ФИО | Равенство образовательных возможностей | Гуманизация педагогического процесса | Открытость образования |
Новиков А.М | -Принцип равных возможностей; -Многообразие образовательных систем | -Сотрудничество; -Самоорганизация учебной деятельности обучаемых.. | -Открытость; -Общественно-государственное управление; -Регионализация образования. |
Фрумин и.д. | -Обеспечение варианта равенства образовательных возможностей, ориентированного на компенсацию социального и культурного неравенства -Поддержка многообразия форм и содержания образования для удовлетворения потребностей граждан; | -Выявление и преодоление факторов закрепощения и подавления в организации и содержании образования на основе опыта свободного образования; -Демократизация образовательного процесса на основе метода проектов и ответственного выбора форм и содержания обучения; | -Согласование интересов разных групп, вовлеченных в принятие решений в области образования родителей, учеников, педагогов), через открытые каналы коммуникации и критическую дискуссию; -Усиление автономии школ в вертикали управления в контексте усиления общественного характера управления образованием. |
Ломакина Т.Ю. | -Равные возможности в получении образования и его бесплатный характер; -Негосударственные формы получения образования и частные образовательные учреждения; -Многообразие образовательных учреждений; | -Сотрудничество обучающих и обучаемых; студенческое самоуправление; -Международная интеграция и сотрудничество; | -Открытость -Регионализация образования; -Общественно-государственное управление в системе образования; -Демократический механизм руководства и контроля за качеством образования с учетом расширения имеющихся на всех уровнях полномочий. |
Таблица 1. Сравнительная характеристика основных идей и принципов традиционного и гуманистического образования
Традиционное образование | Гуманистическое образование |
Человек - средство | Человек - цель |
Приобщение человека к науке и производству | Приобщение человека к полноценной самостоятельной жизни в демократическом обществе |
Формирование знаний, умений и навыков | Формирование механизмов саморазвития личности, познавательной активности |
Усвоение образца деятельности | Опыт творческой деятельности |
Механизмы трансляции и репродукции | Механизмы творчества |
Заранее запрограммированы все действия человека | Имеет место спонтанное развитие, непредсказуемый скачок, инсайт |
Ориентация на среднестатистического обучаемого | Учет индивидуальных особенностей |
Оценка результата деятельности | Оценка свободы личности как самоактуализации и творчества |
Оценка с точки зрения историзма и классовости, социально-нормативных требований | Оценка с точки зрения самой личности, из собственных оценок и ценностей |
Давление на личность через коллектив | Свобода личности |
Фетишизация одной теории обучения | Психология творчества |
Соответствие конечного результата цели | Рассогласование цели и результата (могут быть разные результаты) |
В основе категория деятельности | В основе категория взаимодействия |
Негативное отношение к части учащихся | Позитивное отношение ко всем учащимся |
Стремление к коррекции поведения и личности | Коррекция поведения и отдельных черт личности с сохранением целостности личности учащегося |
Универсальность требований | Индивидуализация требований (нижний предел снижен, верхний высокий и разный) |
Раскрытие своих чувств, желаний делает и учащегося, и преподавателя уязвимыми и беззащитными | Самораскрытие своего "Я" - признак сильной и здоровой личности |
Общение происходит в рамках стабильных ролей | Постоянная смена ролей при общении |