Части речи представляют собой основные лексико-грамматические разряды, по которым распределяются слова языка на основании следующих признаков: а) семантического (обобщенное значение предмета, действия или состояния, качества и т. д.), б) морфологического (морфологические категории слова) и в) с и н т а к с и ч е с к о г о (синтаксические функции слова).
Еще в античные времена существовало учение о частях речи. В период II-I веков до нашей эры философ Дионисий Фракийскийзатронул вопрос о частях речи. Аристотель (IV в до н. э.) устанавливал три части речи в древнегреческом языке: имя, глагол и союзы (к которым относили также артикли, местоимения, связки). Позже александрийские грамматики установили восемь частей речи: имя, глагол, причастие, артикль, местоимение, наречие, предлог, союз. Римские языковеды, изъяв из числа частей речи артикль (артикля не было в латинском языке), прибавили междометие [11, с.78].
В античности классификация частей речи составлялась в тесной связи с развитием логики: части речи отождествлялись с членами предложения и сближались с членами суждения, т.е. с категориями логики. Но все же эта классификация была частично грамматической, так как некоторые части речи устанавливались по наличию определенных грамматических форм и значений (например, глаголы – это слова, изменяющиеся по числам, временам, лицам и т.д. и обозначающие действие). Грамматика античного мира, средневековья и даже эпохи Возрождения имела в основном дело с греческим и латинским языками; при разработке грамматик новых западноевропейских языков языковеды исходили из норм латинского языка.
В русской лингвистике о существовании частей речи упоминается в «Грамматике» Мелетия Смотрицкого (XVII век).
М.В. Ломоносов выдели имя, местоимение, глагол, причастие, наречие, предлог, союз и междометие. Эта классификация, затем уточненная, детализированная и дифференцированная, легла в основу современной системы, усматриваемой в русском языке.
Ф. И. Буслаев в языке выделял девять частей речи: глагол, местоимение, имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, наречие, предлог, союз и междометие. Последнее Ф. И. Буслаев выделяет в особый отдел. Остальные части речи делятся на знаменательные (существительное, прилагательное и глагол) и служебные (местоимение, числительное, предлог, союз и глагол вспомогательный); наречия по этой классификации (как, впрочем, и глаголы) попадают в две группы: произведенные от служебных частей речи относятся к служебным частям речи, а произведенные от знаменательных – к знаменательным. Тем самым получается, что членение слов на знаменательные и служебные не совпадает с их делением по частям речи [15, с.103].
Итак, части речи в современной лингвистике принято разделять на две группы. К знаменательным частям речи относятся имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное, наречие, категория состояния. Знаменательные части речи так называются, так как они обладают номинативным значением и способны называть предметы, признаки, действия и так далее. К служебным частям речи относятся предлоги, союзы, частицы. Служебные части речи не обладают номинативным значением. Две особые группы составляют модальные слова и междометия.
Служебные части речи (связочные слова, "частицы речи") называют отношения, существующие между явлениями объективной действительности. Противопоставление самостоятельных и служебных частей речи составляет основу категории частей речи [15, с.82].
Служебные части речи – слова, не имеющие номинативного значения, т.е. не называющие предметы, их признаки, процессы и состояния, а служащие для выражения отношений между понятиями, которые названы знаменательными словами.
Служебные части речи, в отличие от самостоятельных, не имеют конкретного лексического и общего грамматического значения, не изменяются, не являются отдельными членами предложения, они выполняют лишь служебные функции в предложении.
К служебным словам относятся предлоги, союзы и частицы.
Предлог – служебная часть речи, которая в сочетании с косвенными падежами имен существительных, местоимений, числительных, склоняемых субстантивированных слов выражает различные отношения между формами имени и другими словами в словосочетании и предложении.
Союз – служебная часть речи, выражающая грамматические отношения между членами предложения, частями сложного предложения и отдельными предложениями в составе связанного текста.
Частицы – служебные слова, которые придают дополнительные смысловые, модальные, эмоциональные оттенки предложениям и отдельным словам или служат для выражения грамматических отношений. Модальные и эмоционально-экспрессивные частицы – бы, пускай, ну, ну-с, а ну, ну-ка, да и др. [20, с.154].
Успешным изучение служебных частей речи в средних классах будет эффективнее, если хорошо усвоить принципы выделения частей речи и использовать эти принципы при изучении каждой их них. В соответствии с этим, учащихся следует научить сравнивать служебные части речи с самостоятельными. Учащиеся должны знать, что служебные слова, в отличие от самостоятельных, не имеют собственного общекатегориального значения, не изменяются (не образуют форм слова), их синтаксическая роль тесно связана с функциями самостоятельных слов: служебные слова служат для связи между самостоятельными единицами - словами и предложениями).
В Программа по русскому языку 5–9-й классы (авт. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В.) изучение служебных слов начинается с 5 класса при изучении раздела: «Знаменательные и служебные части речи, функции служебных слов».
В седьмом классе в Программе представлены следующие темы:
1) Предлог.
2) Союз.
3) Частица.
О служебных частях речи в школьный курс русского языка вошли понятия, характеризующие способ строения термина, а также их лексико-синтаксическую, лексико-структурную или лексико-семантическую особенность. Рассмотрим их.
Под системой в методике понимается подразумевается такая последовательность уроков, в которой предусмотрено планомерное, подтвержденное теоретически и практически распределение учебного времени по темам курса, преемственные и перспективные связи уроков, разнообразие типов уроков [25,45].
Следует учаесть, что систему создает понимание роли, места, задачи, цели каждого урока. Система уроков предусматривает также выделение циклов уроков по основным этапам учебного процесса.
В цикле уроков русского языка соблюдаются следующие требования:
— более или менее равномерно чередуются уроки, на которых вводится новая тема, и уроки, на которых новые темы не вводятся;
— предусматриваются не только темы, связанные с усвоением новых частей речи, но и темы другого порядка (правописание различных частей речи).
Целенаправленное обучение по развитию представлений о служебных частях речи проводится в виде различных упражнений.
При ознакомлении со служебными частями речи учащимся можно предложить следующее упражнение.
Упражнение 1. Прочитайте текст и подумайте: почему он приводится в начале данного раздела? К какому виду чтения стоит обратиться, чтобы суметь обоснованно ответить на вопрос?
Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире, и самому себе. Ведь, чтобы о чем-то говорить и даже думать, надо его как-то называть, именовать.
<...> Мы начинаем узнавать мир по его именам. Язык здесь – учитель, а каждое слово – небольшой урок «всеговедения». <...>
Есть в языке и такие слова, для которых называть – не главное. <...> Задача их – помогать другим словам соединяться: завтра или послезавтра, читать в библиотеке. Эти слова называются служебными – они «гайки» и «винтики» в руках говорящего, когда он берется строить предложение. Разная работа лежит на «плечах» предлогов, союзов и частиц, но без них в языке не обойтись...
Как мы видим, есть два типа слов. Первые называют мир, они – этикетки-имена. В них хранятся знания языка о мире. Вторые несут в себе знания не столько о мире, сколько о языке: как с ним управляться, чтобы говорить? С их помощью говорящий из разрозненных знаний о мире организует связную речь.
Первые более изменчивы: они приходят и уходят вместе с вещами и понятиями, меняют свои значения, чутко отражая все изменения в жизни общества. Вторые более независимы и постоянны.
Вопросы:
1) Как вы полагаете, для чего автор использует при построении текста прием сопоставления? Что с чем сопоставляется? По каким признакам?
2) Найдите абзацы, в которых говорится о служебных частях речи. Изложите своими словами, что о них говорится.
3) О назначении (функции) какой служебной части речи не сказано в данном тексте? Какова ее функция?
Если вам нужна новая курсовая работа с высокой степенью оригинальности, вы можете заказать ее на этом сайте.