Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Проблема умственного воспитания дошкольников средствами музыкально-сенсорного развития……………………………………………….6
Вывод по главе 1…………………………………………………………………19
Глава 2. Исследование особенностей умственного воспитания дошкольников средствами музыкально-сенсорного развития………………………………....20
2.1. Диагностика умственного и музыкально-сенсорного развития дошкольников…………………………………………………………………....20
22. Методы и приемы музыкально-сенсорного развития дошкольников…...23
2.3. Анализ результатов..……………..………………………………………....28
Вывод по главе 2…………………………………………………………………31
Заключение……………………………………………………………………....32
Список использованной литературы……………………………………….......34
Исследование особенностей умственного воспитания дошкольников средствами музыкально-сенсорного развития проводилось в средней группе ДОУ № 13 Кировского района города Волгограда. Количество исследуемых составило 10 человек.
Эксперимент по развитию музыкально-сенсорных способностей детей проходил в три этапа.
На первом, констатирующем этапе был диагностирован уровень развития музыкально-сенсорных и умственных способностей детей.
На втором, формирующем, проходило непосредственное развитие музыкально-сенсорных и умственных способностей. Была разработана методика, включающая специальные игры и упражнения, направленные на формирование способностей слышать и воспринимать музыку.
Целью третьего этапа, контрольного, являлся анализ эффективности использованной методики по развитию музыкально-сенсорных и умственных способностей дошкольников.
В средней группе при диагностике требуется эмоциональная и слуховая осмысленность, музыкальность и выразительность исполнения песен, танцев, музыкально-игровых образов. Проверяется также полученные знания о музыке, навыки слушания, пения и музыкально-ритмических движений, соответствующие требованиям программы за данный период.
Для диагностики развития музыкально-сенсорных и умственных способностей использовалась методика, разработанная Н. А. Ветлугиной.
Методика включала выполнение следующих заданий:
Анализ результатов диагностики представим в виде таблицы.
Таблица 1.
Диагностика развития музыкально-сенсорных и умственных способностей дошкольников.
Имя | Узнавание знакомых песен и пьес
| Различение звука по высоте
| Подпевание мелодии песни вслед за педагогом
| Воспроизведение ритмического рисунка
| Соответствие движений с музыкой;
| Различие части в двухчастном музыкальном произведении;
| Создание музыкально-игрового образа
| Вывод об уровне развития |
Ира М. | - | + | + | - | - | - | - | низкий |
Оля К. | - | + | - | - | + | - | - | низкий |
Маша С. | + | + | + | + | + | - | - | средний |
Дима В. | + | - | - | + | - | + | + | средний |
Олег С. | - | - | - | - | + | - | - | низкий |
Вова Г. | + | + | - | + | + | + | + | высокий |
Лиля Ч. | + | - | + | + | - | - | + | средний |
Аня В. | - | - | - | + | + | - | - | низкий |
Миша Т. | + | - | - | + | + | - | + | средний |
Паша Д. | + | + | + | - | - | - | - | средний |
- владеет
+ владеет
Итак, в результате диагностики был определен исходный уровень развития музыкально-сенсорных и умственных способностей дошкольников. Количество детей, у которых был отмечен высокий уровень составило 1 человек (10%), средний уровень было отмечен у 5 дошкольников (50%), низкий уровень отмечен у 4 детей (40%).
Диагностика позволила выявить уровень музыкально-сенсорных и умственных способностей детей, качество приобретенных ими навыков слушания музыки и исполнительских в пении, музыкально-ритмических движениях.
На втором этапе проходил формирующий эксперимент по развитию музыкально-сенсорных и умственных способностей дошкольников.
Музыкальные занятия строились с учетом общих задач музыкально-эстетического воспитания детей и проводились по заранее намеченному плану. При этом принималось во внимание то, что содержание и структура занятий должны быть вариативными и интересными, с использованием разнообразных приемов, помогающих детям воспринимать музыкальное произведение, понять элементарные основы музыкальной грамоты.
Применения музыкально-дидактических игр и пособий на занятии давало возможность провести его наиболее содержательно и интересно.
В процессе слушания музыки дети знакомились с инструментальными, вокальными произведениями разного характера. Во время прослушивания мелодий они переживали, испытывали определенные чувства.
Для того, чтобы ребенок лучше понимал музыкальное произведение, мог сопоставить музыкальные образы, мы обращались к музыкально-дидактическим играм. Игры, проводимые на занятиях, выступали как отдельный вид музыкальной деятельности и имели обучающий характер.
Были использованы следующие игры.
Игра «Научи матрешек танцевать»
Игровой материал: большие и маленькие матрешки.
Ход: У взрослого в руках большая матрешка, у детей – маленькие. «Большая матрешка учит танцевать маленьких»- говорит взрослый. Отстукивает по столу сначала несложный ритмический рисунок. Дети повторяют. В качестве ритмических рисунков использовались знакомые детям мелодии песен и плясок: «Во поле березка стояла», «Ах вы сени…», «Вместе весело шагать», «Солнечная капель». Если вначале дети повторяли за взрослыми, то потом они сами стали придумывать несложные ритмические рисунки, или взрослый начинал, а дети заканчивали. Примеры ритмических рисунков были самые разнообразные.
Эта музыкально-дидактическая игра использовалась в качестве индивидуальной работы и на музыкальном занятии.
Игра «Определи по ритму»
Игровой материал: карточки, на одной половине которых изображены ритмический рисунок, а другая половина пустая, карточки, иллюстрирующие содержание песен, детские музыкальные инструменты (ложки, бубен, колокольчик, барабан, музыкальный молоточек).
Играющим раздается 2-3 карточки.
Ход: Ведущий, ребенок или взрослый, исполняет ритмический рисунок песни или пляски (с помощью хлопков или просто стучит музыкальным молоточком по столу, используются деревянные ложки, барабан), знакомых детям: «Ах вы сени», «Во поле береза стояла» русские народные песни, «Сегодня мамин праздник», Парцхаладзе, «Солнечная капель» Соснин, «Разноцветная игра», «Воробушки» М.Красева.
Дети по ритму определяют песню и картинкой закрывают пустую половину карточки. Ритмические рисунки могут быть непроизвольными: медленные удары в барабан – идет медведь, звон колокольчика – птичка летит. Дети должны угадать сами, без помощи взрослого.
Скачать здесь