Формирование нравственных качеств ребенка-дошкольника при общении с природой

Название предмета: педагогика
Категория: дипломная работа

Введение……………………………………………………………………...........3

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования нравственных качеств ребенка-дошкольника при общении с природой………………………8

    1. Понятие и экологическое значение формирования нравственных качеств ребенка-дошкольника ……………………………………………………..8
    2. Особенности формирования нравственных качеств ребенка-дошкольника при общении с природой…………………………………..21

Вывод по главе 1……………………………………………………………….....29

Глава 2. Практическое исследование специфики формирования нравственных качеств ребенка-дошкольника при общении с природой в условиях современного ДОУ……………………………………………………………..

2.1. Диагностика сформированности нравственных качеств дошкольников при общении с природой……………………………………..

2.2. Методы и приемы развития нравственных качеств дошкольников при общении с природой……………………………………………………………

2.3. Анализ результатов……………………………………………………….

Вывод по главе 2……………………………………………………………….

Заключение…………………………………………………………………......

Список использованной литературы…………………………………….…….

Введение

Культура отношения к природе предполагает как гармоничные отношения человека с окружающей природной средой, так и со своим окружением в обществе и самим собой как частью природы. Следовательно, экологические проблемы являются своеобразным отражением уровня духовной культуры общества и человека.

Экологическое образование в современных условиях призвано выполнять важную социально-экологическую функцию, которая заключается в обеспечении нового аспекта общественного бытия - воспитания у людей эколого-нравственного сознания, экологической культуры, нравственно-эстетического отношения к природе как универсальной ценности.

Падение моральных устоев, снижение уровня духовности, нравственности - это горькие, но объективные показатели нашего времени.

Формирование эколого-нравственной культуры личности, нравственно-эстетического отношения к природе - это требование времени. Сегодня доминирующими ориентирами в определении содержания нравственного воспитания должны стать такие общечеловеческие ценности, как добро, справедливость, гуманизм.

Нравственное создание человека в единстве с его эмоциональной сферой и поведением представляет собой сложное явление. Оно складывается из первичных нравственных представлений, которые в течении жизни усложняются и обогащаются, интерпретируются в нравственные понятия. Однако сердцевиной человеческой нравственности является нравственное чувство, переживание, совесть.

Трудно представить себе воспитание детей без привлечения в помощники воспитателю природы - этого самого естественного источника красоты. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Природа - не только великий учитель и великий воспитатель. Природа - источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего. Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности. Вот это эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому источнику красоты, и должна воспитывать система образовательных учреждений у детей.

Умение чувствовать, слышать и видеть природу, замечать животных и растений, нуждающихся в помощи, - не только показатель экологической культуры, но результат внутренней духовной работы. Невоспитанность и невежество в этой тонкой сфере психики ведут к чёрствости, бессердечию, равнодушию к природе, грубости в обращении с ее объектами.

В современной философской и научно-педагогической литературе изучению соотношения нравственного и экологического воспитания посвящено значительное количество работ.

Многие известные педагоги и философы рассматривали природу как средство сенсорного, умственного, эстетического, нравственного, трудового развития ребенка (А. Дистервег, Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, М.Монтессори, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, В.А. Сухомлинский, Л. М. Тихеева, К.Д. Ушинский и др.).

Проблемам экологического воспитания дошкольников посвящены исследования Э.И. Залкинд, Л.Ф. Захаревич, Е.И. Золотовой, Л.С.Игнаткиной, Н.Н. Кондратьевой, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, И.А. Хайдуровой, И.В. Цветковой, Л.Р. Ахметшиной и др.

В концептуальных работах Н.А.Рыжовой, С.Н.Николаевой, посвященных проблемам экологического образования дошкольников, содержатся важные выводы о возможностях экологического воспитания детей в процессе обучения; педагогических условиях формирования экологических знаний, убеждений, ответственного отношения дошкольников к природе.

В психолого-педагогической литературе рассмотрены отдельные компоненты ценностного отношения к природе и педагогические условия их формирования у дошкольников (Л.В. Безрукова, H.H. Кондратьева, С.Н. Николаева).

В исследованиях последних лет рассматриваются отдельные аспекты проблемы экологического воспитания детей: формирование бережного отношения к природе (Л.П.Салеева, Н. Д.Соколова), нравственно-экологическое воспитание (С.А.Карпеев, Т.П.Южакова), развитие экологической культуры личности детей (Е.В.Яковлева).

Рассмотрение процесса экологического воспитания в рамках экологического образования, доминировавшее в последние годы, сегодня явно недостаточно, так как ограничивает воспитание передачей экологических знаний, тем самым, поддерживая в сознании педагогов представление о вспомогательной роли воспитательного процесса относительно экологического образования.

Становится все более ясной необходимость усиления воздействия на духовную сферу личности, формирование нравственного компонента экологической культуры, что является прерогативой процесса экологического воспитания.

Сегодня самостоятельной научной проблемой становится экологическое воспитание детей, обеспечивающее эффективность педагогического воздействия на формирование нравственного, эмоционально-чувственного и нормативно-деятельностного компонентов экологической культуры старшего дошкольника и расширение его личного позитивного экологического опыта.

Объект данного исследования – процесс формирования нравственных качеств ребенка-дошкольника при общении с природой

Предмет исследования – принципы, формы и методы общения дошкольников с природой как условие формирования нравственных качеств ребенка-дошкольника.

Цель исследования: изучение специфики формирования нравственных качеств ребенка-дошкольника при общении с природой.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. На основе теоретических исследований:

- определить понятие и экологическое значение формирования нравственных качеств ребенка-дошкольника;

- изучить особенности формирования нравственных качеств ребенка-дошкольника при общении с природой;

  1. В ходе практического исследования:

- разработать диагностическую методику и выявить особенности развития нравственных качеств дошкольников при общении с природой;

- разработать методику развития нравственных качеств дошкольников при общении с природой и экспериментально проверить эффективность методов и приемов, направленных на формирование нравственных качеств ребенка-дошкольника при общении с природой.

Нравственное воспитание средствами природыГипотеза исследования. Педагогические условия организации взаимодействия дошкольников с природой как фактора экологического воспитания повысят эффективность формирования нравственных качеств ребенка-дошкольников, если:

- они базируются на гармонизации взаимоотношений ребенка с окружающим миром;

- имеется современное методическое обеспечение воспитательного процесса, которое сочетает технологические приемы, обеспечивающие расширение позитивного экологического опыта ребенка и становление его нравственно-экологической позиции во взаимодействии с социоприродной средой;

- содержательный аспект экологического воспитания обеспечивает системность педагогических воздействий на нравственное, эмоциональное и деятельностное развитие личности ребенка;

Теоретико-методологической основой являются исследования философских, психолого-педагогических основ развития личности, становления ее самосознания, ценностных ориентации, мировоззрения, активности, деятельности ребенка.

Методы исследования адекватны предмету, объекту, целям и задачам. В теоретическом исследовании использовались сравнительный, системно-структурный анализ процесса экологического воспитания дошкольников. Эмпирические методы представлены экспериментом, анализом и обобщением как массового опыта, так и собственного опыта, апробацией и внедрением методик экологического воспитания детей дошкольного возраста. В ходе формирующего эксперимента использовались методы включенного наблюдения, беседы, интервьюирования, анализ творческих работ дошкольников, анкетирование и др.

База данного исследования – МОУ ДОУ № г. Волгограда.

Структура исследования включает введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение и список использованной литературы.

Во введении раскрывается актуальность данного исследования, определяется объект и предмет, ставятся цели и задачи.

В первой главе на основе теоретических работ раскрывается понятие и экологическое значение формирования нравственных качеств ребенка-дошкольника, рассматриваются особенности формирования нравственных качеств ребенка-дошкольника при общении с природой.

Во второй главе представлены результаты практического исследования формирования нравственных качеств ребенка-дошкольника при общении с природой в условиях современного ДОУ.

В заключении представлены выводы по проделанной работе.

 

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования нравственных качеств ребенка-дошкольника при общении с природой

    1. Понятие и экологическое значение формирования нравственных качеств ребенка-дошкольника

Нравственное воспитание дошкольниковВопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека» [7, с.12].

Мораль исторически конкретна, она изменяется с развитием общества. Нет морали, единой для всех времен и народов. По мере смены общественно-экономических формаций менялись представления о нравственности, приличествующих нормах и нравах поведения в общественной среде.

А Ницше считал: «Быть моральным, нравственным, этичным - значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю». «Мораль - это важничанье человека перед природой» [29, с.23]. В научной литературе указывается, что мораль появилась на заре развития общества. Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению к роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем самым формирует личность в соответ­ствии со своим идеалом. В отличие от права, которое также имеет дело с областью взаимоотношений людей, но опираясь на принуждение со стороны государства. Мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать. Из всего этого мы можем сделать вывод, что взрослому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации не «ударив лицом в грязь» [7, с.14].

В русской педагогике всегда ценились такие качества, как сострадание, жалость, а нравственное возрождение общества виделось через веру в любовь, милосердие, понимание.

Русские педагоги строили свои концепции воспитания на принципах нравственности и гуманизма, на особом отношение к человеку, развивали культуру любви и милосердия и видели в таком воспитании великую силу совершенствования личности. В развитие этой проблемы внесли большой вклад П. П. Блонский, К. Н. Вентцель, П. Ф. Каптерев, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский и др. [29, с.9].

В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный — противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного.» «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести» [1, с.25].

С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [23, с.34].

К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» [28, с.68].

К.Д. Ушинский писал о нравственности следующее: «…Убежденные в том, что нравственность есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены и в том, что … влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями …» [28, с.74].

Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра» [23, с.61].

А.С. Макаренко указывал на то, что, на нравственное развитие человека воздействует не только воспитание, но и другие системы влияний. Он писал: «… Нет ни одного акта, ни одного слова, ни одного фактора в нашей истории, которые кроме своего прямого хозяйственного, или военного, или политического значения, не имели бы и значения воспитательного, которые не были бы вкладом в новую этику и не вызывали бы нарастания нового морального опыта» [23, с.34].

В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». Он писал: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать» [26, с.45].

Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» [26, с.54].

Понятие нравственное воспитание всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системаобразующий признак – нравственное воспитание. Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности.

Л.А. Григорович дал следующее определение «нравственность – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм» [23, с.21].

И.С. Марьенко обозначил «нравственность – как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т.д.» [23, с.24].

Н.И. Болдырев отмечает, что специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в процессе многогранной деятельности детей (играх, занятиях), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий [15, с.27].

Итак, нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.

 


Дата: 14/7/2017г.
Уникальность текста: 65
Всего содержится листов: 68
Использовался основной шрифт: 14
Эта работа была продана за: 8000


Скачать эту работу (для ознакомительных целей): скачать

Нужна работа, написанная специально для тебя? Жми:

Заказать дипломную работу по предмету педагогика


(так же сможешь заказать любую другую работу)


Поделитесь этой статьей со своими друзьями:



Мои похожие работы:

65 - Роль внеклассной работы в социально-психологической адаптации учащихся первого класса
148 - Контрольная работа по психодиагностике
56 - Психологические механизмы индивидуализации профессиональной деятельности педагога
250 - Самостоятельные работы по методике музыкального воспитания детей
100 - Русские народные сказки как средство формирования нравственного поведения дошкольников
245 - Современные требования начальной школы к математическому развитию детей




|2017 - 2018 © copyright| |Пользовательское соглашение|