Музыкальный фольклор как средство воспитания детей дошкольного возраста

Название предмета: музыка
Категория: курсовая работа (без проверки на плагиат - скидка 50 %)

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Проблема воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора………………………………………………………………………….6

    1. Понятие музыкального фольклора…….………….……………………....6
    2. Роль музыкального фольклора в воспитании дошкольников…….……13

Вывод по главе 1…………………………………………………………………18

Глава 2. Исследование особенностей воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора……………………..………………………………....19

2.1. Диагностика знания и понимания произведений музыкального фольклора…..…………………………………………………………………....19

22. Методы и приемы воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора…………………………………………………………………...…....25

2.3.Выявление эффективности проведенной работы по воспитанию дошкольников средствами музыкального фольклора..……….……………....31

Вывод по главе 2…………………………………………………………………34

Заключение…………………………………………………………………….....35

Список использованной литературы……………………………………….......37

Приложение………………………………………………………………………39

Введение

Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и к музыкальному, в последнее время в нашей стране ещё более возросли. Истинно художественной и естественной почвой для музыкального воспитания ребёнка является фольклор того народа, к которому он принадлежит, как среда, в которой искусство органично слито с жизнью и мировоззрением людей. Народное искусство дарит детям встречи с напевными и искренними мелодиями, с подлинным, живым, ярким, образным и ласковым родным языком.

Музыкальный фольклор – уникальная самобытная культура наших предков – осознается современным обществом как значительный фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к национальным жизненным истокам.

Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний.

Фольклору отводится все более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения.

Обращение к музыкальному фольклору в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов обучения и воспитания.

Знакомство с произведениями музыкального фольклора обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии и воспитании личности.

На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора – повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки.

Музыкальный фольклор в воспитании дошкольниковВ работах многих исследователей (Ф.А.Сохин, О.С.Ушакова, А.Г.Арушанова, Л.В.Кокуева, Л. Е. Стрельцова, Л.И. Мельникова, А.Н.Зимина, Е.Г. Речицкая, О.Н. Грачева и др.) отмечается важность приобщения ребенка в устному народному творчеству, определяются цели и задачи знакомства дошкольников с произведениями фольклора, разрабатываются методы и приемы развития и воспитания детей на основе произведений фольклора.

Целенаправленное и систематическое использование музыкального фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

В соответствии со сказанным была выбрана тема исследования: «Музыкальный фольклор как средство воспитания детей дошкольного возраста».

Объект данного исследования – воспитание детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – процесс воспитания дошкольника средствами музыкального фольклора.

Цель данного исследования – изучение особенностей воспитания дошкольника средствами музыкального фольклора.

Согласно цели поставлены следующие задачи:

- на основе теоретических исследований изучить понятие музыкального фольклора и его роль в воспитании дошкольников;

- исследовать особенности воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора в ДОУ;

- выявить методы и приемы воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора и дать анализ полученных результатов.

Гипотеза исследования: успешное воспитание дошкольников посредством музыкального фольклора будет эффективным если:

- педагог знает и понимает роль музыкального фольклора в воспитании дошкольника;

- будет осуществляться приобщение дошкольников к истокам родного, истинного русского народного творчества посредством произведений музыкального фольклора различных жанров;

- будут включаться произведения музыкального фольклора в различные виды музыкальной деятельности детей.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, эксперимент.

База исследования: ДОУ № 324 г. Волгограда.

 

Глава 1. Проблема воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора

  1. Понятие музыкального фольклора

Фольклор - худо­жественное народное ис­кусство, художе­ственная творческая деятельность тру­дового народа; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразитель­ное и декоративно-прикладное искусство. В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятель­ность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования. Фольклор – творчество, создаваемое народом и для народа [13,9].

Фольклор - это твор­ческий организм, система творческого мыш­ления народа, выработанная вековыми традициями.

В фольклоре, сложившемся в ходе общественной трудовой практики, воплощены воззре­ния, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир чувств, переживаний, протест про­тив эксплуатации и гнёта, мечты о спра­ведливости и счастье. Впитавшее в себя многовековой опыт народных масс, фольклор отли­чается глубиной художественного освоения действительности, правдивостью образов, силой творческого обобщения.

Богатейшие образы, темы, формы фольклора возникают в сложном единстве индивидуального (хотя, как правило, анонимного) творчества и коллективного художественного сознания. Народный коллектив веками отбирает, совершен­ствует и обогащает найденные отдельными масте­рами решения. Преемственность, устой­чивость художественных традиций (в рамках которых, в свою очередь, проявляется лич­ное творчество) сочетаются с вариатив­ностью, многообразным претворением этих традиций в отдельных произведениях [20,34].

Характерно для всех видов фольклора, что создатели произведения явля­ются одновременно его исполнителями, а исполнение, в свою очередь, может быть созданием вариантов, обогащаю­щих традицию; важен также тесней­ший контакт исполнителей с восприни­мающими искусство людьми, которые сами могут выступать как участники творче­ского процесса.

Народное поэтическое творчество — массовое словесное художественное творчество того или иного на­рода; совокупность его видов и форм – есть фольклор. Словесное художественное твор­чество возникло в процессе формирования человеческой речи. В доклассовом об­ществе оно тесно связано с другими видами деятельности человека, отражая начатки его знаний и религиозно-мифологических представ­лений. В процессе социальной диффе­ренциации общества возникли различные виды и формы устного словесного твор­чества,- выражавшего интересы разных обществ, групп и слоев.

От поколения к поколению передавались песни, пляски, хороводы, праздники, гулянье как самые прекрасные мгновения в жизни людей, те, что хотелось передать в дар следующему поколению.

Богатство жанров, тем, образов, поэ­тики словесного фольклора обусловлено разно­образием его социальных и бытовых функций, а также способами исполнения (соло, хор, хор и солист), сочетанием текста с мелодией, интонацией, движе­ниями (пение, пение и пляска, рассказы­вание, разыгрывание, диалог и т. д.). В ходе истории некоторые жанры претер­певали существенные изменения, исчезали, появлялись новые. В древнейший период у большинства народов бытовали трудовые и обрядовые песни, заговоры. В период формирования государст­венности сложился классический героический эпос, затем возникли исторические песни, баллады. Ещё позже сформировались внеобрядовая лирическая песня, романс, частушка и другие малые лирические жанры и, наконец, рабочий фольклор (революционные песни и т. д.) [25,18].

Народная музыка - музы­кальный фольклор — вокальное (преимущественно песенное), инструментальное и вокально-инструментальное коллективное творчество народа; бытует, как правило, в неписьменной форме и передаётся благодаря исполнительским традициям. Будучи достоянием всего на­рода, музыкальный фольклор существует главным образом бла­годаря исполнительскому искусству талантливых самородков. Таковы у разных народов кобзарь, гусляр, скоморох, ашуг, акын, кюйши, бахши, гусан, хафиз, олонхосут, аэд, жонглёр, менестрель, шпильман и др. Истоки народной музыки, как и другие искусства уходят в доисторическое прошлое. Музыкальные традиции разных обществ, формаций ис­ключительно устойчивы, живучи. В каж­дую историческую эпоху сосуществуют более или менее древние и трансформированные произведения, а также заново создаваемые на их основе. В совокупности они образуют так называемый тра­диционный музыкальный фольклор. Его основу составляет музыка крестьянства, которая длительное время сохраняет черты относительно самостоятельности и в целом отличается от музыки, связанной с более молодыми, письменными традициями. Основные виды музыкального фольклора— песни, эпические сказания (например, русские былины, якутские олонхо), танцевальные мело­дии, плясовые припевки (например, русские частушки), инструментальные пьесы и наигрыши (сигналы, танцы). Каждое произведение музыкального фольклора представлено целой системой стилистически и семантически родствен­ных вариантов, характеризующих изме­нения народной музыки в процессе её испол­нения.


Дата: 14/7/2017г.
Уникальность текста: 45
Всего содержится листов: 50
Использовался основной шрифт: 14
Эта работа была продана за: 1500


Скачать эту работу (для ознакомительных целей): скачать

Нужна работа, написанная специально для тебя? Жми:

Заказать Курсовую работу (без проверки на плагиат - скидка 50 %) по предмету музыка


(так же сможешь заказать любую другую работу)


Поделитесь этой статьей со своими друзьями:



Мои похожие работы:

83 - Психологический практикум
194 - Творческое рассказывание как средство развития творческого воображения




|2017 - 2018 © copyright| |Пользовательское соглашение|