«Евгений Онегин» А.С. Пушкина как «свободный роман»

Название предмета: литература
Категория: курсовая работа (теория)

Евгений Онегин курсоваяВведение…………………………………………………………………..……...3

Глава 1. Эволюция взглядов на роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»…...5

1.1. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в русской критике………….….5

1.2. Новый взгляд на роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»………...…..10

Глава 2. Роман «Евгений Онегин» как «свободный» роман…………………19

2.1. Особенности «Евгения Онегина» как «свободного» романа…………….19

2.2. «Свободная» композиция романа «Евгений Онегин»………………...….26

Заключение……………………………………………………………………….35

Список использованной литературы………………………………………...…37

Введение

Есть предметы и темы, касаться которых можно лишь с робостью – столь великое множество людей уже обращалось к ним. И тем не менее они влекут к себе. Эти темы неиссякаемы.

Минуло более полутора веков, как и поэты и прозаики, и историки литературы – говорят: «Пушкин… Пушкин…Пушкин…». Кажется, о нем сказано все, что только можно сказать об авторе и человеке; и в то же время ясно, что не годы, не десятилетия – века к нему будут возвращаться снова и снова.

Л. Успенский писал: «Солнце – одно, но по-разному отражается оно в разных каплях росы или дождя. По-разному титанический образ Пушкина воспринимается каждой душой, каждой личностью». И каждым поколением.

В век компьютерных технологий, ускоренного ритма жизни возникает опасение, а возьмет ли поколение ХХI века в свое плавание классиков или вдруг «сбросит Пушкина, Парохода современности», как уже было предложено в начале ХХ века футуристами. Действительно ли сияет гений Пушкина или уже сложилось несколько формальное отношение? По-прежнему ли производит впечатление на современную молодежь роман в стихах «Евгений Онегин» или в школьных сочинениях ученики пересказывают давно избитые фразы? Одинаково ли отношение к А. С. Пушкину на Западе и в России? На эти и другие вопросы нам предстоит ответить в своей работе.

Жизни и творчеству А. С. Пушкина посвящено большое количество сборников, богатых различными исследованиями и материалами:

Благой Д. Д. «Мастерство Пушкина», «Душа в заветной лире», Бонди С. М. «О Пушкине», Бочаров С. Г. «Поэтика Пушкина», Виноградов В. В. «Стиль Пушкина», Гуковский Г. А. «Пушкин и проблемы реалистического стиля», Мейлах Б. С. «Пушкин. Итоги и проблемы изучения» и другие.

Значительное количество работ русских исследователей посвящено изучению романа «Евгений Онегин»: Лотман Ю. М. «Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин», Бродский Н. Л. «Евгений Онегин». Роман А. С. Пушкина», Макогоненко Г. П. «Евгений Онегин» А. С. Пушкина», статьи Винокура Г. О. Гроссмана Л. П. Сломинского, Тынянова Ю. Н., Шкловского В. и др.

В своей работе мы опирались на статьи как ученых-пушкиноведов, так и людей просто неравнодушных к творчеству великого поэта: Челышев Е. П. «Пушкиноведение. Итоги и перспективы», Козлов С. Н. «Почему поэзию А. С. Пушкина недооценивают на Западе», Егоров В. Н. «Проблема нигилизма и пути его преодоления в творчестве Пушкина», Ю. Н. Чумаков «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. В мире стихотворного романа», С. Бочаров «Мировые ритмы» и наше пушкиноведение», Кошелев В. А. «Онегина воздушная громада», В. Непомнящий «Книга, обращенная к нам» и др.

Цель данного исследования – изучение «Евгения Онегина» А.С. Пушкина как «свободного романа».

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить эволюцию взглядов на роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в русской критике;

2. Исследовать особенности «Евгения Онегина» как «свободного» романа;

3. Дать анализ «свободной» композиции романа «Евгений Онегин».

Глава 1. Эволюция взглядов на роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

1.1. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в русской критике

На протяжении нескольких веков многие поэты, писатели, критики обращались к Пушкину – к живому современнику, к его имени, его произведениям. Эта традиция складывалась в яркой публицистике, в письмах, воспоминаниях и критических очерках. Не обошел и внимания замечательный роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин», названный В. Г. Белинским «энциклопедией русской жизни».

С появления первой главы романа «Евгений Онегин» в печати он произвел неизгладимое впечатление на современников Пушкина.

Это была первая глава. Все ждали продолжения. Но никто не предполагал огромности события, происшедшего в отечественной литературе. Вряд ли и сам автор - ему в момент выхода книжки было всего 26 лет - догадывался об этом.

«Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе, в котором «отразился век и современный человек изображен довольно верно». А. С. Пушкин работал над романом с 1823 по 1831 год. «Я теперь пишу не роман, а роман в стихах - дьявольская разница», -писал он в письме к П. Вяземскому[1].

О романе «Евгений Онегин» написаны сотни критических работ, и интерпретация смысла весьма широка, начиная с «Энциклопедии русской жизни», по мнению Белинского, и кончая «Романом ни о чем», по мнению Синявского. Например, Достоевский и Цветаева считали, что главным в романе является образ Татьяны, как выражение сути женщины как таковой (для Цветаевой) и выражение сути именно русской женщины (для Достоевского). Роман, однако, называется «Евгений Онегин», а не «Татьяна Ларина».

Все точки зрения имеют право на существование. В каждой из них есть своя правда. Кажется, что роман необъятен, как сама жизнь, и каждый видит в нем то, что он может и хочет увидеть.

Ю. Н. Чумаков в статье «В сторону Онегина» выделяет два типа интерпретации романа «Евгений Онегин»: «Онегина» начали толковать уже во время его печатания по главам. Д. Клейтон выделяет семь периодов его понимания вплоть до настоящего времени. В историческом срезе это справедливо, но мы хотели бы подойти к вопросу с его типологической стороны. В интерпретациях пушкинского романа отчетливо видны два типа, два направления. Одно из них ищет исторических, социокультурных, поведенческих соответствий романа и жизни, другое - во главу угла ставит поэтику текста. Методологически они оба прорисованы как полярности, но практически, как правило, выступают комбинированно, попеременно доминируя и не достигая крайних точек. Наглядную картину противостояния двух направлений в интерпретации «Онегина» отразила книга «Русский взгляд на «Евгения Онегина» (составитель, переводчик и комментатор Соня Хёйзингтон, автор предисловия Кэрол Эмерсон) . XIX век означен именами Белинского, Писарева и Достоевского, XX - представляют Юрий Тынянов, Михаил Бахтин, Юрий Лотман и Сергей Бочаров. Разоблачительный памфлет Писарева, на наш взгляд, способствовал, в конечном итоге, возвышению «Онегина», выполнив функцию карнавального развенчания шедевра. Белинский и Достоевский, опираясь на фабулу и рассматривая героев как живых людей, задали в сдвоенной парадигме оценок «Онегина» социально-исторический и историософский сегменты, до сих пор направляющие восприятие романа»:

«Евгений Онегин» есть поэма историческая, хотя в числе её героев нет ни одного исторического лица»; «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением»; «Онегин» есть поэтически верная действительности картина русского общества в известную эпоху» (В. Г. Белинский).[2]

В лице Онегина, Ленского и Татьяны, по мнению Белинского В. Г., Пушкин изобразил русское общество в одном из фазисов его образования, его развития. Онегин был назван «страдающим эгоистом», Ленский – «характером совершенно отвлеченный, чуждым действительности»: «Большая часть публики совершенно отрицала в Онегине душу и сердце, видела в нем человека холодного, сухого и эгоиста по натуре. Нельзя ошибочнее и кривее понять человека!..

В Ленском Пушкин изобразил характер, совершенно противоположный характеру Онегина, считает критик, характер совершенно отвлеченный, совершенно чуждый действительности. Это было совершенно новое явление. Ленский был романтик и по натуре и по духу времени. Но в то же время «он сердцем милый был невежда», «вечно толкуя о жизни, никогда не знал ее». «Действительность на него не имела влияния: его и печали были созданием его фантазии»,- пишет Белинский.

Татьяна была названа Белинским существом исключительным, натурой глубокой, любящей, «истинно русской женщиной».

«Есть существа, у которых фантазия имеет гораздо более влияния на сердце... Татьяна была из таких существ»,- утверждает критик.

«Татьяна не любит света и за счастие почла бы навсегда оставить его для деревни; но пока она в свете - его мнение всегда будет её идолом и страх его суда всегда будет ее добродетелью... Но я другому отдана, - именно отдана, а не отдалась! Вечная верность таким отношениям, которые составляют профанацию чувства и чистоты женственности».

Вслед за Белинским Ф. М. Достоевский говорит о реализме Пушкина: «Евгений Онегин», поэма не фантастическая, но осязательно реальная, в ней воплощена настоящая русская жизнь с такою творческою силой и с такою законченностию, какой и не бывало до Пушкина, да и после его, пожалуй».

Онегин признается критиком «человеком бесспорно умным и бесспорно искренним, но чужим для других и себе самому», человеком недоверчивым: «Правда, и он любит родную землю, но ей не доверяет. Конечно, слыхал и об родных идеалах, но им не верит. Верит лишь в полную невозможность какой бы то ни было работы на родной ниве, а на верующих в эту возможность, - и тогда, как и теперь, немногих, - смотрит с грустною насмешкой».

Татьяна названа Ф. М. Достоевским «главной героиней поэмы», «положительным типом»: «Не такова Татьяна: это тип твердый, стоящий твердо на своей почве. Она глубже Онегина и, конечно, умнее его. Она уже одним благородным инстинктом своим предчувствует, где и в чем правда, что и выразилось в финале поэмы. Может быть, Пушкин даже лучше бы сделал, если бы назвал свою поэму именем Татьяны, а не Онегина, ибо бесспорно она главная героиня поэмы. Это положительный тип, а не отрицательный, это тип положительной красоты. Можно даже сказать, что такой красоты положительный тип русской женщины почти уже и не повторялся в нашей художественной литературе».

Анализируя точки зрения Белинского и Достоевского, Ю. Н.Чумаков говорит о их различии: «В то же время их подходы к "Онегину" сильно различаются, о чем мы не всегда помним. Белинский обсуждает роман, Достоевский витийствует по его поводу. Принято думать, например, что они оба ставят Татьяну высоко над Онегиным, на самом деле эта оценка исключительно принадлежит Достоевскому, а Белинский рассматривает героев как равнодостойных, отдавая предпочтение, скорее, Онегину, чем Татьяне».

С приходом двадцатого века социальные и исторические аспекты восприятия романа отходят несколько на второй план, говорит Ю. Н. Чумаков: «Поэтика «Онегина» погружает нас в новое измерение.

 

[1] Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. Пособие для учителя. – Л.: Просвещение, 1980.С.12

[2] Белинский В.Г. Полное собрание сочинений, т. VII, М. 1955.С.121

[3] Там же


Дата: 30/7/2017г.
Уникальность текста: 35
Всего содержится листов: 39
Использовался основной шрифт: 14
Эта работа была продана за: 1500


Скачать эту работу (для ознакомительных целей): скачать

Нужна работа, написанная специально для тебя? Жми:

Заказать Курсовую работу (теорию) по предмету литература


(так же сможешь заказать любую другую работу)


Поделитесь этой статьей со своими друзьями:



Мои похожие работы:

116 - Психолого-педагогический практикум по детской психологии
108 - Проблемы, особенности и тенденции развития молодежного досуга
109 - Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей по воспитанию здорового ребенка
261 - Психологические особенности педагогического общения с подростками
95 - Развитие образного мышления у старших дошкольников в музыкальной деятельности




|2017 - 2018 © copyright| |Пользовательское соглашение|