«Эволюция жанра элегии (сравнительная характеристика «Цветка» В.А. Жуковского и «Цветка» А.С. Пушкина)»

Название предмета: литература
Категория: курсовая работа (теория)

Анализ стихотворения Пушкина цветокВведение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретического исследование эволюции жанра элегии…………….5

1.1. Понятие и особенности эволюции жанра элегии…………………………5

1.2. Вклад В.А. Жуковского в развитие элегического жанра………………..12

1.3. А.С. Пушкин и развитие элегического жанра……………………………25

Глава 2. Особенности эволюции жанра элегии в творчестве В.А. Жуковского и А.С. Пушкина»………………………………………………………………..32

2.1. Анализ стихотворения «Цветок» В.А. Жуковского……………………...32

2.2. Анализ стихотворения «Цветок» А.С. Пушкина………………………...35

Заключение……………………………………………………………………….41

Список использованной литературы………………………………………...…44

Введение

Самый популярный жанр мировой лирики – элегия. Она связана с ситуацией воспоминания, окрашенного в грустные тона, «ностальгия по прошлому». В разные исторические периоды стихотворная традиция открывала в этой теме свои аспекты, наиболее соответствовавшие духу времени.

Загадочные образы, милые и близкие каждому влюбленному и чувствительному сердцу, печаль, разочарования, все это характерно для жанра элегии.

В русской лирике XVIII в., когда стихотворцы прозаики считали своим долгом перенести народную почву все европейские поэтические формы, Э., начиная с Третьяковского, представлена рядом образцов. Любопытны сентиментальные Э. Павла Фонвизина (1764); писали их Рубан, Ип. Богданович, Нартов, Нарышкин, Аблесимов. Самостоятельное развитие русской лирики, сделавшее ее неподдельным выражением национального характера, запечатлело ее с особенной резкостью элегическим характером.

Эволюция жанра элегии идет от классицистической её формы до сентименталистской у Карамзина, романтической у Жуковского и реалистической у Пушкина, Лермонтова и Некрасова.

В русской литературе элегия становится одним из основных жанров в поэзии В.А. Жуковского и А.С. Пушкина.

Василий Андреевич Жуковский (1783–1852) – русский поэт, переводчик, один из основоположников русского романтизма.

“Жуковский был первым поэтом на Руси, которого поэзия вышла из жизни”, — эти слова Белинского чрезвычайно важны для понимания и жизни и творчества Жуковского. “Что за прелесть чертовская его небесная душа!” — говорил о Жуковском Пушкин.

Поэзия Жуковского — поэзия переживаний, чувств и настроений; ее можно назвать началом русской психологической лирики.

Александр Сергеевич Пушкин (1799 г.- 1837 г.) - величайший русский поэт и писатель, родоначальник новой русской литературы. А.С. Пушкину принадлежит создание новой романтической элегии.

Вопросы эволюции жанра элегии в творчестве В.А. Жуковского разрабатывались в работах С. С. Аверинцева, А. С. Веселовского, М. Я. Бессараба, А. П. Квятковского, И.М. Семенко, Л. Г. Фризмана, А. С. Янушкевича и др.

Проблемы эволюции жанра элегии в творчестве А.С. Пушкина подробно изучены в работах: Т. К. Батурова, Д. Д. Благого, В.Э. Вацуро, О. И. Видовой, В. А. Грехнева, Г.А. Гуковского, Е. В. Чубуковой.

Цель данной работы – исследовать эволюцию жанра элегии на примере творчества В.А. Жуковского и А.С. Пушкина.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1. Изучить понятие и особенности эволюции жанра элегии;

2. Изучить особенности развития элегического жанра в творчестве В.А. Жуковского;

3. Изучить развитие элегического жанра в творчестве А.С. Пушкина;

4. Проследить особенности эволюции жанра элегии на примере стихотворений «Цветок» В.А. Жуковского и «Цветок» А.С. Пушкина.

 

 

Глава 1. Теоретического исследование эволюции жанра элегии

1.1. Понятие и особенности эволюции жанра элегии

Элегия (греч. elegia. от еlegos - жалобная песня) лирическая стихотворение медитативного характера, чаще всего лирический монолог, содержанием которого становится рефлексия, древнейших жанровых форм, в античной литературе элегией называли называли лирическое стихотворение, написанное независимо от содержания) двустишьями [2,14].

У греков название элегии обозначало особую стихотворную форму — так называемое элегическое двустишие, — в которую облекалось не любое, а определенное содержание, по преимуществу лирика раздумья. В этом смысле в греческой элегии видели связующее звено между эпосом и лирикой: она изображает внешнее явление, а затем настроение, им вызванное.

История элегии насчитывает не одно тысячелетие. Будучи динамическим жанром, элегия существенно различается в те или иные исторические эпохи и в разных национальных традициях.

Жанр элегии, как известно, зародился в эпоху античности, в литературе древней Греции и взял свое начало от фольклорного жанра «заплачки». На первых порах своего развития элегия не была лирическим жанром. Тематически она совпадала с эпосом, хотя и исполнялась от первого лица. Несмотря на устойчивость метрико-строфической связи древнегреческой элегии с эпосом, ее развитие пошло по пути усиления в ней лирического, индивидуального начала, предметом элегии стала сфера внутренних, интимных переживаний частного человека.

Жанр элегии Л. Г. Фризман и А. П. Квятковский определяют в своих словарных статьях как «стихотворение, проникнутое смешанным чувством радости и печали или только грустью, раздумьем, размышлением, с оттенком поэтической интимности» [23,54]. «Элегией признают всякое стихотворение, заключающее в себе размышления поэта и выражение его чувств, преимущественно печальных». В. Г. Белинский определял элегию как «песню грустного содержания» [3,184].

Элегия — один из традиционных жанров, имеющий многовековую историю. В лирических и лирико-философских стихах такого плана движение чувства-переживания реализуется во всей сложности и драматизме, трагической противоречивости. В них возникают определенный эмоционально-семантический ореол, особая образная символика (мотивы смены времен года: осени и зимы; мотивы сна, одиночества, смерти), ритмико-интонационная, мелодическая музыкальность стиха (своеобразная внутренняя гармония, повторы, анафоры, созвучия). В элегиях прежде всего говорится о грустных вещах, в них оплакиваются также любовные переживания, жалобы влюбленных, размышления о смерти, сюда же относятся послания, повествования о собственной жизни и тому подобное [14,24].

Жанр элегии может быть представлен несколькими жанровыми разновидностями. Так, элегия - самый распространенный лирический жанр эпохи романтизма в русской поэзии начала ХIХ века предстает преимущественно в виде кладбищенской элегии (в духе "Сельского кладбища" Т.Грея). В 1810-1820-е годы начинает господствовать форма унылой элегии, получившая свое классическое выражение в лирике В.А.Жуковского и породившая огромное количество эпигонов. К середине 1820-х годов уже ощутимо проявляется кризис элегического жанра. В статье "О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие" (1824) В.К.Кюхельбекер усиленно критикует замкнутость элегического типа сознания, его исключительную сосредоточенность на самом себе, на "своих скорбях и наслаждениях" и предлагает обратиться к жанру общественной оды. Однако творчество ведущих поэтов эпохи, Пушкина и Баратынского, показывает, что жанр элегии еще не исчерпал всех своих потенциальных возможностей. Поиск новых средств художественной выразительности, кардинальный пересмотр устаревшей концепции личности приводит этих поэтов к обретению новой философии жанра.

Историческое развитие жанра элегии убеждает в том, что элегия (как и многие другие динамические жанры) подвижна в своем идейно-эстетическом составе и, несмотря на известный традиционализм, все-таки способна к внутренней перестройке, а нередко и к кардинальному обновлению собственного "лица". В творчестве отдельных поэтов мы встречаемся, как правило, с совершенно индивидуальными вариантами элегии-оригинальными модификациями как жанровых разновидностей, так и жанра в целом.

Как отмечает Л. П. Квашина, с жанром элегии в науке о литературе последнего времени происходит примерно то же, что, происходило в литературном процессе начала XIX века, согласно концепции Ю. Н. Тынянова, с второстепенными для классицистической системы жанрами: элегия смещается с периферии в центр исследовательского внимания. Благодаря работам Г. А. Гуковского, Л. Я. Гинзбург, В. Э. Вацуро и др., жанр русской элегии рассматривается сегодня не только как ведущая литературная форма начала века, без которой непредставима картина художественной жизни этого периода, в которой, по сути, осуществлялось становление поэтического языка новой русской литературы, но и как «мировоззренчески насыщенный тип структуры» (В. А. Грехнев), своего рода фокус идей начала века, и даже больше того, как своеобразный «modus vivendi русской культуры первой четверти XIX века» (О. А. Проскурин). Разностороннее исследование этого жанра важно для понимания столь существенного для русской литературы периода, когда закладывались основы русской классики и когда традиционное и новаторское соотносились в культуре совершенно особым образом [17,19].

Следующая часть работоты имеет 100 % авторство. Если вам нужна уникальная работа по литературе, вы смело можете положиться на меня. 

Сравнительная характеристика стихотворений А.С. Пушкина и В.А. Жуковского "Цветок" 

Я прочитала два стихотворения А.С. Пушкина и В.А. Жуковского с одинаковым названием «Цветок». В стихотворении Пушкина говорится о цветке, засушенном в книге:

Жуковский Пушкин цветокЦветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я;

У Жуковского – цветок засох с приходом осени: «Цветок увядший, одинокой».

У Пушкина находка цветка лирическим героем приводит к мечтам и раздумьям: кто положил цветок в книгу? Может быть это дорогой подарок любимого человека? Автор размышляет о том, кто был обладателем этого цветка и жив ли он? Живы ли его чувства?

У Жуковского появление засохшего цветка не вызывает романтических мечтаний, скорее грусть и тоску от того, что мы тоже увянем, как этот цветок.

Стихотворение Жуковского можно отнести к философской лирике, потому что здесь автор размышляет о бренности бытия.

Стихотворение Пушкина ближе к романтической поэзии, здесь развивается любовная тематика. В этом отличие этих двух замечательных произведений.

 


Дата: 30/7/2017г.
Уникальность текста: 35
Всего содержится листов: 45
Использовался основной шрифт: 14
Эта работа была продана за: 1500


Скачать эту работу (для ознакомительных целей): скачать

Нужна работа, написанная специально для тебя? Жми:

Заказать Курсовую работу (теорию) по предмету литература


(так же сможешь заказать любую другую работу)


Поделитесь этой статьей со своими друзьями:



Мои похожие работы:

1 - Освоение функций воспитателя дошкольного образовательного учреждения




|2017 - 2018 © copyright| |Пользовательское соглашение|