Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты роли педагогической рефлексии как составляющей психологической культуры учителя……………………..6
1.1. Понятие психологической культуры учителя………………………..6
1.2. Сущность и значение педагогической рефлексии………………12
Выводы по 1 главе………………………………………………………….22
Глава 2. Практическое исследование развития способностей к педагогической рефлексии………………………………………………...23
2.1. Диагностика педагогической рефлексии………………………….23
2.2. Способы развития способностей педагогов к рефлексии………..28
Выводы по 2 главе………………………………………………………….34
Заключение………………………………………………………………….35
Список использованной литературы…………………………………………...37
2.1. Диагностика педагогической рефлексии
Практическое исследование развития способностей к педагогической рефлексии было проведено на базе средней школы № 117.
Анализ собственной деятельности как процесс осмысления педагогического опыта является важнейшим и своеобразным инструментом преодоления существующих в работе трудностей, стимулом самосовершенствования.
Формирование готовности педагога к самоанализу требует соответствующей организации, включает в себя диагностику, которая обеспечивает определение учителем круга затруднений, планирование учебной и внеурочной деятельности с учетом выбора содержания и вариативных форм, методическое сопровождение, создание комфортных условий для повышения квалификации, получение обратной связи. Степень освоения основ анализа собственной деятельности зависит от активной профессиональной позиции учителя.
С целью изучения развития способностей к педагогической рефлексии педагогам школы была предложена анкета «Педагогическая оценка и самооценка педагогов» (Таблица 1).
Таблица 1
Анкета «Педагогическая оценка и самооценка педагогов»
Характеристика педагога-воспитателя | Степень проявления |
|
|
| 1 2 3 4 5 |
| 1 2 3 4 5 |
| 1 2 3 4 5 |
| 1 2 3 4 5 |
| 1 2 3 4 5 |
| 1 2 3 4 5 |
II. Психологическая культура
|
|
| 1 2 3 4 5 |
| 1 2 3 4 5 |
| 1 2 3 4 5 |
| 1 2 3 4 5 |
| 1 2 3 4 5 |
| 1 2 3 4 5 |
| 1 2 3 4 5 |
III. Профессиональные способности к инновационной деятельности
|
|
| 1 2 3 4 5 |
| 1 2 3 4 5 |
| 1 2 3 4 5 |
| 1 2 3 4 5 |
| 1 2 3 4 5 |
| 1 2 3 4 5 |
| 1 2 3 4 5 |
| 1 2 3 4 5 |
IV. Способность к самоанализу, рефлексии
|
|
| 12 3 4 5 |
| 12 3 4 5 |
| 12 3 4 5 |
| 12 3 4 5 |
| 12 3 4 5 |
| 12 3 4 5 |
| 12 3 4 5 |
| 12 3 4 5 |
Согласно характеристиками и критериям оценки были выделены следующие уровни сформированности рефлексии учителя: низкий (чувственно-эмоциональный), средний (осознанный), высокий (системно-осознанный) (таблица 2)
Таблица 2.
Критерии уровней сформированности компонентов рефлексии
Компоненты | Уровни и показатели | ||
Низкий | Средний | высокий | |
Самоконтроль | Спонтанный контроль, когда все определяется с помощью интуиции | Осознанный отбор, сравнение, сопоставление необходимых фактов, явлений | Установление ассоциаций с ранее изученными и знакомыми фактами, явлениями, а также с новыми качествами предмета в целостности их связей и характеристик |
Самодиагностика | Невладение навыками проведения диагностики | Умение определять проблему и причины их возникновения | Выявление проблем и определение их приоритетности, а также причины возникновения |
Осознание затруднений | Слабо выражена осознанность затруднений | Осознание результатов деятельности | Предвидение возможных последствий принимаемых решений, установление причинно-следственных связей |
Самооценка | Слабо развитые навыки самооценки | Комбинирование ранее используемых методов и нахождение причин их возникновения | Критическая оценка педагогической проблемы и умения прогнозировать результаты своего труда |
По интегральному показателю сформированности компонентов самоанализа можно определить уровни развития способности учителя к анализу собственной деятельности, которые имеют следующие характеристики:
- высокий (выделение противоречий, осознанность, системность, обращение мыслей на результат и процесс его получения с позиции критического анализа).
- средний (осознанность выделения существующих и значимых педагогических ситуаций, обращение мысли на результат);
- низкий (спонтанное аналитическое действие, когда все определяется с позиции эмоций и чувств);
В исследовании приняло участие шесть человек. Анализ результатов исследования развития способностей к рефлексии у педагогов представим в виде таблицы 3.
Таблица 3.
Анализ развития способностей к рефлексии
№ | Ф.О., возраст | I. Мотивации онно-творческая направлен ность личности | II. Креативность | III. Профессио нальные способности к инновац ионной деятельности | IV. Способн ость к самоана лизу, рефлексии | Общий балл | Вывод |
1 | Ирина Анатоль Евна, 56 лет | 25 | 31 | 34 | 35 | 125 | Высо кий |
2 | Мария Семе Новна, 45 лет | 26 | 29 | 33 | 32 | 120 | Высо кий |
3 | Елена Никола-евна, 27 лет | 20 | 18 | 15 | 18 | 81 | Сред ний |
4 | Ольга Виктор Овна, 28 лет | 15 | 18 | 21 | 19 | 83 | Сред ний |
5 | Татьяна Ивано-вна, 30 лет | 16 | 20 | 15 | 15 | 76 | Сред ний |
6 | Инна Павлов на, 23 года | 10 | 8 | 8 | 9 | 35 | Низ кий |
Итак, в процессе данного исследования были выделены следующие группы педагогов:
- педагоги с высоким уровнем развития рефлексии (Ирина Анатольевна и Мария Семеновна) отличаются высоким уровнем профессионализма и развития психологической культуры, умением оценивать результаты собственной деятельности. У Ирины Анатольевны и Марии Семеновны продолжительный стаж педагогической деятельности (более 20 лет), большой опыт работы с детьми.
- педагоги со средним уровнем развития рефлексии (Елена Николаевна, Ольга Викторовна, Татьяна Ивановна) в целом обладают достаточным уровнем педагогической рефлексии, осознанно принимают те или иные решения в различных педагогических ситуациях. В среднем стаж работы этих педагогов не превышает 7 лет.
- педагог с низким уровнем развития рефлексии (Инна Павловна) в своей деятельности в силу небольшого стажа большей частью руководствуется эмоциями и чувствами, не способна дать оценку собственным действиям.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что уровень развития педагогической рефлексии зависит от индивидуально-типологических особенностей педагогов. Педагоги с большим опытом работы обладают более развитой способностью к рефлексии и самоанализу.