Наблюдение за организацией и руководством творческими играми дошкольников было проведено на примере старшей группы ДОУ № 270 г. Волгограда.
Анализ игры «Космическое путешествие».
Дети играли в космонавтов. Саша объявил себя капитаном космического корабля и предложил всем полететь в космическое путешествие. Его поддержали большинство детей. Дети начали изготовлять космическую ракету (сооружение из стульев, материала, игрушек, с использованием предметов-заместителей). Изготовление ракеты заняло продолжительное время. Саша корректировал ее строительство, просил принести те или иные предметы. Девочками руководила Лера. Она сказала, что в дорогу надо взять еды. Девочки стали собирать «припасы» и приносить их к «кораблю». Света сказала, что понадобится аптечка. Ее тоже решено было взять. Когда ракета была построена, Саша предложил всем занять свои места. Саша попросил своего помощника (Лешу) доложить о старте. Леша сказал: «Ракета объявляет старт». Дети отправились в космическом пространстве. Саша попросил своего Лешу доложить о том, что происходит за бортом.
Леша сказал, что случилась поломка корабля. Миша вызывался починить его, надел шлем и вышел в открытый космос. Другие дети помогали им. В космосе Миша «поранился» и девочки принялись его лечить. Затем Саша решил приземлиться на другую планету. Ребята вышли из ракеты и стали бродить по группе, удивляясь незнакомым предметам и вещам. Игра закончилась.
Взаимоотношения взрослых в сюжетно-ролевой игре.
Дети отображают в играх разнообразные стороны действительности (труд взрослых, их взаимоотношения, события общественной жизни).
Воплощение замысла в игре происходит путем решения нескольких игровых задач. Усложняется способ их решения. Как правило, дети сами договариваются перед началом игры.
Виды деятельности взрослых
Содержанием становится отражение разнообразных взаимоотношений взрослых.
Дети отображают в играх разнообразные виды действительности взрослых (строительство корабля, его починка, управление, лечение людей, приготовление пищи, руководство и проч.).
Структура сюжетов.
Сюжеты развернуты и разнообразны. Появляются общественные сюжеты. В игре дети комбинируют эпизоды из сказок и реальной жизни комбинируют в играх знания, почерпнутые из наблюдений, книг, кинофильмов, рассказов взрослых.
Этап развития игровой деятельности
Развитие игровой деятельности данной группы детей находится на соответствующем данном возрасте этапе.
Д.Б. Эльконин указывал на две стадии формирования содержания игры: на первой стадии (3-5 лет) основным содержанием игры являются социальные по своей направленности предметные действия, соотносимые с логикой реальных действий; на второй стадии (5-7 лет) - социальные отношения между людьми и общественный смысл их деятельности, соотносимые с реальными отношениями между людьми.
Сюжетно-ролевая игра - это высший этап развития игровой деятельности ребенка, характеризующийся открытой игровой ролью, воображаемой ситуацией и скрытым правилом.
Выполнение роли и взаимодействие детей в игре
Выполнение роли становится основным содержанием игры, роли называются до начала игры, нарушение игровой логики действий замечается и опротестовывается другими детьми мотивом "так не бывает".
Закрепляются новые формы общения через роли, обозначенные словом, ролевое взаимодействие, ролевой диалог, который становится более длительным и содержательным. Дети передают характерные особенности персонажа игры с помощью средств выразительности (движения, мимика, жесты, интонация). Они вступают в ролевое взаимодействие на длительное время. Большинство детей предпочитают играть вместе, так как им легко удается взаимодействие в игре (самостоятельное распределение ролей, реализация замысла и т.д.)
Правила регулируют ролевые взаимоотношения. Дети выполняют правила соответствии со взятой на себя ролью. Следят за правил игры другими детьми.
Виды игр
В большинстве случаев дети играют в "Детский сад", «Школу», «Строителей», «Спасателей», «Пожарников», «Дочки матери», а также под руководством взрослого в "Ателье", "На кухне", "Цирк", "В кино", "Железная дорога" (поезд), игра-драматизация "Кошкин дом".
Стереотипы поведения
В играх дети отражают стереотипы поведения взрослых, мужчин (защитник, спасатель, смелый), женщин (добрая, заботливая).
Взаимодействие с воспитателем
Воспитатель руководствуется определенными принципами формирования игровой деятельности: взрослому следует играть вместе с детьми; ориентировать детей на возможное (вариантное) взаимодействие с партнерами-сверстниками; открывать ребенку и помогать ему усваивать специфические, постепенно усложняющиеся способы построения сюжетно-ролевой игры в соответствии с его психолого-возрастными особенностями.
Важно направлять игру детей, не разрушая ее, сохранять самодеятельный и творческий характер игры, непосредственность переживаний, веру в правду игры.
Фотозапись игры. Игра в морских разбойников.
Вначале игры, Саша, объявил себя капитаном и стал распределять роли: выделил группу мальчиков в свои помощники (Мишу, Диму и Пашу), главным пиратом назначил Лешу К., которому предложил самому набрать в группу пиратов. Девочкам предложил быть пленницами у пиратов.
Такое распределение ролей было явно не равномерным. Привлекательные роли оказались у наиболее активных детей. Девочкам предстояло выполнять пассивную роль «пиратов».
Пока группа детей под руководством Саши сооружала корабль, инициативу во главе группы «пиратов» взяла на себя Лера. Она предложила всем соорудить остров, поставить на нем палатку. «Пираты» вначале втянулись в игру, но так как основной реквизит (подзорная труба, пистолеты) был захвачен «моряками», «пираты» не могли придумать себе занятие. Поэтому нам пришлось «подбросить» несколько идей «пиратам». Так мы предложили пиратам зарыть клад, подготовить оружие, Лера подхватила нашу идею и предложила напасть на моряков. Большую часть игры дети были заняты подготовкой реквизита. При этом некоторые дети не знали чем себя занять. Многие стали разыскивать игрушки, которые бы послужили бы «кладом» или «оружием». Саша, наблюдавший за подготовкой пиратов, сказал, что уже у них все готово и пора начинать игру. Дети из Сашиной команды разместились «на корабле» и «отправились в плавание». Саша, наблюдавший за происходящим в бинокль, скомандовал: «Смотрите, я вижу остров и по-моему его захватили пираты. У них пленники. Их надо освободить. Приготовиться к бою». Лера, которая выполняла роль главного пирата, говорила «своим»: «Давайте прикинемся пленниками, пусть они нас освободят и возьмут на корабль. А когда они уснут, мы захватим корабль и заберем у них все сокровище. Идет?». «Моряки» высадились на остров и вступили в диалог с пиратами: «Эй, вы сдавайтесь, а не то мы вам сейчас покажем». «Пираты» ответили: «Сдавайтесь сами». Начался бой. После недолгой «борьбы» «моряки» захватили пленников и отвели на корабль. Все дети оказались на корабле и встал вопрос о продолжении сюжета. Саша, будучи капитаном растерялся. Мы, наблюдая некоторую остановку в игре, предложили отвезти пленников в полицию. Дети согласились. В это время Лера сказала: «Что-то мы так устали, у вас нет ничего поесть?» Саше пришлось скомандовать «принести еды». Но так как еды на корабле не было, часть команды отправилась на «остров» на поиски «еды». В это время Лера сказала: «Что-то их долго нет, может на острове остались еще пираты? И они их захватили?» Саша приказал своему помощнику пойти посмотреть. В это время Лера дала знак «пирату» Леше, который вместе в другими «пиратами» набросился на «капитана». Саша отчаянно сопротивлялся. Он кричал: «Команда на помощь ко мне». Но Лера стала кричать, что корабль теперь принадлежит им, «пиратам», и они уже далеко в море, так что его помощники остались на острове и не могут прийти к нему на помощь. Лера, так вошла в роль, что приказала «выбросить» капитана с корабля. Заметив такое пренебрежительное отношение к капитану, пришлось вмешаться и сказать: «Ой, он же утонет. Вам не жалко? Он же вас спасал». Тогда Лера сжалилась и кинула капитану «спасательный круг», при этом заявила: «Да здесь совсем мелко, ребенок не утонет». Саша все это время отчаянно сопротивлялся, но не выходил из своей роли, говорил, что они изменники, и он этого так не оставит. В это время команда «пиратов» торжествовала. Лера кричала: «Мы победили. Вы теперь останетесь всю жизнь на этом острове. В наших в руках ваш корабль». Команда Саши чувствовала проигрыш и не знала, что делать. Тогда мы, наблюдая за игрой, сказали: «А где же сокровища?». После этих слов, все словно спохватились, «пираты» начали поиски сокровища на корабле, и, не найдя ничего ценного, растерялись. А команда Саши нашла зарытый клад на острове и стала торжествовать. Снова наметился перевес в игре и команда «пиратов» вынуждена была вернуться на остров. Команда моряков их там и победила. Добро восторжествовало. Игра была закончена.
Анализ игры "Морские разбойники".
В игре участвовало 6 детей, затем к игре присоединились еще трое.
Вопросы о приеме детей в игру решал Саша.
Дети из игры не выходили.
Конфликты между детьми в процессе игры не возникали.
Лидером в игре был Саша и Лера. Они распределяли роли, задавали сюжет, осуществляли руководство игрой.
В игре были и пассивные дети, которые выполняли роль наблюдателей (Ира, Игорь, Марина).
Таким образом, в целом взаимоотношения детей в игре носили дружеский характер.
Игра в целом носила довольно динамичный и творческий характер. В большинстве случаев творческий характер игры задавали ей только два человека: Лера и Саша. Именно они вносили коррективы в сюжет, придумывали оригинальное развитие событий, проявляли выдумку и фантазию, активно вступали в диалог. Остальные дети большей частью пассивно выполняли свою роль, однако участвовали с интересом.