Проблемы демократизации школьного образования в современном мире

Название предмета: педагогика
Категория: курсовая работа (без проверки на плагиат - скидка 50 %)

Демократизация образования в миреВведение………………………………………………………………………..…3

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы демократизации образования в современном мире………………………………………………....…………......6

    1. История демократизации школьного образования в мире……….…….6
    2. Особенности демократизации образования…..…………….………..…14

Вывод по главе 1…………………………………………………………………21

Глава 2. Экспериментальное изучение проблем демократизации школьного образования в России…………………………………………………………...23

2.1. Анализ проблем демократизации школьного образования в России……23

2.2. Перспективы демократизации школьного образования в России……….33

Вывод по главе 2…………………………………………………………………40

Заключение……………………………………………………………………….42

Список использованной литературы…………………………………………...44

Введение

Нормальное функционирование любого современного общества невозможно без полноценной системы образования. Образование давно уже стало одним из первостепенных факторов экономического развития, важным инструментом политики любого государства.

Институт образования относительно самостоятелен и вместе с тем оказывает сильное, если не решающее воздействие на развитие общества. Образование выходит на первое место по числу занятых преподавателей и учащихся, студентов, в сравнении с народным хозяйством. XX век в первую очередь называют веком образования. Оно интегрирует вокруг себя другие общественные системы (экономику, науку, культуру, экологию), предопределяя не только перспективы развития общества, но и деятельность каждого отдельного человека. По большом счету, в цивилизованном обществе, если исключить крайности протекционизма, судьба человека, его биография и карьера зависят от двух основных факторов — здоровья и качества полученного образования.

Образование как система — это уникальный социальный институт, призванный развивать и преумножать человеческий капитал, формируя идеи, социально-значимые идеалы, мировоззренческие позиции, надежды, конструирующие как будущее общество в целом, так и судьбу отдельных людей. В условиях движения человечества к информационному обществу значение науки и образования будет все более возрастать.

В современных условиях во многих странах мира одной из наиболее актуальных образовательных проблем является демократизация образования.

Демократизация системы образования является ключевой задачей во многих странах и предполагает не только децентрализацию образования на государственном уровне, но и гуманизацию отношений, демократизацию управления на всех уровнях системы.

Сегодня педагогическая теория идет по пути развития гуманистической демократической парадигмы. Академик З.И.Равкин объясняет ее актуализацию сменой ценностных приоритетов, изменениями в шкале предпочтений в современном постиндустриальном обществе, где демократические ценности занимают ведущее место.

Проблема демократизации образования носит междисциплинарный характер и затрагивает философию, политологию, социологию, педагогику и другие области знания.

В условиях демократизации общества все более актуальной становится проблема демократизации всей школьной жизни. Именно демократизация школьного образования создает максимально благоприятные условия для построения природосообразных, динамично развивающихся образовательных систем, открывающих путь к признанию уникальности и самобытности каждого субьекта и всестороннему и гармоничному его развитию. Это предполагает изменения структуры, содержания и стиля деятельности образовательного учреждения, создает возможности перейти школе на уровень интенсивного самоуправляемого, личностно-ориентированного развития.

Философско-педагогические концепции свободного и демократического образования в свое время разрабатывали Ж.-Ж.Руссо, Л.Толстой, С.И.Гессен, Д.Дьюи, А.Нейл, а также Л.Дарлинг-Хаммонд, Э.Гутман, Ш.Амонашвили, Т.Найт, У.Паркер, Д.Спринг, В.Ю.Кричевский, Ф.Т.Михайлов, А.Н.Тубельский, П.Т.Фролов.

Проблемами демократизации образования в советской и российской педагогике занимались О.С.Газман, И.П.Иванов, Т.Е.Конникова, В.А.Сухомлинский, а также А.Г.Асмолов, Н.В.Бочкина, В.В.Горшкова, Н.Н.Михайлова, В.А.Петровский, Г.Н.Прозументова, К.Д.Радина, Н.Ф.Радионова, В.В.Сериков, А.Н.Тубельский и др.

Объект исследования - процессы демократизации образования в современном мире.

Предмет исследования - теоретические основы и практические подходы к

решению проблемы демократического образования.

Цель данного исследования – изучение проблем демократизации школьного образования в современном мире.

Согласно цели поставлены следующие задачи:

  1. На основе теоретических исследований изучить историю демократизации школьного образования в мире;
  2. Определить особенности демократизации образования;
  3. Рассмотреть проблемы и перспективы демократизации школьного образования в России.

Гипотеза исследования. Решение проблем демократизации школьного образования в современном мире видится в обеспечении равенства образовательных возможностей, непрерывности образования и преемственности всех его ступеней; в развитии гуманистических отношений, уважения личности, ее достоинства, сотрудничества; в осуществлении принципа децентрализации, самоуправления и открытости; в формировании демократического управления образовательными системами.

Методы исследования: анализ литературы, беседа, наблюдение.

 

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы демократизации образования в современном мире

1.2. История демократизации школьного образования в мире

Истоки демократической школы, предполагающей гуманные отношения учителя и ученика, их свободу общения, были заложены еще в эпоху античной демократии - такими мыслителями, как Платон, Аристотель, чьи философские идеи легли в основу образовательных моделей народных школ Древней Греции и Рима.

В период Возрождения обозначились противоречия в подходах к школе: традиционное обучение - классическое образование (точнее, его прообраз) и получение профессии, противостояло свободной модели самообразования; формировался образ открытой школы, направленной на раскрытие возможностей ученика (Ф. Бэкон, М. Монтень).

Концепция свободного воспитания, заложенная еще во времена античности, получила развитие в трудах Я.А.Коменского, Дж.Локка, Ж.Ж.Руссо — именно в период XVII-XVIII вв. оформились общечеловеческие педагогические принципы, основанные на педагогической антропологии, в том числе идея природосообразности образования (воспитания и обучения). Именно в этот исторический период окончательно выявились две противоположные позиции в образовании - авторитаризм и демократические принципы свободы выбора, автономии, самостоятельности [11,106].

Школа в странах Западной Европы и США существовала в ситуациях социальных потрясений (европейские революции, гражданская война в США). На эволюцию школы существенное влияние оказывали события мирового и общеевропейского масштаба, а также социальные процессы в каждой стране. Школа развивалась в условиях поступательного движения экономики, интенсивного роста промышленности, и поэтому создание новой системы образования стало исторически неизбежным. В этом был особенно заинтересован класс промышленной буржуазии, занявшей со второй половины XIX в. ключевые политические позиции. К концу столетия в ведущих странах Западной Европы и США были заложены законодательные основы новой школы.

Темпы и масштабы становления системы образования определялись особенностями развития каждой страны. Если в Западной Европе сказывались традиции сословного образования, то школа США прошла свой путь, не испытав груза этих традиций. Свою роль сыграл социально-политический климат. В Германии решение школьных проблем стимулировалось борьбой за объединение нации. В Англии школьная политика претерпевала изменения в соответствии с маневрированием при проведении государственного курса. Во Франции ввиду высокой социальной активности школьный вопрос оказался одной из "горячих точек" государственной политики. В США немаловажным фактором создания демократических школьных институтов послужило поражение рабовладельческого Юга в гражданской войне [4,75].

В XIX в., как никогда остро, проявились расхождения между уровнями педагогической мысли, школьного законодательства и системы образования. С одной стороны, были осуществлены крупные реформы, приведшие к созданию общенациональных систем образования, ослаблению влияния на школу церкви, определенному повышению уровня общего образования. С другой стороны, значительная часть населения Запада оставалась без какого-либо образования, по-прежнему клерикалы пользовались заметным влиянием в школе. Важная часть программы демократизации школы к концу века была оформлена законодательно, но практически эту демократизацию еще предстояло осуществить [7,126].

Получение права на образование было тесно связано с решением вопроса управления школьной системой. Здесь столкнулись две ориентации: с одной стороны, на жесткую централизацию, а с другой — децентрализацию школьной системы. Свою роль сыграли уже сложившиеся традиции.

Демократизация образования в миреПедагоги и политики предложили два решения. Во Франции они сходились по преимуществу на необходимости создания централизованной школьной системы, в Англии и США — на целесообразности организации местного самоуправления.

В Германии шла полемика между защитниками централизации и сторонниками автономии школьного дела. Так, В. Гумбольдт настаивал на расширении участия в управлении школой правительственных органов через особые школьные комиссии, которым надлежало следить за выполнением законодательства об образовании. Другие педагоги, напротив, требовали предоставления школе более широкой автономии. Так, И. Г. Фихте предлагал формировать отдельные "педагогические провинции" с большими самостоятельными правами. Идея независимости школы от центральных государственных органов нашла отражение в "плане Сюверена" (1813), предусматривавшего предоставление государственной школе свободы выбора в вопросах внутренней жизни. Реализацию идеи автономии ее сторонники рассматривали как путь освобождения от бюрократизма и произвола центрального правительства. Так, К. Ф. Вандер предлагал создать министерство образования под контролем учительского союза [1,96].

Важной проблемой полемики по школьному вопросу стало введение всеобщего, обязательного образования.


Дата: 14/7/2017г.
Уникальность текста: 30
Всего содержится листов: 50
Использовался основной шрифт: 14
Эта работа была продана за: 1500


Скачать эту работу (для ознакомительных целей): скачать

Нужна работа, написанная специально для тебя? Жми:

Заказать Курсовую работу (без проверки на плагиат - скидка 50 %) по предмету педагогика


(так же сможешь заказать любую другую работу)


Поделитесь этой статьей со своими друзьями:



Мои похожие работы:

103 - Уровень субъективного контроля детей дошкольного возраста




|2017 - 2024 © copyright| |Пользовательское соглашение|