Музыкально-сенсорное развитие как средство умственного воспитания дошкольников

Название предмета: педагогика
Категория: курсовая работа (с практикой)

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Проблема умственного воспитания дошкольников средствами музыкально-сенсорного развития……………………………………………….6

    1. Умственное воспитание в дошкольном возрасте………………………..6
    2. Роль музыкально-сенсорного развития в умственном воспитании ……9
    3. Методы и приемы организации и условия умственного воспитания посредством музыкально-сенсорного развития ………………….….…15

Вывод по главе 1…………………………………………………………………19

Глава 2. Исследование особенностей умственного воспитания дошкольников средствами музыкально-сенсорного развития………………………………....20

2.1. Диагностика умственного и музыкально-сенсорного развития дошкольников…………………………………………………………………....20

22. Методы и приемы музыкально-сенсорного развития дошкольников…...23

2.3. Анализ результатов..……………..………………………………………....28

Вывод по главе 2…………………………………………………………………31

Заключение……………………………………………………………………....32

Список использованной литературы……………………………………….......34

2.1. Диагностика умственного и музыкально-сенсорного развития дошкольников

Исследование особенностей умственного воспитания дошкольников средствами музыкально-сенсорного развития проводилось в средней группе ДОУ № 13 Кировского района города Волгограда. Количество исследуемых составило 10 человек.

Эксперимент по развитию музыкально-сенсорных способностей детей проходил в три этапа.

Музыкально-дидактические игрыНа первом, констатирующем этапе был диагностирован уровень развития музыкально-сенсорных и умственных способностей детей.

На втором, формирующем, проходило непосредственное развитие музыкально-сенсорных и умственных способностей. Была разработана методика, включающая специальные игры и упражнения, направленные на формирование способностей слышать и воспринимать музыку.

Целью третьего этапа, контрольного, являлся анализ эффективности использованной методики по развитию музыкально-сенсорных и умственных способностей дошкольников.

В средней группе при диагностике требуется эмоциональная и слуховая осмысленность, музыкальность и выразительность исполнения песен, танцев, музыкально-игровых образов. Проверяется также полученные знания о музыке, навыки слушания, пения и музыкально-ритмических движений, соответствующие требованиям программы за данный период.

Для диагностики развития музыкально-сенсорных и умственных способностей использовалась методика, разработанная Н. А. Ветлугиной.

Методика включала выполнение следующих заданий:

  1. Узнавание знакомых песен и пьес. Исполняется песня или пьеса, дети называют автора, название, о ком или о чем спета песня.
  2. Различение звука по высоте. Используются примеры из «Музыкального букваря», педагог предлагает детям различать высокие и низкие звуки в пределах октавы, септимы, сексты, квинты.
  3. Подпевание мелодии песни вслед за педагогом. Педагог исполняет знакомое детям музыкальное произведение, дети должны вслед за педагогом подпевать.
  4. Воспроизведение ритмического рисунка. Дети передают хлопками простейший ритмический рисунок мелодии.
  5. Соответствие движений с музыкой. Дети должны двигаться под музыку, стараясь передать плясовой или маршевый ее характер, а так же закончить движение, когда перестала звучать музыка.
  6. Различие части в двухчастном музыкальном произведении. Дети движутся под незнакомую музыку, меняя движение или направление движения со сменой частей в музыке.
  7. Создание музыкально-игрового образа. Педагог предлагает незнакомые произведения, различные по тематике и жанрам, и просит показать движениями, как маршируют солдаты, летит самолет, крадется лиса, порхают бабочки.

Анализ результатов диагностики представим в виде таблицы.

Таблица 1.

Диагностика развития музыкально-сенсорных и умственных способностей дошкольников.

Имя

Узнавание знакомых песен и пьес

 

Различение звука по высоте

 

Подпевание мелодии песни вслед за педагогом

 

Воспроизведение ритмического рисунка

 

Соответствие движений с музыкой;

 

Различие части в двухчастном музыкальном произведении;

 

Создание музыкально-игрового образа

 

Вывод об уровне развития

Ира М.

-

+

+

-

-

-

-

низкий

Оля К.

-

+

-

-

+

-

-

низкий

Маша С.

+

+

+

+

+

-

-

средний

Дима В.

+

-

-

+

-

+

+

средний

Олег С.

-

-

-

-

+

-

-

низкий

Вова Г.

+

+

-

+

+

+

+

высокий

Лиля Ч.

+

-

+

+

-

-

+

средний

Аня В.

-

-

-

+

+

-

-

низкий

Миша Т.

+

-

-

+

+

-

+

средний

Паша Д.

+

+

+

-

-

-

-

средний

 

- владеет

+ владеет

Итак, в результате диагностики был определен исходный уровень развития музыкально-сенсорных и умственных способностей дошкольников. Количество детей, у которых был отмечен высокий уровень составило 1 человек (10%), средний уровень было отмечен у 5 дошкольников (50%), низкий уровень отмечен у 4 детей (40%).

Диагностика позволила выявить уровень музыкально-сенсорных и умственных способностей детей, качество приобретенных ими навыков слушания музыки и исполнительских в пении, музыкально-ритмических движениях.

 

22. Методы и приемы музыкально-сенсорного развития дошкольников

На втором этапе проходил формирующий эксперимент по развитию музыкально-сенсорных и умственных способностей дошкольников.

Музыкальные занятия строились с учетом общих задач музыкально-эстетического воспитания детей и проводились по заранее намеченному плану. При этом принималось во внимание то, что содержание и структура занятий должны быть вариативными и интересными, с использованием разнообразных приемов, помогающих детям воспринимать музыкальное произведение, понять элементарные основы музыкальной грамоты.

Применения музыкально-дидактических игр и пособий на занятии давало возможность провести его наиболее содержательно и интересно.

В процессе слушания музыки дети знакомились с инструментальными, вокальными произведениями разного характера. Во время прослушивания мелодий они переживали, испытывали определенные чувства.

Для того, чтобы ребенок лучше понимал музыкальное произведение, мог сопоставить музыкальные образы, мы обращались к музыкально-дидактическим играм. Игры, проводимые на занятиях, выступали как отдельный вид музыкальной деятельности и имели обучающий характер.

Были использованы следующие игры.

Научи матрешек танцевать. ИграИгра «Научи матрешек танцевать»

Игровой материал: большие и маленькие матрешки.

Ход: У взрослого в руках большая матрешка, у детей – маленькие. «Большая матрешка учит танцевать маленьких»- говорит взрослый. Отстукивает по столу сначала несложный ритмический рисунок. Дети повторяют. В качестве ритмических рисунков использовались знакомые детям мелодии песен и плясок: «Во поле березка стояла», «Ах вы сени…», «Вместе весело шагать», «Солнечная капель». Если вначале дети повторяли за взрослыми, то потом они сами стали придумывать несложные ритмические рисунки, или взрослый начинал, а дети заканчивали. Примеры ритмических рисунков были самые разнообразные.

Эта музыкально-дидактическая игра использовалась в качестве индивидуальной работы и на музыкальном занятии.

Игра «Определи по ритму»

Игровой материал: карточки, на одной половине которых изображены ритмический рисунок, а другая половина пустая, карточки, иллюстрирующие содержание песен, детские музыкальные инструменты (ложки, бубен, колокольчик, барабан, музыкальный молоточек).

Играющим раздается 2-3 карточки.

Ход: Ведущий, ребенок или взрослый, исполняет ритмический рисунок песни или пляски (с помощью хлопков или просто стучит музыкальным молоточком по столу, используются деревянные ложки, барабан), знакомых детям: «Ах вы сени», «Во поле береза стояла» русские народные песни, «Сегодня мамин праздник», Парцхаладзе, «Солнечная капель» Соснин, «Разноцветная игра», «Воробушки» М.Красева.

Дети по ритму определяют песню и картинкой закрывают пустую половину карточки. Ритмические рисунки могут быть непроизвольными: медленные удары в барабан – идет медведь, звон колокольчика – птичка летит. Дети должны угадать сами, без помощи взрослого.


Дата: 14/7/2017г.
Уникальность текста: 65
Всего содержится листов: 40
Использовался основной шрифт: 14
Эта работа была продана за: 2500


Скачать эту работу (для ознакомительных целей): скачать

Нужна работа, написанная специально для тебя? Жми:

Заказать Курсовую работу (с практикой) по предмету педагогика


(так же сможешь заказать любую другую работу)


Поделитесь этой статьей со своими друзьями:



Мои похожие работы:

235 - Особенности развития личности в системе межличностных отношений
195 - Роль темперамента в общении
94 - Обучение решению задач в начальной школе на уроке математике
194 - Творческое рассказывание как средство развития творческого воображения
61 - Мои принципы работы
192 - Сенсорное воспитание средствами природы в дошкольном детстве




|2017 - 2018 © copyright| |Пользовательское соглашение|