Анализ передового педагогического опыта «Формирование математических представлений детей старшего дошкольного возраста»

Название предмета: педагогика
Категория: педагогический опыт

Мной изучен передовой педагогический опыт «Формирование математических представлений детей старшего дошкольного возраста»

Автор опыта: Васильева Елена Викторовна воспитатель первой квалификационной категории Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 14 Советского района Волгограда».

Как отмечает Васильева Е.В., одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе, является их успешное обучение в начальной школе, которое зависит от уровня развития ребенка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы. Развитое математическое мышление не только помогает ребенку ориентироваться и уверенно чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его общему умственному развитию. Поэтому основное требование к форме организации обучения и воспитания – сделать занятия по формированию элементарных математических знаний максимально эффективными для того, чтобы на каждом возрастном этапе обеспечить усвоение ребенком максимально доступным ему объектом знаний и стимулировать его интеллектуальное развитие. Сегодня, а тем более, завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения, вариативный подход – вот содержательная полнота, актуальная для ребенка.

Потребности нынешнего времени требуют от воспитателя знаний не только чему учить ребенка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим.

Анализируя программу воспитания и обучения в детском саду, как отмечает Васильева Е.В., было отмечено, что в ней не достаточно представлен раздел по развитию занятий в игровой форме. В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и в первые годы обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети – творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, труд, серьезная форма воспитания.

Необходимость использования игры как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин:

- игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения

- освоение учебной деятельностью, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают что такое «учиться»)

- имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Игра как раз и способствует развитию у детей психических процессов

- недостаточно сформирована познавательная мотивация.

Игра во многом способствует преодолению трудностей.

Цель опыта: выявить возможности игры, как средства формирования усвоенного материала в непосредственно образовательной деятельности формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

Задачи опыта:

- изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме

- изучить и определить теоретические предпосылки исследования проблемы игры, как метода обучения в дошкольном учреждении в современной педагогической литературе

- изучить передовой педагогический опыт использования игры, как средства организации познавательной деятельности дошкольников в процессе обучения математики.

- изучить на практике воздействие игры на мыслительные процессы дошкольников

- активизировать совместную деятельность родителей и воспитателя в непосредственно образовательной деятельности формированию элементарных математических представлений у дошкольников.

Педагогические средства, используемые в опыте:

1. Предметно – развивающая среда, обогащенная разнообразными книгами, журналами, играми.

2. Непосредственно образовательная деятельность.

3. Совместная деятельность воспитателя с детьми (беседы, чтение художественной литературы, дидактические игры, подвижные игры)

На первом этапе Васильева Е.В. изучила методическую литературу по теме своего опыта: «Формирование математических представлений детей старшего дошкольного возраста». «Занятия по формированию элементарных математических представлений» в подготовительной и старшей группах И. А. Помораевой; «Математика в детском саду» В. П. Новиковой; «Дошкольник изучает математику» Т. И. Ерофеевой; «Воспитатель ДОУ №2 – Решение логических задач»; «Математика в детском саду» Л. С. Метлиной; «Игровые занимательные задачи для дошкольников» З. А. Михайловой.

На втором этапе Васильева Е.В. изучила состояние работы по направлению «Формирование математических представлений детей старшего дошкольного возраста». на данном этапе работы в процессе проектирования предметно – пространственной среды, обеспечивающей математическое обучение детей, учитывала:

- интересы, склонности, предпочтения и потребности;

- любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;

- возрастные особенности.

В группе Васильева Е.В. оборудовала уголок, где ребенок может просмотреть книги, журналы. Поскольку предметно – развивающая среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребенка на познание математических представлений, в уголке я разместила разные виды игр. Кроме того, периодически обновляла материал, ориентируясь на интересы разных детей. Это создало условия для общения с каждым ребенком индивидуально.

Работая в детском саду, Васильева Е.В. выявила, что у детей слабо развито логическое мышление, они затрудняются в решении задач, не умеют доказывать свое решение, сравнивать, классифицировать.

Наблюдая за играми дошкольников, обратила внимание на то, что дети не умеют играть, используют предметы и игры не по назначению.

В своей работе с детьми дошкольного возраста Васильева Е.В. использовала различные формы и методы: игровые ситуации, дидактические игры, наглядный материал и действия с ним, создание развивающей среды в группе, использование игр в режимных моментах и в повседневной жизни; для родителей представлены письменные консультации.

Педагогический опыт анализВ этом возрасте по – прежнему игра остается основной деятельностью. Особую роль в обучении детей отводится таким играм, как развлечения, праздники, соревнования, викторины, КВН. Эти игры оказывают благоприятное влияние на их всестороннее развитие. Дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющие знания.

Игры математического характера позволяют не только расширять знания дошкольников, но и закреплять представления детей о качестве, величине, геометрических фигурах, ориентировке в пространстве и во времени. Содержание игры способствует проявлению и становлению интереса к познанию, выявлению закономерностей, связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира.

В результате освоения практических действий дети познают свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величину и их характерные особенности, пространственно – временные отношения, многообразие геометрических форм.

Выполнение игр вызывает у детей живой интерес, способствует развитию самостоятельности мышления, а главное – освоение способов познания.

Все игры Васильева Е.В. разделила на несколько групп:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествия во времени;

3. Игры на ориентировку в пространстве;

4. Игры с геометрическими фигурами;

5. Игры на логическое мышление.

Разрабатывая содержание игр, и применяя их в своей работе, я пришла к выводу, что использование игр не должно быть случайным. Каждое использование игр имеет свое место и время: определенный период изучения тех или иных тем, когда дети уже приобрели необходимые знания и овладели нужными способами деятельности и могут перенести их в нестандартные ситуации, использовать при решении свой практический опыт, знания, умения.

Поскольку обучение формированию элементарным математическим представлениям – длительная работа, потребовалось участие родителей.

Для них я проводила консультации, давала советы, рекомендации. Обновляла материал в уголке для родителей, старалась подобрать интересные и доступные по содержанию игры, задания, упражнения, которые они могли бы самостоятельно использовать дома.

Результат:

1. У детей повысился интерес к формированию математических представлений

2. Стали усваивать лучше программный материал

3. Выполняют сложные задания

4. Развивается память, мышление, творческие способности.

Анали педагогического опыта выполнен для студенты Волгоградского педагогического колледжа. Данный анализ входит в отчетную документацию по практике.


Дата: 22/7/2017г.
Уникальность текста: 65
Всего содержится листов: 7
Использовался основной шрифт: 14
Эта работа была продана за: 500


Скачать эту работу (для ознакомительных целей): скачать

Нужна работа, написанная специально для тебя? Жми:

Заказать педагогический опыт по предмету педагогика


(так же сможешь заказать любую другую работу)


Поделитесь этой статьей со своими друзьями:



Мои похожие работы:

180 - Система непрерывного образования в современной России
144 - Развитие познавательных интересов в процессе изучения педагогических дисциплин
232 - Особенности уроков внеклассного чтения при изучении литературы в средних классах
54 - Развитие навыков сотрудничества дошкольников в процессе игры
268 - Индивидуальный план работы по производственной практике ПМ 02. «Организация различных видов деятельности и общения».
36 - Формирование моторных функций у детей с заиканием
47 - Развитие игровой деятельности у младших дошкольников




|2017 - 2018 © copyright| |Пользовательское соглашение|