных по площади пространственных ситуаций: планом части групповой комнаты, планом всей групповой комнаты, планом участка для прогулок группы, планом всего участка детского сада, планом всего помещения детского сада. В процессе обучения дети усваивают условные обозначения, при помощи которых изображены разные предметы на плане, понимают, что взаимное расположение предметов на плане совпадает с их взаимным расположением в пространстве.
Задачи программы «Радуга» ближе по своему содержанию к типовой программе, чем программа «Развитие». Во-первых, они предполагают умение определить пространственное расположение предметов относительно самого себя (за исключением понятий «справа», «слева»). Во-вторых, понимать значение слов внутри, снаружи, на границе. Реализация задач осуществляется в процессе повседневной жизни, во время прогулок, по ходу занятий продуктивными видами деятельности, в дидактических играх и на специальных занятиях.
Процесс развития дошкольника по программе «Детство» осуществляется успешно при условии его активного взаимодействия с миром. Задачи программы – уметь определять пространственные отношения в парных направления от себя от других объектов, в движении, в указанном направлении. А также уметь выражать в речи пространственные отношения между предметами. Познавательные и речевые умения составляют как бы технологию процесса познания минимум умений, без освоения которых дальнейшее познание мира и развитие ребенка будет затруднено.