Педагогическая рефлексия как составляющая психологической культуры учителя

Название предмета: педагогика
Категория: курсовая работа (без проверки на плагиат - скидка 50 %)

Педагогическая рефлексияВведение………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические аспекты роли педагогической рефлексии как составляющей психологической культуры учителя……………………..6

1.1. Понятие психологической культуры учителя………………………..6

1.2. Сущность и значение педагогической рефлексии………………12

Выводы по 1 главе………………………………………………………….22

Глава 2. Практическое исследование развития способностей к педагогической рефлексии………………………………………………...23

2.1. Диагностика педагогической рефлексии………………………….23

2.2. Способы развития способностей педагогов к рефлексии………..28

Выводы по 2 главе………………………………………………………….34

Заключение………………………………………………………………….35

Список использованной литературы…………………………………………...37

Глава 2. Практическое исследование развития способностей к педагогической рефлексии

2.1. Диагностика педагогической рефлексии

Практическое исследование развития способностей к педагогической рефлексии было проведено на базе средней школы № 117.

Анализ собственной деятельности как процесс осмысления педагогического опыта является важнейшим и своеобразным инструментом преодоления существующих в работе трудностей, стимулом самосовершенствования.

Формирование готовности педагога к самоанализу требует соответствующей организации, включает в себя диагностику, которая обеспечивает определение учителем круга затруднений, планирование учебной и внеурочной деятельности с учетом выбора содержания и вариативных форм, методическое сопровождение, создание комфортных условий для повышения квалификации, получение обратной связи. Степень освоения основ анализа собственной деятельности зависит от активной профессиональной позиции учителя.

С целью изучения развития способностей к педагогической рефлексии педагогам школы была предложена анкета «Педагогическая оценка и самооценка педагогов» (Таблица 1).

Таблица 1

Анкета «Педагогическая оценка и самооценка педагогов»

Характеристика педагога-воспитателя

Степень проявления

  1. Мотивационно-творческая направленность личности

 

 

  1. Любознательность, творческий интерес

1 2 3 4 5

  1. Стремление к творческим достижениям

1 2 3 4 5

  1. Стремление к лидерству

1 2 3 4 5

  1. Стремление к получению высокой оценки творческой деятельности со стороны администрации

1 2 3 4 5

  1. Личная значимость творческой деятельности

1 2 3 4 5

  1. Стремление к совершенствованию

1 2 3 4 5

II. Психологическая культура

 

 

  1. Уровень теоретической психологической компетентности

1 2 3 4 5

  1. Понимание детской психологии

1 2 3 4 5

  1. Умение находить контакт с детьми

1 2 3 4 5

  1. Способность отказаться от стереотипов в воспитательной деятельности

1 2 3 4 5

  1. Способность к разрешению конфликтов

1 2 3 4 5

  1. Развитие эмпатии

1 2 3 4 5

  1. Чувствительность к проблемам в воспитательной деятельности

1 2 3 4 5

III. Профессиональные способности к инновационной деятельности

 

 

  1. Способность к овладению методологией творческой деятельностью

1 2 3 4 5

  1. Владение методами творческого исследования

1 2 3 4 5

  1. Способность к созданию авторской концепции, технологии воспитательной деятельности

1 2 3 4 5

  1. Способность к планированию экспериментальной работы

1 2 3 4 5

  1. Способность к организации эксперимента в области воспитания в школе

1 2 3 4 5

  1. Способность к коррекции, перестройке воспитательной деятельности

1 2 3 4 5

  1. Способность аккумулировать и использовать опыт творческой деятельности других педагогов

1 2 3 4 5

  1. Способность к сотрудничеству и взаимопомощи в творческой деятельности

1 2 3 4 5

IV. Способность к самоанализу, рефлексии

 

 

  1. Отслеживание целей деятельности

12 3 4 5

  1. Способность к отслеживанию собственных изменений

12 3 4 5

  1. Умение предвидеть последствия действий

12 3 4 5

  1. Способность к изменению способов поведения

12 3 4 5

  1. Анализ и обобщение своего педагогического опыта

12 3 4 5

  1. Работа над саморазвитием

12 3 4 5

  1. Разработка программ самосовершенствования

12 3 4 5

  1. Способность к самоорганизации

12 3 4 5

 

Согласно характеристиками и критериям оценки были выделены следующие уровни сформированности рефлексии учителя: низкий (чувственно-эмоциональный), средний (осознанный), высокий (системно-осознанный) (таблица 2)

Таблица 2.

Критерии уровней сформированности компонентов рефлексии

Компоненты

Уровни и показатели

Низкий

Средний

высокий

Самоконтроль

Спонтанный контроль, когда все определяется с помощью интуиции

Осознанный отбор, сравнение, сопоставление необходимых фактов, явлений

Установление ассоциаций с ранее изученными и знакомыми фактами, явлениями, а также с новыми качествами предмета в целостности их связей и характеристик

Самодиагностика

Невладение навыками проведения диагностики

Умение определять проблему и причины их возникновения

Выявление проблем и определение их приоритетности, а также причины возникновения

Осознание затруднений

Слабо выражена осознанность затруднений

Осознание результатов деятельности

Предвидение возможных последствий принимаемых решений, установление причинно-следственных связей

Самооценка

Слабо развитые навыки самооценки

Комбинирование ранее используемых методов и нахождение причин их возникновения

Критическая оценка педагогической проблемы и умения прогнозировать результаты своего труда

По интегральному показателю сформированности компонентов самоанализа можно определить уровни развития способности учителя к анализу собственной деятельности, которые имеют следующие характеристики:

- высокий (выделение противоречий, осознанность, системность, обращение мыслей на результат и процесс его получения с позиции критического анализа).

- средний (осознанность выделения существующих и значимых педагогических ситуаций, обращение мысли на результат);

- низкий (спонтанное аналитическое действие, когда все определяется с позиции эмоций и чувств);

В исследовании приняло участие шесть человек. Анализ результатов исследования развития способностей к рефлексии у педагогов представим в виде таблицы 3.

Таблица 3.

Анализ развития способностей к рефлексии

Ф.О., возраст

I. Мотивации

онно-творческая направлен

ность личности

II. Креативность

III. Профессио

нальные способности

к инновац

ионной деятельности

IV. Способн

ость к самоана

лизу, рефлексии

Общий балл

Вывод

1

Ирина

Анатоль

Евна, 56 лет

25

31

34

35

125

Высо

кий

2

Мария

Семе

Новна, 45 лет

26

29

33

32

120

Высо

кий

3

Елена

Никола-евна, 27 лет

20

18

15

18

81

Сред

ний

4

Ольга

Виктор

Овна, 28 лет

15

18

21

19

83

Сред

ний

5

Татьяна Ивано-вна, 30 лет

16

20

15

15

76

Сред

ний

6

Инна Павлов

на, 23 года

10

8

8

9

35

Низ

кий

 

Итак, в процессе данного исследования были выделены следующие группы педагогов:

Диагностика педагогической рефлексии- педагоги с высоким уровнем развития рефлексии (Ирина Анатольевна и Мария Семеновна) отличаются высоким уровнем профессионализма и развития психологической культуры, умением оценивать результаты собственной деятельности. У Ирины Анатольевны и Марии Семеновны продолжительный стаж педагогической деятельности (более 20 лет), большой опыт работы с детьми.

- педагоги со средним уровнем развития рефлексии (Елена Николаевна, Ольга Викторовна, Татьяна Ивановна) в целом обладают достаточным уровнем педагогической рефлексии, осознанно принимают те или иные решения в различных педагогических ситуациях. В среднем стаж работы этих педагогов не превышает 7 лет.

- педагог с низким уровнем развития рефлексии (Инна Павловна) в своей деятельности в силу небольшого стажа большей частью руководствуется эмоциями и чувствами, не способна дать оценку собственным действиям.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что уровень развития педагогической рефлексии зависит от индивидуально-типологических особенностей педагогов. Педагоги с большим опытом работы обладают более развитой способностью к рефлексии и самоанализу.


Дата: 16/7/2017г.
Уникальность текста: 45
Всего содержится листов: 38
Использовался основной шрифт: 14
Эта работа была продана за: 1500


Скачать эту работу (для ознакомительных целей): скачать

Нужна работа, написанная специально для тебя? Жми:

Заказать Курсовую работу (без проверки на плагиат - скидка 50 %) по предмету педагогика


(так же сможешь заказать любую другую работу)


Поделитесь этой статьей со своими друзьями:



Мои похожие работы:

148 - Контрольная работа по психодиагностике
122 - Значение игры для престарелых при организации досуга
153 - Психофизиология как наука о нейронных механизмах психических процессов и состояний
106 - История возникновения дополнительного образования
201 - Как избавиться от головной боли?
219 - Дизайнерский анализ промышленного изделия




|2017 - 2018 © copyright| |Пользовательское соглашение|